Домой Рубрики Дизайн-мышление: что это за метод и как его применять

Дизайн-мышление: что это за метод и как его применять

242 просмотров Время прочтения: 16 минут
дизайн-мышление

Вся наша жизнь связана с поиском и принятием решений. Обычно мы отталкиваемся от объективных доводов, строим логические цепочки и разрабатываем планы. Но когда нужно создать что-то новое, привычные методы не работают. Есть риск повториться. В таком случае необходимо изменить подход на более творческий. Такой, как дизайн-мышление.

Творческий подход эффективен и в профессиональной, и в личной жизни. Рассказываем, что такое дизайн-мышление, и почему оно полезно не только дизайнерам.

Что значит дизайн-мышление

Дизайн-мышление — это методология поиска и реализации новых идей, основанная на творческом подходе, а не на аналитическом. В таком случае главное — эмпатия, умение понять пользователя или клиента и его истинные потребности.

Обычно дизайн-мышление базируется на поиске инсайта — неожиданного решения проблемы целевой аудитории после глубинных интервью с ее представителями или другого качественного исследования. Инсайт появляется в неожиданное время — после долгого фонового размышления над информацией о клиенте.

Несмотря на название, этот формат мышления могут использовать не только дизайнеры, но и все, кому нужно придумать новый подход к стандартной проблеме. Такая методика особенно важна для UX- и UI-дизайнеров, чья работа связана с созданием и поддержкой пользовательского опыта при взаимодействии с сайтом или с приложением.

Ежедневные советы от диджитал-наставника Checkroi прямо в твоем телеграме!
Подписывайся на канал
Подписаться

Как появилось дизайн-мышление

Авторство дизайн-мышления приписывают разным учёным. Но важнее не то, кто придумал этот формат, а кто популяризировал. И здесь можно выделить три этапа, связанные с публикациями тематических книг.

Первым дизайн-мышление описал Герберт Саймон в книге «Мысли об искусственном» ещё в 1969 году. Но там этот термин стоял не в центре размышления. Почти через 20 лет, в 1987 году, Уильям Ханон, основатель Института управления дизайном, опубликовал книгу «Дизайн-мышление», где максимально подробно описал подход, который пропагандировал на авторских курсах. В 2010-х интерес к этой теме достиг нового пика с выходом бестселлера «Думай как дизайнер» — настольной книги многих менеджеров.

Книга «Думай как дизайнер»

Книга «Думай как дизайнер» снимает мистический покров с понятия дизайн-мышления

Купить в издательстве МИФ

Эти книги доказали читателям, что симбиоз системности и творчества позволяет находить более неожиданные и свежие решения во всех сферах жизни.

В каких сферах важно дизайн-мышление

С развитием новых профессий, таких как копирайтер или блогер, всё больше людей в работе сталкиваются с необходимостью выделяться и создавать креативные идеи. Для них системный подход дизайн-мышления к креативу стал спасением. Поэтому он достиг такой популярности в начале XXI века.

Дизайн сайтов

Чтобы сделать полезный целевой аудитории сайт, нужно знать её особенности поведения и потребности.

UX-дизайнеры используют принципы дизайн-мышление, чтобы построить удобную и целостную структуру сайта, а UI-дизайнеры — чтобы его каждая страница была понятной и простой. Эта методология помогает определить, где расположить кнопку заказа, по которой покупатель будет чаще нажимать, или где следуют поставить телефонный номер, чтобы пользователь его заметил и воспользовался или быстро его нашёл при необходимости.

Дизайнеры сайтов зачастую работают в связке с маркетологом или аналитиком, чтобы собирать данные об использовании сайта и делать на их основе грамотные выводы.

Специалисты, которые участвуют в процессе: дизайнер, программист, seo-специалист, менеджер продукта и менеджер проекта.

Разработка

Программисты могут применять дизайн-мышление по аналогии с UX/UI-дизайнерами — для создания понятной людям системы мобильного приложения или компьютерной программы. Их работу можно сравнить с инженерами, которые строят надёжные механизмы.

Только инженеры совершенствуют в первую очередь технические характеристики, а разработчики учитывают и эмоции от использования программ. И результат работы инженера можно потрогать, а приложение — только испытать виртуально. Так, лидер группы разработки определяет, какими функциями люди чаще всего пользуются и поэтому их нужно вынести специальным блоком, а какие можно скрыть в отдельный раздел.

Специалисты, которые участвуют в процессе: программист, дата-сайентист, менеджер продукта, менеджер проекта и аналитик.

Маркетинг

Маркетинговые коммуникации строятся на основе проблем и желаний клиентов. Объявления в контекстной и таргетированной рекламе, посты в социальных сетях и email-рассылки начинаются с поиска инсайта. А за одним из подходов к разработке Customer Journey Map — пути клиента стоят те же принципы, что и за дизайн-мышлением.

Дизайн-мышление полезно, чтобы визуально оформить или дополнить тексты. Так, чтобы сделать интернет-баннер, нужно понимать, что привлекает и мотивирует целевую аудиторию. Важно прочувствовать её, представлять в виде конкретного человека с чувствами и желаниями. Такой осознанно разработанный баннер достигнет необходимых целевых показателей.

Специалисты, которые участвуют в процессе: менеджер проекта, менеджер по маркетингу, smm-менеджер, seo-специалист, таргетолог, менеджер по контекстной рекламе, дизайнер и аналитик.

Графический дизайн

Визуальные коммуникации — сложный и интересный процесс, который помогает без слов рассказать историю или проинформировать человека. Небольшие графические элементы или цветовые решения могут изменить настроение или посыл всего дизайна упаковки или логотипа. Так разные оттенки красного отвечают за аппетит и тревожность — чтобы подобрать подходящий, нужно понимать психологию человека.

Даже формы вызывают противоположные ассоциации у разных аудиторий. Так, мягкие линии у женщин старшего возраста могут ассоциироваться с комфортом и плавностью, а у молодых мужчин — со слабостью и беззащитностью. Значит, их будет необходимо использовать в оформлении продукта для первых. И ни в коем случае — для вторых. Чтобы найти эти ассоциации, и сделать правильный выбор важно использовать принципы дизайн-мышления.

Специалисты, которые участвуют в процессе: дизайнер, маркетолог, аналитик и иллюстратор.

Фотография

Как творческие, так и коммерческие съёмки требуют от фотографа большой креативности. В первом случае необходимо впечатлить обычных зрителей, во втором — заказчика услуги.

В зависимости от интересов и источника вдохновения, можно выбрать специализацией съёмку мероприятий, постановочную или предметную съёмку — для интернет-магазинов, бутиков и каталогов. Или даже совмещать разные подходы. И, всё равно, вам понадобится применять дизайн-мышление. Так, чтобы понять, какие кадры сильнее всего привлекут внимание потенциальных покупателей комфортной женской одежды, необходимо распознать их жизненные цели и ценности.

Специалисты, которые участвуют в процессе: продюсер, фотограф, контент-менеджер и smm-менеджер.

Этапы создания идей

Процесс поиска новых идей с акцентом на человеке и его мотивации принято делить на пять этапов. Каждый из них помогает выйти на новый уровень креативности.

Этапы поиска новых идей через дизайн-мышление

Этапы поиска новых идей через дизайн-мышление

Этап 1: эмпатия

Эмпатию по-другому можно назвать сочувствием. Это умение понять человека, погрузиться в его эмоции, привычки и потребности.

На этом этапе нужно изучить пользователя и оценить проблему с его точки зрения. Чтобы собрать как можно больше информации об аудитории полезно погрузиться в тематические интернет-форумы или комментарии у блогеров. Следующим шагом станет глубинное интервью с потенциальными клиентами или понимание технических процессов бизнеса. Только так все продукты станут ориентированными на пользователя.

Если вы создаёте приложение для ресторана, будет полезно почитать отзывы на другие приложения в сторах, а потом во время эксперимента посмотреть, как потенциальный клиент принимает решение о выборе ресторана или службы доставки, где ищет информацию о блюдах и как её сохраняет.

Этап 2: фокусировка

После того как вы собрали максимум информации о целевой аудитории и особенностях её поведения, проанализируйте проблемы аудитории и ранжируйте их.

Решить все проблемы в одном продукте может быть сложно, поэтому необходимо выбрать фокус и сформулировать задачу для решений на следующих этапах. Это может быть ответ на часто задаваемые вопросы клиентов или создание простого интерфейса, понятного в любом возрасте.

Так, для медицинской компании может оказаться важным сделать доступный для пенсионеров инструмент записи к врачу или же собрать в одном месте всю информацию о приёме педиатров для обеспокоенных молодых мам.

Этап 3: генерация идей

Устройте брейншторм для поиска оригинальных решений сформулированной ранее проблемы. Для большей эффективности и разнообразия подходов соберите креативную команду. Она может состоять ваших коллег по бизнесу, сотрудников заказчика или даже вашей семьи и друзей.

Соблюдайте правила брейншторма: заранее озвучьте его цель, записывайте все предложенные идеи, не критикуйте и не перебивайте друг друга. Мозговой штурм — это творческий процесс, как и всё дизайн-мышление. Когда вы соберёте как можно больше разнообразных идей, можно будет перейти к следующему этапу брейншторма — оценке и доработке концепций.

Если собрать команду для креатива невозможно, пройти все эти шаги можно самостоятельно.

Этап 4: прототипирование

После этапа генерации идей, у вас останется несколько наиболее перспективных задумок. Теперь их нужно проверить на практике.

Для этого не обязательно сразу запускать полноценный продакшен, достаточно создать MVP — минимальный по трудозатратам, но достаточный для удовлетворения потребностей клиента вариант.

Разработчики могут сделать тестовое приложение, чтобы оценить удобство и понятность для пользователя. А графический дизайнер — несколько вариантов логотипа разных цветов, и провести опрос, какой больше нравится целевой аудитории.

Этап 5: тестирование

Финальный этап каждой итерации дизайн-мышления — «проверка боем». Запуск и оценка эффективности прототипа или уже готового продукта.

Во время тестирования на целевой аудитории станет понятно, удалось ли решить поставленную на этапе фокусировки задачу. Также на этом этапе можно обнаружить неожиданные достоинства и недостатки продукта. Иногда поведение и мышление человека оказывается совершенно непредсказуемым. Без тестирования на ограниченной аудитории нельзя полноценно запускать проект.

Тестировщиками могут стать действующие клиенты бизнеса, участники профессиональных сообществ в фейсбуке, инстаграме, форумов или просто подходящие по социально-демографическим характеристикам люди. Последних можно найти через таргетированную рекламу — предложить пройти опрос за приятный и полезный бонус.

Как развить дизайн-мышление

Так как весь процесс дизайн-мышления строится на эмпатии, стоит начать с неё.

Усилить эмпатию помогает развитие эмоционального интеллекта. Начните с чтения художественной литературы, где описаны чувства и мысли других людей в нетипичных, отличных от ваших, жизненных обстоятельствах. Полезно глубоко общаться с другими людьми, задавать вопросы о причинах их поступков. Развить дизайн-мышление также помогут книги и онлайн-курсы.

Книги

Эти книги помогут разобраться в механизмах мышления людей, вы станете лучше их понимать и сможете делать более полезные и эффективные продукты:

Онлайн-курсы

В целом дизайн-мышлению можно обучиться самостоятельно и на практике. Или чтобы сократить количество набитых шишек, пройти курсы, где опытные профессионалы учат мыслить и действовать как дизайнер.

  • Курс «Введение в креативность» от ИКРЫ. Email-курс из 30 писем с техниками креативности и тренировочными заданиями для их отработки. Вы научитесь из абстрактных идей создавать рабочие продукты и презентовать их команде. Курс подойдёт копирайтерам, журналистам, продюсерам, дизайнерам, владельцам собственного бизнеса и менеджерам крупных компаний — всем, кому важно придумывать новое в повседневной жизни.
  • Профессия «Продуктовый дизайнер» от Skillbox. Эта профессия особенно подойдёт людям с редким сочетанием развитого вкуса и готовности глубоко погружаться в аналитику. Вы узнаете, что такое дизайн в IT-сфере и чем он отличается от других специализаций и освоите полный цикл создания удобного сайта или приложения: от формирования цели до тестирования прототипа. Курс будет также практикующим дизайнерам, которые хотят сменить специализацию.
  • Профессия «Коммерческий фотограф» от Contented. На серии мастер-классов и воркшопов вы научитесь работать с фотографией как бизнес-инструментом: брифовать клиента, определять цели съёмки, формировать концепции и проводить съёмки и самостоятельно делать постпродакшн материала. В этом тоже пригодятся принципы дизайн-мышления.

Запомнить главное

  • Дизайн-мышление — творческий подход к поиску новых идей на основе эмпатии.
  • Дизайн-мышление полезно в работе специалистам креативной индустрии: дизайнерам, копирайтерам, фотографам, разработчикам — каждому, кому нужно что-то придумать: от плана отпуска до поздравления с юбилеем.
  • Создание идеи через дизайн-мышление состоит из 5 этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототипирование и тестирование.
  • Развить дизайн-мышление можно читая тематические книги или на профильных курсах. В обучении важна практика и новые задачи для тренировки.
0 коммент
1

Почитаем еще?

Оставьте комментарий

Мы иногда используем cookie-файлы, чтобы получше узнать вас и персонализировать контент :) Замечательно!