Домой » Профессия «менеджер по продукту» / «продакт-менеджер»: подробный разбор

Профессия «менеджер по продукту» / «продакт-менеджер»: подробный разбор

от Андрей Копоть
Профессия Менеджер по продукт - продакт-менеджер - product-manager

Продукт — это услуга или товар, который можно предложить для внедрения на рынок. Он должен удовлетворять потребности покупателей или пользователей услуг. Продукты бывают:

  • материальные — товары широкого потребления, питание, объекты строительства, научно-технические разработки и т.д.;
  • нематериальные — услуги агентств, предприятий, произведения литературы, науки, искусства, программы для ПК, вещание телевидения и радио и т.д.

Готовая продукция — это результат трудовой деятельности команды во главе с идейным вдохновителем. В статье рассмотрим работу такого лидера и разберём профессию «менеджер по продукту»:

Если после прочтения у вас останутся вопросы, то задавайте их в комментариях.

Кто такой менеджер по продукту и чем занимаетсяЧто делает, чем занимается, какие функции и обязанности у Product-менеджера

Менеджер по продукту — это специалист, отвечающий за разработку нового продукта, ведение кампании по запуску на рынок, определение смыслового значения продукта.

Обязанности продакт-менеджера (ПМ) поэтапно:

  • Анализ. Исследует рынок на предмет необходимых людям товаров. Придумывает разные идеи, отбирает приоритетные и отвечает за концепцию продукта. Для защиты идеи могут приглашаться дизайнеры, юристы, финансисты и другие специалисты, но продакт-менеджер всем этим руководит. Анализирует кому может быть нужен продукт, на какую часть рынка можно рассчитывать, какие бизнесы возможно привлечь для сотрудничества. Руководствуется идеей «УТП» — уникальное торговое предложение.
  • Бюджетирование. На этом этапе продуктолог просчитывает все варианты финансовых издержек и решает выгодна ли будет кампания. После утверждения идеи надо определиться, как это продавать и кому это нужно. Начинается разработка бизнес-кейса, оценка рынка, технический маркетинг. Проводятся встречи со всеми участниками проекта (третьи стороны), собираются прайсы, производятся расчёты.
  • Финальные работы и запуск. Происходит определение даты релиза продукта, согласование рекламной кампании в рамках запланированного бюджета. Далее, начинается закупка всего необходимого для работы. Затем, формируется рабочая команда, определяются задачи для каждого участника и сроки их реализации. Пока дизайнеры, разработчики, таргетологи, специалисты по контекстной рекламе, SEO-шники выполняют свою работу, продакт-менеджер формирует подсчёты, готовит комплект документов по продукту (включая наполнение для сайта), разрабатывает план продвижения (может вместе с маркетологом).
  • Контроль после внедрения. Продуктолог ездит на точки продаж и сам всё объясняет продавцам, если это физический продукт. Проводит обучение, на котором рассказывает идеи проекта, определяет целевую аудиторию, методы продажи. Далее, product-manager оказывает всем информационную и психологическую (если потребуется) поддержку. Проводит презентации продукта, ходит на встречи, клиентские мероприятия. Ездит на продажи и собирает фидбеки от покупателей (все ли довольны, что исправить).

После того как продукт начал активно продаваться, продуктолог и его команда продолжает заниматься кампанией и продвижением. Чаще всего нужна доработка, совершенствование или оперативное исправление недочётов. По мере улучшения товара менеджеру по продукту нужно всё меньше времени для надзора, поэтому они часто ведут несколько проектов.

Где продакт-менеджер берёт идеи для нового продукта

Где брать идеи для создания продукта

  • Мировые тенденции. Многие анализируют рынки Азии, Европы и Америки. Наблюдают за передовыми технологиями и находят в этом источники вдохновения.
  • Интересы заказчиков. Специалист по продукту ездит к потенциальным клиентам, проводит интервью по потребностям и выясняет кому и что нужно, насколько срочно и для каких целей.
  • Длительное создание. Касается идей стартапа. Проводится мониторинг идей методом «мозгового штурма», отбираются интересные идеи и прорабатываются по схеме выше.

Бывает, появляется человек, предлагающий что-то интересное и продуктолог на основе этого придумывает своё. Или, вообще, после просмотра кино, картины, книги — работа продакт-менеджера творческая профессия и идеи могут прийти откуда угодно.

Сколько зарабатывает менеджер продукта в Москве и по России

Согласно данным сайта superjob.ru средняя заработная плата на настоящее время:

  • Москва — 52 тыс. руб.;
  • СПБ — 40 тыс. руб.;
  • Ниж. Новгород и Ростов — 30 тыс. руб.

Работодатели готовы рассмотреть новичков при знании английского языка и ПК на уровне продвинутого пользователя. Зарплаты, предлагаемые начинающим продуктологам:

  • Москва — 30-45 тыс. руб.;
  • СПБ — 25-32 тыс. руб.;
  • Ниж. Новгород и Ростов — 15-20 тыс. руб.

Более высокие гонорары предлагают специалистам с образованием в отрасли digital и стажем работы продакт-менеджером от двух лет:

  • Москва — 70 тыс. руб.;
  • СПБ — 55 тыс. руб.;
  • Ниж. Новгород — 37 тыс. руб.;
  • Ростов — 35 тыс. руб.

Максимальная зарплата профессионалов-продуктологов, со стажем работы не менее трёх лет, может достигать:

  • Москва — 130 тыс. руб.;
  • СПБ — 100 тыс. руб.;
  • Ниж. Новгороде — 70 тыс. руб.;
  • Ростове — 60 тыс. руб.

Согласно исследованию трудового рынка, 53% соискателей должности продакт-менеджера — молодежь (до 30 лет), 37% — люди в возрасте 30-40 лет.

Согласно сайту trud.ru, Рейтинг областей России по уровню зарплаты для профессии Продакт-менеджер выглядит следующим образом:

Как стать менеджером по управлению продуктами

Специальность достаточно новая и, вполне вероятно, вы не только не мечтали в детстве стать продуктологом, но и не знали о профессии. В вузах подготовка не осуществляется, а значит, если вы хотите стать продакт-менеджером, пути следующие:

  • Самостоятельно, с нуля. Придумать идею, собрать команду и вперёд. Но прежде нужно хорошо обдумать сможете ли в достаточной мере изучить рынок, ценообразование, конкурентоспособность и ещё очень много аспектов. Плюс, получится ли у вас мотивировать команду, обучить и правильно донести мысль. Можно найти специалистов с большим опытом и просто попросить поделиться мнением, знаниями. Однако такие люди имеют плотный график и возлагать больших надежд на них не стоит.
  • Из команды. Работая одним из участников разработки продукта, можно набраться достаточно опыта и позже отправиться в отдельное плавание. Здесь будет приобретён опыт, полезные навыки, заведены нужные знакомства и ещё много плюшек.
  • Из смежной сферы. Дизайнер, программист или маркетолог тоже могут прийти к профессии продуктолога. Продакт-менеджмент подразумевает вовлечение многих профессий в кампании, а потому набравшись опыта и придумав интересные идеи — многие специалисты решают освоить новый профиль.

Первый путь очень сложный, без опыта невозможно спрогнозировать, что и как пойдёт в ходе кампании. А при вложении средств в проект проблема может иметь большие неприятные масштабы. Второй путь тоже не самый простой. Без опыта человек приходит в компанию на позицию стажера и постепенно набирает нужные навыки. Нужно постоянно проявлять, себя чтобы подниматься по карьерной лестнице. Однако имеется способ который поможет стать Product-менеджером без затруднений. Можно пройти онлайн-курсы по менеджеру продуктов, на которых предлагаются занятия — теория и практика. С помощью опытных наставников специалист может вести кампанию самостоятельно с минимальными рисками. Либо ещё до ведения кампании пройдёт отличную теоретическую и практическую подготовку. Решились?

Для начала предлагаю пробное домашнее задание.

Выберите три главных качества успешного менеджера по продукту:

  1. Организованность.
  2. Стрессоустойчивость.
  3. Коммуникабельность.
  4. Смелость.
  5. Ответственность.
  6. Чувство юмора.
  7. Усидчивость.

Почему вы выбрали именно эти пункты? Ответы оставляйте в комментариях.

0 коммент
0

Почитаем еще?

Оставьте комментарий