Домой » Пишем лонгрид, который 100% дочитают до конца: техника + советы + лучшие практики

Пишем лонгрид, который 100% дочитают до конца: техника + советы + лучшие практики

от Ekaterina
Пошаговая инструкция о том, как сделать и написать лонгрид + лучшие практики

Лонгрид — это объёмные статьи (от 10 тысяч символов), на прочтение которых требуется от 15 минут. Обычно в нем много иллюстраций: графиков, фото, видео и даже мультимедийных элементов.

Но длинные тексты отталкивают читателя, вызывают желание побыстрее закрыть страницу и поискать смешные картинки с котиками. Я расскажу поэтапно, как писать лонгриды, которые будут читать до конца.

Этап №1: подготовка

Как подготовится к написанию лонгрида

Главная цель любого текста — раскрыть основной смысл. В лонгриде задача усложняется, потому что текст объёмный, а значит, требует более тщательной подготовки. Делайте следующее:

  • Определите целевую аудиторию. Не стоит игнорировать этот пункт, потому что он очень важен. Составьте портрет вашего читателя. Какой стиль текста ему будет интересен? Какие специальные термины будут уместны и можно оставить без объяснения? Например, если вы планируете, написание статьи про историю маникюра, использование технических терминов будет не к месту. Обо всех тонкостях определения ЦА можно прочитать в этой статье.
  • Подумайте, где искать идею. После определения вашей аудитории надо придумать идею. Это можно сделать после просмотра кино, прочтения книги, посещения выставки. Проанализируйте сюжеты, изучите дополнительные источники по теме и напишите правдивую историю о том, как всё обстоит на самом деле.
    Если любите популярные видео игры, напишите о причине их популярности. Таким образом, вы можете поделиться любой полезной информацией с читателями. Главное — чтобы она была для них полезна и интересна.
  • Изучите основную и дополнительную информацию. Хорошо проанализируйте нужный материал. Помимо Википедии, ссылок выдачи популярных поисковиков можно использовать дополнительные источники:
    Люди, работающие в нужной сфере, профессионалы и эксперты.
    Чтобы понять, где их искать — обратите внимание на тему статьи. Например, статья о реалиях журналиста. Можно побеседовать со знакомыми журналистами, поискать соответствующие паблики в соцсетях или написать на журфак. Там вам будут рады помочь. Также можно:
    • Посмотреть документальное кино. Иногда просмотр документалки по вашей теме заменяет несколько часов поиска материала. Там за вас уже сделали обзор и рассказали понятным языком. Вам останется только переписать информацию в нужном ключе, добавив дополнительные материалы.
    • Пользоваться сервисом Google Books. Там встречаются настоящие книжные находки по разным темам. Она послужат достоверным и надёжным источником для вашего материала.
    • Услугами Консультант Плюс. Он помогает быстро найти нужный закон, если об этом нужно упомянуть в лонгриде.
    • Просматривать удалённые страницы. Это может быть полезно. И для этого есть сервис Wayback Machine. Он также позволяет увидеть, как менялся онлайн-ресурс в течение своего существования.

Этап №2: планирование структуры и начало работы

Планирование структуры и начало работы лонгрида

Самая важная часть работы — это структура лонгрида. От этого зависит станет ваш текст интересен или нет. Постоянно думайте о том, что материал должен легко и увлекательно читаться. Тезисно накидайте план текста. В процессе написания он может меняться, но основные идеи у вас уже будут наготове.

Что читатель увидит первым делом, прежде чем примет решение читать текст или нет? Заголовок и картинку. Это главные инструменты, которыми привлекаются читатель на первом этапе.

  • Заголовок — это то, что отражает тему всего текста. Приглашает к прочтению, нажатию на ссылку. Не используйте избитые выражения и банальные клише. Это признаки некачественной работы, что обязательно заметят читатели и не станут читать сам лонгрид. Если вы затрудняетесь составить интересный заголовок, продумайте сам материал — возможно, его нужно доработать. Чтобы написать крутой заголовок существует много особенностей и о них можно прочитать в этой статье.
  • Введение или лид — небольшой текст, который показывается в ленте под основным заголовком. Он дополняет заголовок и кратко раскрывает суть основной статьи. Если подзаголовка нет, в ленте отображается первая часть текста лонгрида. Это не всегда выгодно выглядит для читателя. Даже если вы пишете коммерческий лонгрид, во введении вы творчески свободны. Его цель — подвести читателя к основному тексту. Дополнительно о введении.
  • Иллюстрация или обложка — «лицо» статьи, включающее в себя медиафайл (видео, картинка или гифка). Он показывается в ленте или вверху основного текста. И не менее важен, чем предыдущие два пункта. При выборе картинки для представления лонгрида руководствуйтесь такими правилами:
    • Высокое качество — фото без битых пикселей и замыленности. По качеству картинки будет складываться первое впечатление о качестве текста.
    • Вертикальные фото — лучше не использовать. Они занимают много места на экране и по оформлению выглядят нелепо.
    • Картинка с водяными знаками — недопустима.

Этап №3: написание текста и заключительные работы

Работа над текстом — основная часть. Эта деятельность состоит из своих особенностей.

  • Начинайте с самого интересного, пока есть идея, не обращая внимания на ошибки и отступы. Потом вы обязательно приведёте всё к нужному формату. Скучное и занудное начало не понравятся читателю, и он не станет читать ваш текст.
  • Не нужно стараться закончить лонгрид здесь и сейчас. Это не пост в инстаграм и тут нужна качественная и долгая, детальная проработка. Делайте паузы, отдыхайте и потом снова возвращайтесь к тексту. В свободное время записывайте идеи в заметки, если они у вас появились.
  • После того как вы написали весь текст, разделите его на несколько частей. Каждая из них должна состоять из подзаголовка, и 4-6 предложений. Каждый абзац должен выглядеть как самостоятельная часть. Это нужно для того, чтобы читатель вернулся и дочитал с нужного абзаца, если не смог осилить текст за раз. Прочитайте материал несколько раз и уберите слова, которые не придают смысла тексту.
  • Не игнорируйте подзаголовки к абзацам, даже если это будет «Начало», «Середина», «Заключение». Так читателю будет легче ориентироваться.
  • Лонгрид — что это такое простыми словами? Это длинный и интересный текст, где можно не бояться творческих экспериментов. Вставляйте интересные фото, аудио, видео, гифки, скриншоты или графики. Единственное условие — всё должно быть «вкусно» и уместно. И важно не переборщить с медиаэлементами. Идеально, если вставлять их через каждые три или четыре абзаца. В другом случае они могут раздражать и сильно отвлекать от текста. Пример удачного использования всех медиа — проект Первого канала, посвящённый масштабному наводнению.
  • Хорошо подумайте над заключением. Если не хотите испортить всё впечатление от текста — всегда пишите концовку, пусть даже небольшую. Сделайте небольшой вывод по статье.

Этап №4: оформление лонгрида

После того, как текст готов, выбраны все необходимые медиа, самое время обдумать, как оформить лонгрид. Все снимки и видео должны органично вписываться в текст. Обязательно подписывайте фото, например:

Примеры оформления лонгрида

Подписывайте фото и объединяйте в карусели. если их много

Объединяйте фото в карусели, если их много, выложить нужно всё.

На все используемые материалы у вас должно быть разрешение. В другом случае автор снимка может пожаловаться на ваш материал.

Если видео содержит мат, а фото жестокие сцены — предупреждайте ещё в начале статьи. Например: «Осторожно, в ролике содержатся нецензурные слова».

После окончания всех работ над лонгридом подумайте об авторских правах.

Виды лонгридов

В зависимости от цели и темы, есть разные типы лонгридов:

  • Портрет — история о конкретном человеке, известной личности. Цель автора — показать знаменитость, таким образом, будто читатель встретился с селебрити выпить чашку чая. Например, статья в Cosmopolitan об известном артисте по имени Гуф.
  • Репортаж — обзор происшествия, события. Такой лонгрид снабжён интересными подробностями, малоизвестными деталями. Например, статья-репортаж о бездомной девочке из Нью-Йорка.
  • Аналитический лонгрид — аналитический текст, который описывает какие-то события и детально их прорабатывает. Помогает посмотреть на событие по-новому, проанализировать причины. Например, проект «Чернобыль. Зона отчуждения» с великолепным визуальным оформлением.
  • Мультимедийный — статья с большим количеством медиа. Текст дополняет многочисленные фото и видео, выполняя второстепенную функцию.
  • Коммерческий — детальный обзор товара или услуги, с целью выгодно её показать. Цель создания лонгрида — продвижение продукта.
  • Реконструктор — воссоздаёт историческое событие, может быть приурочен к значимой дате события. Содержит много фото и цитат по своей тематике. Например, проект издания «Коммерсантъ», посвящённый дню, когда началась Великая Отечественная война.
-50% на все курсы Skillbox

Уникальное предложение — -50% на ВСЕ курсы Skillbox. Получите современную онлайн-профессию, раскройте свой потенциал.

Активировать скидку →

Крутейшие лонгриды: примеры

Вместо заключения хочу показать подборку для вдохновения. Самые интересные лонгриды, которые действительно хочется дочитать до конца.

  • «50 STATES, 50 SPOTS: NATURAL WONDERS» — проект CNN, где собраны все заповедные достопримечательности США. Завораживающие фото и интересный текст.
Крутейшие лонгриды на примерах

Проект CNN — «50 STATES, 50 SPOTS: NATURAL WONDERS»

  • «ЗАБЫТАЯ РОССИЯ» — проект на английском языке, вышедший в NY Times. Посвящён путешествию из Питера в Москву, которое проделала автор лонгрида. Оформление сайта захватывает даже незнающих английский язык.
Примеры крутейших лонгридов

Проект на английском языке — «ЗАБЫТАЯ РОССИЯ»

Примеры интересных лонгридов

Проект — «ВИКИНГИ, ЛЮДИ САГИ: ЖИЗНЬ И НРАВЫ»

  • «КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НЕБОСКРЁБОВ» — всё понятно из названия. Проект, созданный совместно с канадским режиссёром Катериной Чижек. Всё сделано настолько качественно и интересно, что хочется бесконечно изучать материалы.
Лучшие практики лонгридов

«КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НЕБОСКРЁБОВ» — пример качественного и интересного лонгрида

  • «THE WORLD’S BALL» — лонгрид о легендарным футбольных мячах от The New York Times.
Примеры самых крутых лонгридов

«THE WORLD’S BALL» — лонгрид от The New York Times

Популярные виды лонгридов на примерах

Мультимедийный лонгрид — «ЛУЧШИЕ ФОТО 2014 ГОДА»

  • Danny Brown. Sky High — интервью с американским рэпером, Дэнни Брауном. Интересная подача в виде кино. При прокрутке страницы артист словно падает с неба.
Крутейшие лонгриды - пример

Danny Brown. Sky High — интервью с Дэнни Брауном

  • Проект Pitchfork Media об американской певице Жанель Монэ. Прекрасная работа с многослойной вёрсткой, подходящей цветовой гаммой и интересным текстом.
Лучшие практики лонгридов на примерах

Проект Pitchfork Media

Примеры лонгридов - лучшие практики

Лонгрид о группе MGMT

Лонгриды - лучшие практики

Пример лонгрида —проект «Западный скоростной диаметр»

Лучшие лонгриды на примерах

 

0 коммент
0

Почитаем еще?

Оставьте комментарий

Мы иногда используем cookie-файлы, чтобы получше узнать вас и персонализировать контент :) Замечательно!