Как эксперту выйти на стабильные 100 000 ₽/мес?

Получить план
Агрегатор онлайн-курсов Checkroi.ru Блог Профессии в программировании Профессия «Архитектор VR» — кто такой и чем занимается

Профессия «Архитектор VR» — кто такой и чем занимается

Опубликовано: Страница обновлена: 2551 просмотров Время прочтения: 23 минуты

VR, virtual reality — это виртуальная реальность, искусственно созданный мир, который ощущается почти как настоящий. Человеку может показаться, что находясь в таком виртуальном мире он «чувствует» прикосновение его объектов и может прикасаться к ним сам, двигаться и перемещаться и даже летать. В этой статье мы расскажем, кто создаёт эти удивительные пространства, насколько выгодно быть архитектором VR и как им стать, если вы решились.

Кто такой архитектор VR и чем занимается

Архитектор виртуальной реальности — это одна из специализаций разработчиков. Архитекторы VR проектируют такие миры, которые воздействуют на органы слуха, осязания и зрения пользователя почти как реальные.

Сначала VR-архитектор представляет виртуальный мир со всеми его деталями: от рельефа местности и расположенных на ней строительных сооружений до населяющих её живых существ. Чтобы спроектировать и воплотить искусственное пространство, VR-разработчик использует цифровые технологии.

Как устроена система виртуальной реальности

В среднем любая VR-система состоит из следующих компонентов:

●   Математическая модель. Объекты виртуального мира и их окружение существуют в памяти компьютера как детали программы. В эту же программу заложена математическая модель, которая управляет их свойствами и поведением. Она состоит из формул и уравнений, которые воспроизводят объекты реального мира и их динамику. Чем сложнее математическая модель виртуального мира, тем он реалистичнее.

●   Программный модуль. Он преобразует рассчитанные по математической модели параметры объектов в графические данные и команды к подсистеме отображения.

●   Подсистема отображения. Она получает информацию и команды от программного модуля, создаёт объёмное изображение модели и демонстрирует его пользователю.

●   Подсистема обратной связи пользователя. Этот компонент VR-системы регистрирует взаимодействие пользователя с виртуальной средой и сообщает о них математической модели, а та рассчитывает ответные действия. Так устроены интерактивные VR-системы.

В основном VR-архитекторы в работе используют игровые движки — готовую основу, код, который управляет физикой, звуком, графикой, анимацией, памятью и прочими элементами будущего виртуального мира. Самые популярные игровые движки — это Unreal Engine 4 (UE4) и Unity. У них широкий набор инструментов, готовый набор 3D-моделей и возможность импортировать собственные 3D-модели, графику, звук и видео, а также управлять 3D-окружением и программировать варианты взаимодействия пользователя с миром. Для последнего используются языки С++ в UE4 и C# в Unity.

Дизайн VR-пространств похож на гейм-дизайн — в обоих случаях пользователь получает интерактивный 3D-опыт. Но VR-архитектору нужно уделить особое внимание эффекту присутствия, погружённости пользователя в виртуальный мир, нелинейности повествования, естественным ощущениям при перемещении и пространственной оптимизации изображения.

Чтобы добиться этих эффектов присутствия, погружённости и естественности, архитектор VR уделяет внимание нескольким составляющим виртуального пространства.

Изображение. Ощущение глубины виртуального пространства обеспечивают стереоскопические изображения. Это такие пары изображений, которые подаются на левую и правую линзу отображающего устройства: шлема, очков и др. Изображения в паре немного отличаются друг от друга и по отдельности не являются объёмными. Но человек видит обоими глазами одновременно. И находясь в виртуальном пространстве, пользователь видит два изображения сразу и его мозг складывает их в одно объёмное изображение.

Звук. Виртуальный мир, как и настоящий, полон звуков. В процессе их создания нет особенных отличий от создания звуковых эффектов для кино, музыки или игр. Главное, как и с изображениями — реализм и качество. Для максимального погружения ориентиром источников звука задают позицию пользователя и направления его взгляда. Архитектор VR умеет настраивать движки Unity и UE4 так, чтобы они корректно поддерживали звуковое пространство.

Интерактивность. В основном проектируемый архитектором мир состоит из трёхмерных моделей. Но результат его работы часто выходит за рамки визуальной проекции — он реагирует на действия человека в шлеме виртуальной реальности. Такие миры называют интерактивными. В них реализовано моделирование в реальном времени — система в ответ на действия пользователя моментально преобразует изображение, звук и комплекс осязательных ощущений, если они предусмотрены.

Технологии виртуальной реальности сегодня используют не только в играх. На них основаны тренажёры для профессионального обучения лётчиков, космонавтов и водителей крупной техники. В VR-симуляторах тренируются проводить сложные операции военные, спасатели и врачи. VR-технологии применяют в конструировании машин, космических аппаратов и строительных объектов. Они же позволяют устраивать виртуальные путешествия, туры и экскурсии.

Примерный цикл работы VR-архитектора над проектом выглядит так:

  • обсуждение технического задания с заказчиком;
  • проработка идеи виртуальной реальности;
  • декомпозиция на технические задачи;
  • проектирование визуальных и звуковых ощущений пользователя;
  • разработка взаимодействия пользователя с виртуальными объектами;
  • взаимодействие с художниками, программистами и дизайнерами;
  • тестирование проекта, поиск и отладка ошибок;
  • презентация проекта;
  • разработка технической документации.
-50% на все курсы Skillbox

Уникальное предложение — -50% на ВСЕ курсы Skillbox. Получите современную онлайн-профессию, раскройте свой потенциал.

Активировать скидку →
Пошаговый план
«Как эксперту выйти на стабильные 100 000 ₽/мес»
На продаже своих услуг без всякого «наставничества»
Получить план

Востребованность профессии «архитектор VR»

Одна из крупнейших мировых аудиторских фирм KPMG провела исследование цифровых технологий в российских компаниях. В нём она назвала технологии VR среди восьми наиболее активно внедряемых в России. Компании готовы вкладываться в технологии виртуальной реальности, потому что вложения окупаются: симуляция рабочих операций даёт возможность отладить и оптимизировать рабочие процессы и снижает их стоимость.

Технологии виртуальной реальности применяют в одной компании из пятиТехнологии виртуальной реальности применяют в одной компании из пяти. Источник: kpmg.ru

Индустрия виртуальной реальности довольно молода и только набирает обороты. Международная консалтинговая компания PwC в своём исследовании пророчит многократный рост VR-технологий в ближайшее десятилетие. К 2030 году виртуальная реальность усилит своё влияние на мировую экономику в 25 раз и будет помогать в работе 23 млн человек по всему миру.

Эта тенденция коснулась и России — в ближайшие 5–7 лет технологии виртуальной реальности изменят бизнес и специалисты будут всё больше взаимодействовать не с физическими объектами, а их цифровыми двойниками. А дизайнеров и инженеров виртуальной реальности можно найти среди 100 самых востребованных профессий на ближайшие 30 лет по версии РБК.

Специалисты по виртуальной реальности сейчас востребованы в студиях разработки игр и иммерсивных видео, телекоммуникационных, нефтегазовых и металлургических компаниях, строительстве, образовании, медицине и торговле.

График и формат работы архитектора VR

Разработка системы виртуальной реальности — длительный проект, который требует полного погружения. Он предполагает целую команду специалистов разных направлений, от её сплочённости и умения слаженно работать зависит скорость и качество разработки. Поэтому в подавляющем большинстве случаев компании ищут VR-архитектора на полную занятость. Многие рассматривают удалённую работу и гибкий график.

Встречаются вакансии с предложением участвовать в доработке и развитии уже существующего VR-приложения — в таких проектах VR-архитектор может быть занят частично. Есть также предложения проектной работы: разовые задания на разработку какой-либо фичи к сроку. Вакансии этих двух форматов встречаются реже.

Представим наглядно соотношение вакансий по условиям в процентах:

  • полная занятость — чаще всего: 95%
  • частичная занятость — почти не встречается: 2%
  • полный рабочий день — большинство: 64%
  • гибкий график — редко: 10%
  • удалённая работа — достаточно: 20%

Зарплата архитектора VR

Для краткости и наглядности сначала покажем в таблице, как зарплаты VR-разработчиков зависят от их опыта, а потом остановимся на каждой группе подробнее.

Начинающий
Опытный
Профессионал
60–120 000 ₽
120–230 000 ₽
от 230 000 ₽

VR-специалист со знаниями но без фактического опыта в своей первой компании может претендовать на начальную зарплату в 60 000–80 000 руб. Со временем его доход может подрасти и оказаться в районе 100 000 руб.

VR-разработчик со знаниями но без фактического опыта в своей первой компании может претендовать на начальную зарплату в 60 000–80 000 руб

После года работы у VR-архитектора уже есть опыт и возможно выпущенные проекты, он владеет паттернами проектирования и грамотно их применяет, знает принципы написания поддерживаемого кода и умеет находить баланс между идеальным и необходимым. Минимальная зарплата такого специалиста уже ушла за 100 000 руб. на уверенные 20–30 тысяч.

Минимальная зарплата такого специалиста уже ушла за 100 000 руб. на уверенные 20–30 тысяч

Те, кто успел поработать больше трёх лет и понимают весь цикл разработки VR-систем, уже могут брать на себя менеджерские функции. Они могут выступать наставниками для младших коллег и управлять процессами и командой. Они могут описать требования к моделям и локациям, передать их художникам и дизайнерам, принять работу и грамотно интегрировать в движок. VR-разработчику с этими навыками платят больше 200 000 руб.

VR-разработчику с этими навыками платят больше 200 000 руб

Для частичной и проектной работы посчитать доход сложно. Но минимальные оплатные ожидания и в этом случае не ниже 60–80 тысяч руб.

Для частичной и проектной работы посчитать доход сложно

В целом мы видим, что сложность работы VR-архитектора компенсируется высоким уровнем зарплат даже у специалистов с минимальным опытом.

Плюсы и минусы профессии

Начнём с преимуществ работы VR-архитектора, которых больше, чем минусов.

Профессия архитектора VR:

  • творческая — она задействует фантазию и умение визуализировать реальные и выдуманные объекты и их поведение,
  • высокоплачиваемая — в сравнении со среднемесячной зарплатой россиян по данным Росстата,
  • востребованная — в различных сферах от игр и развлечений до медицины и промышленности,
  • перспективная — уже более 20% компаний используют технологии VR и в будущем эта цифра будет расти.

Основной недостаток профессии разработчика VR такой же, как у большинства IT-профессий. Когнитивные способности имеют свойство истощаться и человеку периодически нужно оставлять умственную деятельность и переключаться на другую. VR-архитектору сложно найти какую-то другую деятельность в своей работе. Приходится отдыхать и потом навёрстывать работу в дополнительное время — поэтому у таких специалистов часто ненормированный рабочий день.

Если не навёрстывать упущенное за время отдыха время, сроки сдачи проекта растянутся. А даже небольшие срывы дедлайнов могут привести к стрессу и переживаниям, потере профессиональной репутации и снижению уровня дохода.

Навыки, необходимые для разработчика VR

Планирование. Ещё на этапе обсуждения проекта с заказчиком разработчик VR должен оценить возможность его реализации и представить примерные сроки и необходимые ресурсы. Так он сможет сразу предложить заказчику оптимальные способы решения его задачи.

Пространственное мышление. Так как задача VR-архитектора — представить виртуальную среду во всех подробностях, ему пригодятся умение в деталях представлять новые миры и объекты и воспроизводить существующие.

Понимание психологии человека. Неочевидный, но необходимый для архитектора VR навык. Он поможет сконструировать виртуальную среду, располагающую пользователя к максимальному, естественному и комфортному погружению.

Навыки визуализации и презентации. Они нужны, чтобы максимально понятно и наглядно объяснить готовую идею заказчику и команде.

Технические навыки. Основные хард-скилы, которые VR-архитектор проявляет на этапе разработки. Сюда входят:

  • математическое моделирование,
  • проектирование,
  • работа на игровых движках Unity или Unreal Engine,
  • программирование на C# или C++,
  • 3D-моделирование,
  • тестирование.

Умение работать в команде. Для этого VR-архитектору стоит освоить гибкие методологии разработки семейства Agile и систему контроля версий для командной разработки Git.

Личностные характеристики архитектора VR

Понятно, что в любой профессии в первую очередь важны конкретные навыки. Тем не менее есть и личностные качества, без которых VR-архитектору может быть сложно добиться успеха в работе.

В работе архитектора VR помогут следующие личные качества:

  • развитая фантазия,
  • креативность,
  • внимательность,
  • усидчивость,
  • ответственность,
  • коммуникабельность,
  • пунктуальность.

При вступлении на путь разработки виртуальных миров стоит понимать, что обучение этой профессии, однажды начавшись, будет длиться всю трудовую деятельность. Индустрия молодая и постоянно развивается, порождая новую информацию. Поэтому самое главное — готовность и желание постоянно учиться, тренировать память и систематизировать новый материал.

Как стать архитектором VR

Чтобы стать разработчиком виртуальной реальности, нужно освоить как минимум технические навыки, которые мы перечислили выше. Это можно сделать самостоятельно или получить образование.

Самостоятельное обучение. Полностью обучиться технологиям виртуальной реальности самостоятельно у вас вряд ли получится. Но вы можете подготовиться к обучению «в поле» — если вам повезёт и вас потом без опыта и всех необходимых знаний возьмут, скажем, на стажировку и будут обучать на практике.

Чтобы не идти в новую сферу совсем неподготовленным, освойте один из игровых движков. Опытные разработчики советуют начинать с Unity: сам движок и его язык скриптов C# более просты в освоении, чем Unreal Engine и язык C++. Его системные требование ниже, чем у UE4, проекты и сам он весят меньше, а его сообщество и количество уроков на ютубе огромны — вы сможете найти ответ практически на любой свой вопрос.

Хорошо бы ещё освоить 3D-моделирование. Начать можно с бесплатного Blender, скачать который можно на официальном сайте. У него широкий набор возможностей для создания трёхмерных моделей и анимации.

ВУЗы. Университетских программ по технологиям виртуальной реальности до недавнего времени просто не существовало. С 2017 года некоторые вузы запустили программы бакалавриата и магистратуры по этому направлению: Дальневосточный и Южный федеральные университеты, Политехи Москвы и Санкт-Петербурга и Высшая школа экономики.

В будущем государство планирует открыть больше VR-лабораторий при вузах, а пока существующие программы довольно сырые — так в Политехе Санкт-Петербурга вам придётся 1,5 года учиться по специальности «Машиностроение», прежде чем перейти к виртуальной реальности.

Онлайн-курсы. Это самый быстрый и надёжный способ войти в профессию. Обучение длится 1–2 года, а начать можно практически в любое время — школы регулярно запускают новые потоки. Преподают на онлайн-курсах не профессора-теоретики, а эксперты практики. Они составили программы из реальных кейсов, обкатали их уже много раз и усовершенствовали. Обучение основано на постоянной практике и каждый студент получает опыт и нарабатывает портфолио. Поступив на онлайн-курс по VR-разработке, вы получите доступ к контактам, знаниям и мероприятиям, приблизитесь к индустрии виртуальной реальности и поймёте, как развиваться в ней после выпуска, а школы дополнительно помогут вам с поиском работы и трудоустройством.

Мы подобрали несколько программ, чтобы вы могли выбрать подходящую по длительности и «начинке»

Профессия «Разработчик VR&AR» от Skillbox

Записаться на курс «Разработчик VR&AR» от Skillbox

Вы научитесь разрабатывать проекты дополненной и виртуальной реальности: от игр до обучающих приложений. Вы освоите игровой движок Unity, программирование на C# и 3D-моделирование в Blender. Вы разберётесь в особенностях создания приложений дополненной и виртуальной реальности для мобильных телефонов и для VR-очков. Вы пройдёте дополнительные модули по созданию игр и универсальным знаниям программиста, соберёте портфолио и получите годовой курс английского языка в подарок от школы.

Длительность: 12 месяцев
Стоимость: 112 543 ₽

На сайт курса

Факультет разработки VR/AR от GeekBrains

Записаться на курс Факультет разработки VR/AR от GeekBrains

Вы научитесь создавать проекты дополненной и виртуальной реальности для мобильных и ПК на Unity и C#. Вы узнаете, как создавать собственные инструменты в Unity и отлаживать его производительность, освоите 3D-моделирование и шаблоны проектирования и на базовом уровне поймёте, как создавать многопользовательские сетевые приложения. Вы добавите в портфолио 14 проектов и получите диплом о профпереподготовке государственного образца.

Длительность: 18 месяцев
Стоимость: 139 608 ₽

На сайт курса

Профессия «Разработчик AR&VR с нуля до PRO» от Skillbox

Записаться на курс «Разработчик AR&VR с нуля до PRO» от Skillbox

Вы освоите оба игровых движка Unity и Unreal Engine 4 и научитесь программировать на C# и С++. Вы углубитесь в 3D-моделирование и создание текстур, программирование анимаций и физики частиц и технологии фейстрекинга. Вы научитесь разрабатывать приложения под основные VR-шлемы и VR-очки и дополнительно углубитесь в мобильную разработку на Android и iOS. Вы соберёте портфолио, а школа подарит год изучения английского.

Длительность: 24 месяца
Стоимость: 193 140 ₽

На сайт курса

Как и куда развиваться в профессии

Профессия разработчика VR окончательно окрепнет через 2–3 года. К этому времени технологии дополненной и виртуальной реальности станут повседневностью для большинства людей и большинства компаний. Выбор сфер для VR-разработчиков станет шире: игры, образование, медицина, туризм, промышленность, нефтегазовая добыча, оборонный и космический комплекс и др.

Профессия VR-архитектора многогранна с одной стороны по необходимым навыкам и областям знаний, с другой — с точки зрения применения разрабатываемых решений. Поэтому для профессионального роста разработчику и архитектору виртуальной реальности стоит постоянно совершенствовать технические навыки, развивать кругозор и интересоваться областями, для которых он создаёт VR-системы. Мы рекомендуем следить за новостями на портале holographica.space, посвящённом VR, здесь же есть база знаний и иногда появляются вакансии.

Коротко о главном

Профессия разработчика виртуальной реальности хороша тем, что в ней постоянно есть куда развиваться. Это само по себе приятное состязание с самим собой и возможность постоянно повышать свой доход. А когда VR-архитектор уже умеет создавать системы под разные платформы и устройства, он может выбирать: сосредоточиться на мобильных приложениях или для ПК, разрабатывать под VR-шлемы или VR-очки или уйти в приложения с дополненной реальностью.

У создаваемых VR-разработчиком решений много сфер применения и некоторые из них дают почуствовать причастность к важной миссии: помочь путешествовать тем, кто не может себе этого позволить, сделать обучение спасателей и лётчиков более безопасным за счёт симуляторов, избавить тысячи людей от фобий и др.

Мы рассказали вам о многогранной, одновременно творческой и технической профессии разработчика виртуальной реальности. Она сулит широкие перспективы с учётом того, что 20% российских компаний уже используют VR-технологии и ещё 20% собираются внедрять их в ближайшее время. Станьте одним из первых, кто освоит профессию будущего и начните нарабатывать опыт, имя и карьерные преимущества.

0 Коментариев
0

Почитаем еще?

Оставьте комментарий

Мы иногда используем cookie-файлы, чтобы получше узнать вас и персонализировать контент :) Замечательно!