Домой » Профессия Data-маркетолог: чем занимается специалист по дата-маркетингу, сколько зарабатывает

Профессия Data-маркетолог: чем занимается специалист по дата-маркетингу, сколько зарабатывает

от Ekaterina
276 просмотров
Профессия Data-маркетолог: подробный обзор

Сфера маркетинга находится на стадии серьезной трансформации. Широкое распространение интернета и компьютерных технологий сильно изменили требования к работе маркетолога. Сейчас те, кто не готов перестраиваться, вскоре станут никому не нужными специалистами. Чтобы этого не случилось, требуется осваивать новые инструменты и вырабатывать полезные навыки, например, став Data-маркетологом или, как еще говорят, маркетологом-аналитиком.

Слово Data обозначает «данные» и указывает на принципиальное отличие нового поколения маркетологов от старого – умение работать с большими объемами данных и использовать популярные языки программирования для обработки информации с целью улучшить результаты своей профессиональной деятельности. Чтобы лучше понимать этот новый тренд в сфере маркетинга, давайте посмотрим, какие специалисты и почему нужны работодателям.

Рост популярности Дата-маркетинга

Еще лет пять назад хорошим маркетологом считался тот, кто:

  • умел построить стратегию выхода и продвижения новых товаров/услуг на рынок;
  • сочинял броские и запоминающиеся слоганы;
  • писал продающие тексты;
  • создавал цепляющие месседжи;
  • делал выделяющиеся на фоне конкурентов баннеры;
  • развивал партнерские связи.

Рост популярности Дата-маркетинга

Сейчас все эти навыки тоже нужны, но их ценность в отрыве от умения профессионально работать с данными уже не так велика. Почему? Тут есть два фактора, оказавшие сильное влияние на текущее положение дел.

Повсеместный анализ данных

Если ранее только крупные корпорации утруждали себя сбором различных данных и их анализом, то сейчас этот подход практикуют все успешные компании. Тренд на использование такого Data-Driven маркетинга во всех бизнес-процессах сформировался и продолжает уверенно развиваться. И ему нужны специалисты, разбирающиеся в применении новых IT-технологий для решения обычных задач маркетолога.

Data-Driven маркетинг

Роль самих данных также претерпела серьезные изменения. Ранее их рассматривали как довод, опровергающий или подтверждающий выдвинутые гипотезы. Сейчас же без предварительного сбора и анализа данных в компаниях не высказывают предположений и не принимают никаких решений. В таких условиях бизнесу жизненно необходимы дата-маркетологи, знающие, как заранее все точно просчитать и принять единственно верное решение на основании цифр, а не абстрактных идей или опыта, который имеет все меньше и меньше значения в условиях быстро меняющегося рынка.

Рост спроса на T-shaped специалистов

В последние 3-5 лет сильно растет спрос на так называемых T-shaped специалистов, то есть людей, владеющих на экспертном уровне основной профессией, но еще имеющих развилку (ее символизирует буква «Т») и освоивших смежные специализации на хорошем уровне.

Примеров таких T-shaped-специалистов становится с каждым днем все больше. К примеру, копирайтеры уже давно не просто пишут тексты, а еще изучают основы SEO и маркетинга. Веб-дизайнеры параллельно вынуждены вникать в то, как происходит верстка сайта. Контекстологи получают базовые знания по SMM и SEO. Ну а маркетологам приходится погружаться в освоение языков программирования и анализировать данные.

Чем Data-маркетолог лучше обычного

Как уже упоминалось, ранее маркетологи проводили анализ ситуации на рынке и делали экспертные выводы на основании своих знаний и накопленного опыта. Это все, конечно, имеет большое значение, но благодаря умению работать с цифрами Data-маркетолог устраняет субъективизм при оценке ситуации, вследствие чего анализ и прогнозы становятся максимально точными.

Основные задачи Data-маркетологаВследствие этого дата-маркетологи становятся важнейшим звеном для бизнеса, обеспечивая его уверенный рост и развитие. Такой специалист с легкостью справляется со следующими первостепенными задачами:

  • анализ структуры рынка;
  • прогноз спроса на товары и услуги;
  • оценка возможностей для продвижения новых видов продукции.

Data-маркетологу в точности известно:

  • какие данные требуется анализировать;
  • где их найти и что смотреть;
  • как правильно сделать интерпретацию.

Умение обрабатывать потоки данных позволяет понять:

  • почему потребители заказывают или не заказывают услуги и товары;
  • сколько средств нужно выделить на проведение рекламной кампании;
  • как оценить эффективность показа рекламы;
  • что нужно изменить (логистика, сайт, продажи) и как, чтобы улучшить результаты.

Чтобы стать востребованным профессионалом, придется овладеть немаленьким объемом знаний, но они очень быстро окупаются после трудоустройства.

Какими знаниями и навыками должен обладать Data-маркетолог

Среди софт-скиллов, которые нужно всячески в себе развивать специалисту по Data-маркетингу, выделяют:

  • системное мышление;
  • пунктуальность;
  • коммуникабельность;
  • умение решать нестандартные задачи;
  • способность организовать свою работу (планирование, тайм-менеджмент).

Очень помогает также знание английского языка, т. к. полезная информация по Data-маркетингу появляется в первую очередь на зарубежных площадках.

Знания и навыки Data-маркетологаИз числа хард-скиллов важно иметь:

  1. Умение работать с Диспетчером тегов Гугл, системой аналитики Гугл и Яндекс Метрикой, чтобы настраивать события, ставить цели, анализировать аудиторию и получать различные отчеты о поведении клиентов и их реакции на сайт и рекламную кампанию.
  2. Умение запустить контекстную рекламу в Гугл Адвордс и Яндекс Директ, а также таргетированную в Facebook, Instagram, VK.
  3. Базовые знания в поисковой оптимизации и понимание значений метрик: ER и CPM, ROI и CTR, LTV и CPC, NPS и CPA, ARPU и CPL, CAC и CPO, CLV и CPI, OTS и AFF, RR и CSI.
  4. Владение Power BI – программы от Microsoft для визуализации данных.
  5. Умение управлять базами SQL и хранилищем Google BigQuery для работы с Big Data (большие потоки данных).
  6. Владение языками программирования: Python, DAX, R.
  7. Знание основ создания сайтов, понимание HTML/CSS.
  8. Умение применять системы сквозной аналитики.

Ну, и хорошо бы сразу начать накапливать опыт в сфере внедрения индивидуализированных пользовательских сценариев, настройке ретаргетинга, проведения A/B-тестов.

Big Data в маркетинге

Маркетологи, получившие классическое образование и не умеющие работать с Data, часто не понимают, для чего же так важно им как можно скорее начать осваивать программирование? В ответ на это ведущие эксперты в сфере продаж обращают внимание, что сейчас активно развивается глобальный тренд на автоматизацию. Поэтому программирование в ближайшем будущем станет одним из обязательных навыков для маркетологов.

Применяя возможности языков программирования и популярные метрики, дата-маркетологи смогут легко отслеживать эффективность маркетингового плана, понимать поведение потребителей, точно оценивать динамику продаж, находить закономерности там, где их просто не смогут увидеть простые маркетологи. Ну, и еще специалисты по дата-маркетингу будут визуально представлять данные, что позволит руководству легко понимать все аспекты текущей ситуации и видеть, как их улучшить.

Куда пойти работать Data-маркетологом

  1. В специалистах по Data-маркетингу всегда заинтересованы технологические гиганты. За рубежом это Microsoft и Google, в России – Yandex и Mail.ru. Такие корпорации фактически породили тренд на программистов-аналитиков.
  2. Представители уже сформировавшегося и разрастающегося бизнеса, ждущие многократного роста и ожидающие видеть стабильность во всех бизнес-процессах и на основных направлениях получения прибыли, также с радостью нанимают таких специалистов.
  3. Представители небольшого бизнеса и молодые стартапы постоянно ищут универсальных специалистов, умеющих и анализировать информацию, и заниматься маркетингом, т. к. содержать крупный штат мелкие компании обычно не могут.

Сколько зарабатывает специалист по Дата-маркетингу

Средняя величина заработной платы Дата-маркетологов в России, по данным сайта Russia Trud, составляет 52 тыс. рублей месяц.

Средняя величина заработной платы Дата-маркетологов в России

Спрос на квалифицированных сотрудников выше в крупных городах, где и средний уровень заработной платы значительно больше:

Средний уровень заработной платы Дата-маркетологов

На популярном сайте с вакансиями HH.ru сейчас около пятисот предложений работы для специалистов по Дата-маркетингу. Типичные объявления для регионов выглядят так:

Вакансии для специалистов по Дата-маркетингу

Ну а вот вакансии для специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга:

Вакансии для специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга

Обратите внимание, что иногда попадаются вакансии, в которых допускается удаленный график работы. Поэтому дата-маркетологам из регионов следует искать предложения от работодателей, не ограничиваясь своим географическим округом.

-50% на все курсы Skillbox

Уникальное предложение — -50% на ВСЕ курсы Skillbox. Получите современную онлайн-профессию, раскройте свой потенциал.

Активировать скидку →

Преимущества и недостатки профессии

Среди очевидных преимуществ:

  • отсутствие проблем с поиском вакансий;
  • высокая заработная плата;
  • быстрый карьерный рост;
  • возможность удаленной работы;
  • нескучный рабочий процесс.

К недостаткам с натяжкой можно причислить:

  • необходимость подолгу сидеть за компьютером;
  • высокая степень ответственности за результаты работы.

Как стать Data-маркетологом?

На этот вопрос есть только один ответ – пройти специальные курсы от популярных онлайн-школ SkillBox, Нетология, SkillFactory. Других вариантов нет, т. к. в вузах этой молодой специальности еще не учат, а самостоятельно освоить разноплановые знания очень сложно, если не сказать невозможно.

Так что всем, кто захотел освоить перспективную профессию, остается выбрать курс и записаться на него. Потраченные на обучение средства легко и быстро отбиваются, т. к. новички в этой сфере зарабатывают от 30-40 тыс. руб. (зависит от региона), а накопив небольшой опыт уже можно претендовать на 50-70 тыс. руб. К тому же ввиду того что специалистов пока мало, карьерный рост происходит очень быстро.

Напишите в комментариях, как вы относитесь к тому, что грани между отдельными профессиями сильно стираются, и приходится осваивать смежные виды деятельности, если хочется оставаться востребованными на рынке труда? И, в частности, правильно ли, что маркетологам приходится осваивать программирование для работы с данными?

0 коммент
0

Почитаем еще?

Оставьте комментарий

Мы иногда используем cookie-файлы, чтобы получше узнать вас и персонализировать контент :) Замечательно!