Для начала проясним, что это направление аналитики не имеет практически ничего общего с продуктовыми магазинами. Однако Product Analytics – это очень востребованная и перспективная специальность, популярность которой растет с каждым годом.
Простыми словами, продуктовый аналитик – это связующее звено между командой разработчиков и отзывами пользователей о софте компании (программное обеспечение, веб-приложение или сайт, созданный этой фирмой). Такие специалисты очень ценятся на рынке труда, а их заработные платы вне зависимости от региона всегда на высоком уровне. Все подробности ниже!
У вас может возникнуть вопрос — а где и как освоить профессию?
Подборку специализированных программ: 8 лучших курсов по обучению продуктовых аналитиков
Советую также обратить внимание на эти варианты: топовые курсы по продуктовой аналитике от известных интернет-школ
Чем занимаются продуктовые аналитики?
Вполне логично, что представители этой профессии занимаются анализом данных и пользовательского опыта. С этим все предельно ясно. Кроме того, продуктовые аналитики во многом ответственны и за будущее развитие продукта. Однако, если вы решите отыскать во всемирной паутине должностную инструкцию такого специалиста – поиски вряд ли увенчаются успехом. Поэтому нам пришлось очень постараться, чтобы собрать основные функции продуктового аналитика воедино:
- поиск новых возможностей для развития продукта и искоренения имеющихся проблем и ошибок;
- подготовка отчетных данных по продукту в таком формате, что могли понять сотрудники всех подразделений компании;
- работа с продуктовой командой, подтверждение или опровержение их теоретических данных;
- проведение тестирований, исследований пользовательского мнения;
- анализ, анализ, очень много анализа.
Если брать обязанности продуктового аналитика из описаний вакансий, то картина может разниться кардинально. Это связано с тем, что должностные обязанности такого специалиста напрямую зависят от сферы деятельности компании. Благо в продуктовых аналитиках нуждаются компании из самых разных отраслей, и проблем с подбором приятного именно тебе дела возникнуть не должно.
Что должен знать и уметь продуктовый аналитик?
Продуктовый аналитик – это очень ответственная специальность, которая требует определенных профессиональных навыков. И мы с вами можем попробовать собрать в один список основные знания и умения такого сотрудника:
- знает хотя бы один язык программирования, подходящий для аналитики (Python, Java или R);
- умеет работать с инструментами веб-аналитики, например, Google Analytics или Яндекс.Метрика;
- легко визуализирует полученные данные при помощи Tableau, Power BI или аналогов;
- понимает, как работать с базами данных, знаком с SQL.
А развить навыки профессионального продуктового аналитика можно здесь:
→ Лучшие курсы Tableau для маркетологов и аналитиков
→ Топовая подборка курсов по SQL для начинающих
→ Обзор курсов по A/B-тестированию и веб-аналитике
→ Обзор лучших программ обучения по Python
→ Обучение языку R: подборка профессиональных курсов
→ Обзор проверенных курсов по Power BI
Однако, как и любая другая специальность, связанная с высокой ответственностью, зачастую сжатыми сроками работы и возможным стрессом, продуктовая аналитика принимает не всех. О том, какими личными качествами должен обладать идеальный сотрудник в этой отрасли, я вам сейчас расскажу.
Какими личными качествами должен обладать продуктовый аналитик?
Работа продуктового аналитика очень непроста. Она может быть наполнена стрессом и переработками, сжатыми сроками и высокой персональной ответственностью. А значит, на должность продуктового аналитика смело может претендовать лишь человек с сильным характером. Например, такой специалист:
- обладает аналитическим складом ума, куда же без этого;
- очень внимателен, а порой даже придирчив к мелочам;
- не боится решать проблемы, в том числе и других людей (коллег, пользователей и т. д.);
- мыслит системно, а свои идеи излагает очень четко и ясно;
- терпелив и усидчив, если необходимо проделать всю работу заново ради идеального результата – даже колебаться не будет, ведь итог очень важен;
- критику воспринимает конструктивно, а мысли других людей обязательно рассматривает наравне со своими;
- любит числа, однако не больше, чем людей – общаться продуктовому аналитику приходится много.
Надеюсь, что я не сильно напугал вас сложностями этой профессии. Они встречаются не чаще, чем посты ДПС на междугородней трассе. Да и все неприятности в работе продуктового аналитика может сполна компенсировать уровень его заработной платы и весьма интересный рабочий процесс.
Плюсы и минусы работы продуктового аналитика
А какие же плюсы есть у работы продуктового аналитика? Их, к слову, достаточно много:
- высокая востребованность не только на отечественном рынке труда, но и на зарубежных (в который раз убеждаюсь, что английский язык полезен любому специалисту);
- конкурентоспособная заработная плата;
- возможность напрямую повлиять на конечный продукт компании;
- широкие перспективы карьерного роста;
- простота освоения специальности, например, через современные онлайн-курсы.
Есть и минусы, часть из которых я упомянул выше в статье:
- высокий уровень личной ответственности;
- вероятны переработки и стресс;
- работа по большей части сидячая и достаточно монотонная.
Работа по профессии: зарплата и перспективы
Специалисты по продуктовому анализу могут быть востребованы в самых разных компаниях: от интернациональных IT-корпораций до небольших локальных стартапов. Возможностей для успешного старта карьеры в этой области очень много:
- вы можете начать работать на фрилансе и брать небольшие заказы из любой точки мира;
- никто не отменял традиционное трудоустройство в штат крупной компании на младшую должность;
- также, можно присоединиться к небольшой компании, которая лишь начинает развиваться (этот вариант особо актуален для крупных городов).
Однако, большинство работодателей непременно обратят внимание на ваш опыт работы и объем вашего портфолио. Поэтому оптимальным решением может стать получение заветной практики еще в процессе обучения. К слову, большинство современных онлайн-курсов предлагают возможность не только освоить специальность продуктового аналитика, но и получить драгоценный опыт работы. Подробнее об этом я расскажу в конце статьи.
Формула заработной платы продуктового аналитика не сильно отличается от аналогичных специальностей, где на уровень доходов может повлиять опыт работы, географическое расположение компании и направление ее деятельности, должность сотрудника, его талант и т. д. Давайте рассмотрим тему зарплат подробнее. Динамика доходов продуктовых аналитиков в Москве за последний год выглядит следующим образом:
Если рассматривать не только столицу, но и другие крупные города России, получится такая картина:
Самое время взглянуть на вопрос трудоустройства более предметно. Открываем сайт HH.ru и пишем в поисковой строке «продуктовый аналитик». По такому запросу мы найдем более 3 500 актуальных вакансий. Также не забывайте проверять и другие сочетания слов, например «Product Analytics» – это поможет увеличить количество отображаемых предложений.
Итак, если вы – начинающий продуктовый аналитик и ваш трудовой стаж пока что составляет 1 год или даже меньше, то работодатели будут готовы предложить вам оклад от 50 000 рублей в месяц. Для этого вы должны обладать определенными профессиональными качествами:
- хорошее знание математики и основ статистики;
- владение инструментами веб-аналитики;
- умение визуализировать полученные данные;
- хорошие знание Excel, SQL;
- приветствуется владение Python или R.
Продуктовому аналитику с опытом работы более 1 года, компании-работодатели готовы платить минимум 90 000 рублей в месяц. Однако и требования к таким специалистам выше:
- релевантный опыт работы от 1 года;
- уверенное владение основами математической статистики;
- знание SQL и Python на уровне уверенного пользователя;
- гуру Excel и Google-таблиц;
- английский язык на уровне Upper-Intermediate (B2) – желательно;
- аналитический склад ума;
- хорошее понимание веб-аналитики;
- знание и владение Google Analytics и Яндекс.Метрика;
- умение и желание проводить А/Б-тесты;
- знание систем Call-трекинга и CRM:
- умение составлять ТЗ для программистов / дизайнеров – желательно.
Как мы видим, английский язык и сюда забрался. Благо его на онлайн-курсах тоже можно освоить. А вообще, продуктовому аналитику с опытом работы по специальности более 3-х лет, знанием пары-тройки языков программирования и владением иностранным на разговорном уровне, компании без раздумий будут выписывать чек на 250 000 рублей минимум на ежемесячной основе.
Как стать продуктовым аналитиком
Где и как освоить такую специальность, как продуктовая аналитика – это вопрос, который вас наверняка интересует с момента, как вы начали читать эту статью. Итак, как и всегда, вариантов есть несколько: самообразование, вузы, онлайн-курсы. Первые два пути достаточно консервативны, но продуктовая аналитика – это не та профессия, которую можно освоить в полной мере читая книги или просматривая YouTube от «А до Я». А отечественные вузы, к сожалению, не могут предоставить должной практики своим студентам. И в большинстве случаев, выпускники-аналитики по окончании обучения имеют лишь диплом, не подкрепленный реальным опытом работы. Но не время отчаиваться! Мы живем в век технологий, а значит и обучение должно быть современным. Я собрал для вас топовые онлайн-курсы, где можно обучиться на Product Analytics:
→ 8 лучших курсов по обучению продуктовых аналитиков.
Более удобного формата для получения специальности продуктового аналитика еще не придумали. А на онлайн-курсах вы сможете и теорию постичь, и практику получить, и при необходимости, проконсультироваться с личным менеджером по любому вопросу. У таких образовательных программ есть и другие преимущества:
- Освоение специальности в короткие сроки — занятия проводятся в удобное именно вам время, а темп прохождения курса вы можете выбрать самостоятельно.
- Четко структурированная информация — вы изучаете отобранную профессионалами информацию в очень удобном формате.
- Наработанное портфолио — то, что так часто ценят все работодатели. Домашние задания помогут с практикой, а все проделанные работы вы сможете продемонстрировать заказчику в качестве портфолио.
- Удобство обучения — формат занятий дает вам возможность получать информацию где угодно, когда угодно и на любом гаджете.
Если вас заинтересовала профессия — ставьте плюс в комментариях, расскажем, как в ней легко стартануть 🙂