Домой Профессии в маркетинге Профессия «SEO-специалист» / «SEO-оптимизатор»: подробный разбор

Профессия «SEO-специалист» / «SEO-оптимизатор»: подробный разбор

от Иван Буявец
2258 просмотров Время прочтения: 15 минут
Профессия SEO-специалист: подробный разбор

Поисковые системы – наиболее посещаемые ресурсы в интернете. Каждый из нас ежедневно делает в них запросы: информационного или коммерческого характера. Для пользователей Google и Яндекс – кладезь знаний и помощник на все случаи жизни, а для владельцев бизнеса, блогеров и вебмастеров – способ заработка. Формула проста: чем выше сайт находится в поисковой выдаче, тем больше денег получит его владелец.

Здесь в игру вступает SEO-специалист.

Я постараюсь дать полную и исчерпывающую информацию, кто такой «сео». Но если после прочтения статьи у вас остались вопросы, то, пожалуйста, задавайте их в комментариях. Так вы поможете и себе, и другим узнать то, что интересует по профессии.

Кто такой SEO-оптимизатор

Бесплатный вебинар
Введение в современное SEO: 5 основных шагов к успеху
Чтобы ваш сайт как можно чаще попадал на первую страницу органической выдачи, мы расскажем вам о современном эффективном SEO. Темы прямого эфира: - что такое SEO? - эволюция SEO (Как это было раньше // Современное SEO) - 5 шагов к успеху: работа с поисковыми запросами, технический аудит, мета-теги, контент, перелинковка и юзабилити.
Григорий Богачев
Григорий Богачев Руководитель отдела поисковой оптимизации и электронной коммерции MediaCom Moscow

 

Для начала разберемся с понятием поисковой оптимизации. SEO (search engine optimization) – это всестороннее развитие ресурса с целью повышения его позиций в поисковой выдаче и привлечения трафика из поисковых систем. А seo-оптимизатор (сеошник) – это специалист, проводящий комплекс мер для достижения этих целей.

Кто такой seo-оптимизатор

Считается, что это техническая, а не гуманитарная специальность. Действительно, с одной стороны, сеошник должен знать техническую составляющую сайта, понимать принципы работы поисковых систем и многое другое, но, с другой стороны, это также маркетолог, аналитик и управленец. SEO-оптимизатор должен понимать, как привлечь и оставить человека на ресурсе, уметь анализировать конкурентов и обрабатывать данные из аналитических систем, а на больших проектах управлять командой, которая состоит из программистов, копирайтеров, дизайнеров, аналитиков, креативщиков и других (в зависимости от направленности ресурса).
Чтобы стать таким специалистом, очень рекомендуется пройти обучение.

    Одно письмо в неделю с самыми актуальными статьями
    + обзор digital-профессий!


    *Нажимая "Подписаться" вы даете согласие на обработку персональных данных.

    Чем занимается и что делает SEO-специалист

    чем занимается seo-специалист (1)

    Комплексным продвижением сайта занимаются целые команды. Появились даже отдельные специальности, выполняющие определенную SEO-задачу. Ранее их выполнял один человек. Все из-за того, что с каждым годом объем работ по поисковой оптимизации растет + зависит от места работы: если это агентство, то часто выполняется одна узкая задача на потоке.

    Мы рассмотрим обязанности seo-специалиста, если бы он был на проекте один. В должностную инструкцию входит:

    1. Создание семантической структуры сайта и страниц. Задача заключается в сборе и кластеризации ключевых фраз. При помощи специальных сервисов специалист находит фразы, которые ищут пользователи поисковых систем. Потом он определяет какие фразы должны быть на одной странице и выстраивает ее структуру с логической точки зрения. По простому, анализирует спрос пользователей и дает ответы на вопросы. Затем выстраивает иерархию из страниц в структуру сайта, продумывает навигацию по ресурсу (меню, внутреннюю перелинковку). Также сео-специалист должен обладать аналитическим складом ума и предсказывать желания пользователя: люди могут не знать о каких-то возможностях, надо их показать.
    2. Анализ конкурентов и рынка. Крайне важная часть для бизнеса. При помощи анализа определяются сильные и слабые стороны компании. Появляется понимание о необходимых улучшениях не только сайта, но и бизнеса в целом. В крупных компаниях и проектах эта задача лежит на бизнес- или веб-аналитиках, но это и неотъемлемая составляющая обязанностей SEO-специалиста.
    3. Внутренняя оптимизация сайта. Сюда входит:
      1. совместимость исходного кода страниц с поисковыми машинами (скорость загрузки сайта, чистота кода, HTTP ответы, вспомогательные теги);
      2. совместимость текстов с поисковыми машинами (количество вхождений ключевых слов, заспамленность, тошнота);
      3. маркетинговая эффективность ресурса (ведут ли тексты к целевому действию, адаптивный дизайн и удобно ли пользоваться ресурсом, кликабельные ли сниппеты в поисковой выдаче);
    4. Внешняя оптимизация сайта. Сюда относится наращивание ссылочной массы. Почему это важно? Логика проста: чем больше качественных ресурсов ссылается на сайт, тем качественнее сам сайт. Построение ссылочного профиля на языке сеошников называется линкбилдинг. А он делится на краудмаркетинг (ссылки с форумов и мест, где можно оставить комментарий, а также социальных сетей), аутрич (налаживание связей с блогерами, администраторами сайтов), создание PNB-сетей (сайты, созданные для размещения ссылок на основной), сабмиты (каталоги и справочники) и пресс-релизы (создание инфоповодов в СМИ и информационных сайтах).

    Цели этих мероприятий – повышение трафика ресурса из различных источников, а также повышение продаж. Даже если вы продвигаете блог, то он на чем-то зарабатывает, например, на рекламе. Значит нужно, помимо трафика, еще и повысить ее кликабельность.

    Обратите внимание на подборку топовых курсов по SEO-оптимизации

    Что должен знать и уметь настоящий сеошник

    CMS-системы

    Чтобы быть востребованным на рынке труда и зарабатывать больше, сео-оптимизатору необходимо постоянно актуализировать свои навыки. Знание специалиста должны пополняться чуть ли не ежедневно. Почему? Из расследования The Wall Street Journal мы видим, что Google вносила изменения в алгоритмы в 2010 году – около 500 раз, в 2017 году – около 2400 раз, а в 2018 году – около 3200 раз. Т.е в день вносится порядка 10 изменений. Чтобы отловить изменения, надо проводить большую аналитическую работу с выдачей. Как говорят некоторые сеошники: «алгоритмы надо чувствовать».

    Помимо понимания работы поисковых систем, их основных требований и постоянного анализа, SEO-оптимизатор должен знать:

    • Основные системы управления контентом (CMS). Не надо быть супер программистом и разбираться в ядрах систем, но настраивать CMS и устанавливать плагины должен уметь. Наиболее популярные и часто встречающиеся CMS – WordPress, Joomla!, MODx, OpenCart, 1C-Битрикс, Drupal, Prestashop, Shop-Script;
    • Основы верстки (HTML + CSS + JavaScript). Нужно знать верстку минимум на уровне Junior. Верстать pixel perfect не требуется. Для этого есть верстальщик. Но исправить ошибки и привести ресурс к требованиям W3C сео-специалист обязан. Много работы предстоит с HTML- и мета-тегами;
    • Основы администрирования сайтов. Нужно уметь разворачивать сайты на хостингах и серверах, а также иметь минимальные знания по их администрированию. Сюда включаем работу по FTP и SSH;
    • Основы баз данных. Сео-специалисту нужно уметь делать простые SQL запросы, а еще лучше уметь их оптимизировать, чтобы ресурс работал быстрее;
    • Основы программирования. Большинство популярных CMS написаны на PHP, поэтому нужно его понимать. Python – также неплохой язык для сеошника. Он поможет автоматизировать рутинные задачи;
    • Основы интернет-маркетинга. Помните цели SEO? Повышение продаж и дохода. А без маркетинга их не поднять. Нужно понимать контекстную рекламу, поскольку вы будете конкурировать с ней в поисковой выдаче. Есть отдельная профессия – специалист по контекстной рекламе, но на маленьких проектах ее настройку берет на себя seo-оптимизатор;
    • Основы копирайтинга. Нужно знать хотя бы на уровне отличия хорошего текста от плохого и уметь пользоваться сервисами проверки текстов (Advego, ETXT, text.ru, content-watch, glvrd.ru, turgenev от Ашманова);
    • Основы веб-дизайна и юзабилити. Часто сео-оптимизатор делает прототипы сайтов, которые передаются дизайнерам. Он должен знать как сделать удобный для пользования ресурс;
    • Веб-аналитику. Желательно иметь сертификаты по Яндекс.Метрике и Google AdWords. Нужно много анализировать: целевой ли трафик привлекли, какие страницы приносят больше всего трафика, что делать, чтобы страница приносила больше трафика. Все это можно узнать при помощи аналитических систем;
    • Специализированные программы и сервисы. Их десятки. Они предназначены для разных целей. Например, SEO Frog Spider поможет с внутренней оптимизацией сайта, Wordstat и Key Collector помогут собрать семантическое ядро, сервисы TopVisor и SerpStat помогут определить позиции сайта, но там же можно работать и ссылками, и с ядром, Ahrefs предназначен для мониторинга ссылочной массы. У каждого оптимизатора есть свой любимый набор инструментов. У меня есть подборка инструментов маркетолога – ознакомьтесь;

    Ну и конечно, оптимизатор должен уметь быстро учиться, обрабатывать большое количество информации, обладать аналитическим и стратегическим складом ума, а также быть усидчивым и терпеливым. Терпение и стратегическое мышление – главные качества, поскольку ресурсы продвигаются не один месяц.

    Преимущества и недостатки профессии seo-оптимизатора

    Плюсы и минусы работы сеошником

    К преимуществам можно отнести:

    • широкий выбор места работы. Оптимизатор требуется не только в агентства и веб-студии, но и в собственные отделы маркетинга для работы над корпоративными сайтами. Также учитывайте то, что сеошник обладает навыками контент-менеджера, копирайтера, программиста, веб-аналитика, маркетолога, специалиста по контекстной рекламе, что расширяет возможности для трудоустройства;
    • высокая зарплата. Спрос на поисковой маркетинг только растет, а это значит, что действительно стоящих специалистов отрывают с руками и ногами + оптимизатор это из области IT, а здесь сейчас хороший заработок;
    • перспективы карьерного роста. Выбирайте к чему душа лежит больше: управление, маркетинг, программирование.

    SEO-оптимизатор — только первая ступень в мир IT, а лестницу выбираете сами.

    Но, к сожалению, как и везде, есть недостатки:

    • зависимость от поисковых систем. Представьте, вы разработали стратегию, раздали всем задания, все трудятся в поте лица, работа приносит свои результаты – сайт в топе. Но Google и Яндекс меняют свои алгоритмы и ваш сайт вылетает за топ-10, а иногда и топ-20. И все сначала…;
    • отсутствие единых правил работы. Есть определенные общие алгоритмы работы, но они общие. Регламента работы специалиста по поисковому продвижению просто не существует. Есть базовые вещи, которые должны быть выполнены, а дальше свободное плавание. Но тут можно найти плюс – развиваем творческие способности;
    • много рутины и механической работы. Особенно на первоначальном этапе, когда нужно привести ресурс в базово хороший вид.

    Считаю, что преимущества профессии SEO-специалист явно превалируют над недостатками. Всего лишь издержки, не более.

    Сколько получает SEO-специалист в России

    Как я писал ранее, работать можно в веб-студии, инхаус в компании, фрилансить или вести свои проекты. Диапазон дохода СЕО-специалиста очень широкий.

    Зарплата SEO-оптимизатора в офисе

    Просто посмотрим график с сайта trud.com:

    Зарплата SEO-оптимизатора в России

    Средняя зарплата SEO-оптимизатора в Москве: 70 000 рублей (диапазон от 40 000 до 120 000 рублей).

    Средняя зарплата по России: 40 000 рублей (диапазон от 25 000 до 70 000 рублей).

    Сколько зарабатывает SEO-специалист на фрилансе

    Заработок зависит от количества и «качества» проектов. Обычно устанавливается фиксированная оплата услуг СЕО-специалиста в месяц. Иногда можно встретить оплату по определенным KPI (повышение трафика до определенного уровня или даже повышение продаж).

    Здесь все зависит от самого специалиста, и как он себя продает и преподносит. Если промониторить биржи фриланса, то увидим цифры от 3 000 до 20 000 рублей за проект в месяц. Опытный сеошник может вести до 10 проектов одновременно. На больше просто не хватит времени. Обычно выходит больше офисной зарплаты, но и обязанностей немного больше.

    Заработок на своих проектах никто особо не раскрывает. Но если занимаются, значит имеет смысл;) Собственный проект может как ничего не приносить, так и обеспечивать несколько зарплат в месяц.

    Как стать сеошником

    с чего начать обучение SEO

    Итак, понятно описание профессии SEO-специалист — кто это и чем занимается, но как им стать? Ни в одном ВУЗе не обучают SEO-оптимизаторов. Но есть несколько способов получить специальность:

    • практический. Вооружившись Google’ом и Яндексом ищем специализированные блоги сео-специалистов и компаний, читаем требования поисковых систем (рекомендации Яндекса и рекомендации Google) и книги по SEO, анализируем всю эту информацию и создаем свои проекты. Так получаем реальный боевой опыт. Но есть минус: потребуется некоторое количество денежных средств на создание и поддержание собственных ресурсов + не факт, что вы нашли хорошую рабочую информацию;
    • теоретический. Повторяем предыдущий пункт, только без своих проектов. Пытаемся устроиться помощником СЕО-оптимизатора и далее получаем практический опыт;
    • теория + практика. Самый действенный способ: теоретическое и практическое обучение на онлайн-курсах по SEO-оптимизации. Опытные вебмастера дают теоретическую базу, закрепляется это все на реальных проектах, а в конце выдается сертификат об успешном окончании курсов. С сертификатом намного проще устроиться на работу: он автоматически подтверждает, что у вас достаточно навыков, чтобы приступить к работе.

    Если у вас остались какие-либо вопросы после прочтения статьи, то задавайте их в комментариях. Я отвечу практически моментально.

    0 коммент
    0

    Почитаем еще?

    Оставьте комментарий

    Мы иногда используем cookie-файлы, чтобы получше узнать вас и персонализировать контент :) Замечательно!