Как эксперту выйти на стабильные 100 000 ₽/мес?

Получить план
Агрегатор онлайн-курсов Checkroi.ru Блог Профессии в менеджменте Профессия «Менеджер продукта (продакт-менеджер)» — подробный обзор

Профессия «Менеджер продукта (продакт-менеджер)» — подробный обзор

от Иван Буявец
Опубликовано: Страница обновлена: 3483 просмотров Время прочтения: 13 минут

Продукт — это любая услуга или товар, который можно предложить клиентам. Менеджер продукта, он же продакт-менеджер или продуктолог, связывает бизнес-стратегию, знания о дизайне и потребности клиентов, чтобы разработать такой продукт, который был бы актуальным и ценным для широкой аудитории. Рассказываем, что именно входит в обязанности продакт-менеджера и какие есть перспективы в этой профессии.

Кто такой продакт-менеджер и чем он занимается

Менеджер продукта, product manager отвечает за разработку и вывод нового продукта на рынок. Спектр его обязанностей и необходимых навыков широк. Чем больше будет знать продуктолог о работе специалистов смежных областей, тем более эффективно он сможет заниматься развитием продукта.

Как менеджер продукта отличается от менеджера проектов

Менеджера продукта часто путают с менеджером проектов. Хотя оба специалиста работают в тесном сотрудничестве, их роли различны. Продуктолог контролирует весь жизненный цикл продукта. Он выступает в роли генерального директора: контролирует всё, что связано с распространением, рекламой и менеджментом: от определения стратегии до методов поддержки клиентов.

Менеджер проектов обычно отвечает за один из проектов в рамках разработки большого продукта. Каждый его проект имеет сроки и его задача — завершить проект вовремя и уложиться в рамки выделенного бюджета.

Управление сочетает в себе разработку стратегии, дизайн, работу над качеством и маркетинг для запуска успешного продукта. Здесь так много обязанностей и пересечений с множеством других бизнес-ролей, что эта профессия может выглядеть по-разному в разных компаниях.

Вот общий набор обязанностей менеджера продукта:

  • понимание и представление потребностей пользователей;
  • мониторинг рынка и разработка конкурентного анализа;
  • определение видения продукта, стратегии и дорожной карты;
  • согласование заинтересованных сторон вокруг товара;
  • приоритизация функций и возможностей в рекламе, управлении, продажах;
  • создание общего мозга между более крупными командами для расширения возможностей независимого принятия решений.

Обязанности специалиста могут меняться, когда меняется состав и практика команды. Так если команда не использует скрам-методы, менеджер может самостоятельно определить приоритеты для команды разработчиков и сыграть большую роль в обеспечении того, чтобы все были на одном уровне. Если команда использует скрам, но у неё нет менеджера, то владелец продукта часто берёт на себя управленческие обязанности.

Пошаговый план
«Как эксперту выйти на стабильные 100 000 ₽/мес»
На продаже своих услуг без всякого «наставничества»
Получить план

Востребованность профессии

Продакт-менеджер может работать удалённо, поэтому спрос на специалистов не упал даже во время пандемии. Сейчас в IT-сфере востребованность в таких специалистах высокая и она продолжает расти — рынок остро нуждается в квалифицированных менеджерах.

На сайте hh.ru актуально больше 4000 вакансий на позицию «продакт-менеджера»На сайте hh.ru актуально больше 4000 вакансий на позицию «product manager»

График и формат работы

Сегодня всё чаще продуктологам приходится работать с удалёнными командами. Ему необходимо всегда быть в курсе актуальной информации, поэтому основную часть рабочего времени специалист проводит на онлайн-встречах. Он выясняет, в каком направлении идёт разработка, чем занимается каждая команда и как это соответствует общей цели.

В удалённой работе специалисту особенно помогают полезные программы и сервисы. Основные: мессенджеры для общения, сервисы для звонков, таск-менеджеры для постановки и отслеживания задач и программы для обмена документами.

Зарплата продакт-менеджеров

В зарплатном калькуляторе «Хабр Карьеры» указана средняя зарплата продакт-менеджеров — 140 000 руб. Новички могут рассчитывать на зарплату от 80 000 руб., профессионалы с большим опытом зарабатывают в среднем 250 000 руб.

На позиции директора по продукту можно зарабатывать 500 000 руб. в месяцНа позиции директора по продукту можно зарабатывать 500 000 руб. в месяц

От специалистов, которые претендуют на зарплату от 300 000 руб. работодатель ожидает увидеть:

  • уверенное владение базовыми инструментами: CJM, дерево метрик, гипотезы, А/В-тесты, пользовательские интервью;
  • способность анализировать данные, находить проблемные места и точки роста;
  • практический опыт запуска потребительских и онлайн-продуктов;
  • опыт выхода на российский и международный рынки;
  • свободное владение английским языком;
  • практические навыки управления командой;
  • опыт работы в должности продуктолога от пяти лет.

Плюсы и минусы профессии

Если вы только планируете освоить новую профессию, вы должны заранее понимать все минусы и плюсы будущей работы.

Плюсы:

  • высокие зарплаты и возможности для карьерного роста, особенно в IT-сфере;
  • возможность удалённой работы;
  • интересные обязанности, много свободы действий и мало рутины;
  • возможность реализовать свои лидерские амбиции;
  • возможность завязать много полезных знакомств.

Минусы:

  • высокая ответственность;
  • работа в условиях мультизадачности;
  • необходимо много общаться с людьми;
  • необходимо понимать тонкости работы всех специалистов, которые участвуют в разработке;
  • необходимо уметь сглаживать конфликты между членами команды;
  • высокая эмоциональная нагрузка и риск выгорания.

Навыки, необходимые для работы

Важно понимать, что специалист отвечает за результат продвижения — он собирает информацию о бизнес-направлении, формирует и проверяет гипотезы развития, формирует своё видение конечного результата, определяет основные метрики, собирает и приоритизирует список задач команды, отслеживает результаты работы и решает любые проблемы, возникшие в процессе работы.

Разберём основные профессиональные навыки, которые необходимы для старта в профессии:

  • знание продуктовой аналитики — необходимо знать структуру метрик и инструменты веб-аналитики, уметь проводить А/В-тестирование, анализировать конкурентов и составлять специализированные отчёты;
  • управление по гибким методологиям — специалист должен понимать, что такое скрам и канбан и уметь формировать структуру команды под задачи заказчика;
  • формирование стратегии развития — специалист должен уметь проводить стратегическое планирование и выстраивать процессы внутри команды так, чтобы идея прошла весь свой жизненный цикл и превратилась в рабочий товар;
  • исследование пользователей — специалист должен уметь общаться с пользователями продукта и составлять описание клиентского пути от первого контакта с компанией до повторного обращения;
  • умение работать в специальных программах — собирать аналитику в Excel, ставить и отслеживать задачи в Jira, собирать техническую документацию в ​​Confluence, структурировать данные в Mindmeister и др.

Также специалисту важно обладать знаниями из других сфер. Он должен уметь разрабатывать систему ценообразования и управлять бюджетом, разбираться в маркетинге, дизайне и рекламных коммуникациях. Плюсом всегда будет знание языков программирования и умение разговаривать на одном языке с разработчиками.

Личные качества, необходимые менеджеру продукта

Необходимые софт-скилы:

  • умение принимать решения,
  • лидерские навыки,
  • проактивный подход к рабочим процессам,
  • адаптивность к изменениям,
  • навыки мотивации команды,
  • навыки тайм-менеджмента,
  • умение конструктивно решать конфликтные ситуации,
  • умение мыслить креативно и быть открытым для новых методов.

Как стать менеджером продукта

В вузах только начинают появляться специальности для обучения продакт-менеджеров. Поскольку большая часть таких специалистов требуется в IT-сфере, особенно поможет образование по специальности «создание программных продуктов и информационных систем».

В Санкт-Петебрургском политехническом университете Петра Великого есть программа бакалавриата «Технология разработки и сопровождения качественного программного продукта». Кроме технических дисциплин, студенты изучают технологии разработки ПО и управление проектами

Вот ещё способы стать продуктологом.

  • Самостоятельное обучение. Если вы запускаете собственный товар или услугу на рынок, попробуйте разобраться во всех этапах самостоятельно. Соберите команду, изучите потребности клиентов, продумайте процесс разработки, изучите техническую литературу и опыт коллег — и применяйте в своём деле.
  • Из команды. Если вы работаете в команде разработки и разбираетесь в тонкостях процесса, позже можете отправиться в отдельное плавание. Участвуя в проекте, вы приобретёте опыт product manager, полезные навыки и заведёте полезные знакомства.
  • Из смежной сферы. Дизайнер, программист или маркетолог тоже могут прийти к профессии продуктолога. Продуктовый маркетолог подразумевает вовлечение многих профессий в компании, а потому, набравшись опыта и придумав интересные идеи — многие специалисты решают освоить новый профиль.
  • На онлайн-курсах. За 6–12 месяцев вы научитесь исследовать рынок, строить гипотезы, управлять командой и всеми этапами разработки, разберётесь в продуктовой аналитике и сможете формировать эффективные отчёты для владельца продукта или инвесторов.

Куда развиваться в профессии

Карьерный путь менеджера продукта обычно выглядит так.

  • Юнит лид — руководитель группы продуктов. Обычно эта позиция присутствует в крупных компаниях, которые разрабатывают сложные продукты.
  • Владелец продукта — специалист, который отвечает за то, чтобы товар или услуга соответствовали потребностям пользователей. Он может представлять потребности многих заинтересованных сторон в бэклоге продукта и делегировать часть своих обязанностей менеджерам продукта в подчинении.
  • CPO — директор, в его подчинении может быть несколько владельцев продукта. Это позиция топ-менеджера, который отвечает за стратегическое развитие товаров и услуг на рынке, он стремится к максимизации их ценности для пользователя.

Коротко о главном

Менеджер продукта — специалист на пересечении бизнеса, технологий и понимания пользователей. Он должен понимать потребность пользователя, управлять разработкой, разбираться в аналитике и финансах.

Люди, работающие на должности менеджера  продукта, обладают определённым образом мышления, который формируется и укрепляется на протяжении всего жизненного цикла работы. В развитии карьеры специалист может выбрать несколько путей: перейти к управлению направлением продуктов, стать топ-менеджером и принимать участие в стратегических решениях или начать свой бизнес и запустить свой продукт.

Выбирайте комфортный для себя курс в подборке «ТОП лучших курсов продакт-менеджеров». Минимальный срок обучения — два месяца

1 Коментарий
1

Почитаем еще?

Оставьте комментарий

1 коммент

Евгений

Спасибо за статью, очень интересно. Давно хотел узнать, что это за профессия.

Ответить

Мы иногда используем cookie-файлы, чтобы получше узнать вас и персонализировать контент :) Замечательно!