Зарубежные и российские СМИ переходят на новый формат статьей — теперь аналитические материалы сопровождаются яркой инфорграфикой и транслируют любопытную статистику. Это не просто картинки — за ними кроется много часов поиска, обработки и визуализации данных, которыми занимается дата-журналист. Этот относительно новый вид журналистики и своего рода альтернатива традиционной. Кто такой дата-журналист, чем занимается и как им стать, расскажем в нашей статье.
Кто такой дата-журналист и чем занимается
Дата-журналист собирает статистику, отчёты и данные, анализирует источники, делает выводы и на основе этих выводов пишет объективные статьи. Подобные материалы всегда сопровождаются визуальным подтверждением фактов — инфографикой: цифрами, графиками, диаграммами и схемами. Дата-журналист облачает сухую статистику и цифры в понятные живые тексты, переводит на простой язык сложную для восприятия информацию и объясняет её значение.
В 2019 году Россия впервые получила международную премию Data Journalism Awards за достижения в области журналистики данных. Лауреаткой стала журналистка РБК Дада Линделл в номинации «Лучший молодой дата-журналист года» — за статью о неутешительной статистике смертности от ВИЧ в разных регионах России
Дада проанализировала десятки таблиц о смертности россиян и обнаружила, что некоторые причины смерти в них стали появляться чаще — это стало поводом для расследования, в ходе которого выяснилось, что государственные органы в документах искажают реальную причину смертности граждан
Пользуясь статусом журналиста, Даде Линделл удалось добиться раскрытия данных, которые государство намеренно не публиковало, и показать реальную картину происходящего — смертность от ВИЧ стремительно растёт и в некоторых регионах превышает общее количество смертей от ДТП, убийств и суицидов
Востребованность профессии «Дата-журналист»
По рекрутинговым сайтам сложно судить о степени востребованности профессии дата-журналистов, так как подобных вакансий там почти не встречается. Тем не менее, если проанализировать опубликованные материалы крупных СМИ, можно заметить большое количество качественного материала от дата-журналистов.
Так, «Медиазона» провела крупное расследование о вспышке пневмонии в России в 2020 году на основании данных о количестве смертей по регионам в сравнении со средним показателем 2015-2019 годов и разработала подробную интерактивную инфографику с результатами:
Фрагмент статьи «Медиазоны» с компактной интерактивной инфографикой
Lenta.ru посчитала выручку и прибыль ключевых ритейлеров России , основываясь на открытой отчётности компаний и исследований аналитического агентства InfoLine, и выявила закономерность: торговые сети активно скупают друг друга, что приводит к росту цен на продукты.
РБК изучил данные информационного агентства Bloomberg, исследовательской организации «Левада-центра», Forbes и ЦБ РФ и проследил, что происходило в России за 8 лет санкций и как на них реагировали нефть и рубль.
Инфографика РБК демонстрирует реакцию курса валют на санкции 2013-2021 годов
Дата-журналисты пишут резонансные материалы, которые цитируются, растаскиваются по блогам и широко обсуждаются в сети. Такой ажиотаж на руку любому СМИ, поэтому в редакциях создаются отделы дата-журналистики, а специалисты, умеющие находить и обрабатывать большие данные и преобразовывать их в качественные статьи, пользуются большим спросом у работодателей. При этом в России дата-журналистов пока мало — новичок может занять вакантную должность практически без конкуренции.
График и формат работы дата-журналиста
В вопросе организации труда работа дата-журналиста не отличается от работы коллег других направлений. Это может быть полная или частичная занятость в офисе или на удалёнке. Журналисты могут работать в штате или на фрилансе, сотрудничать с одним изданием или публиковаться в разных.
По данным hh.ru по виду занятости вакансии журналистов распределяются следующим образом:
- полная занятость — 70%
- частичная занятость — 20%
- проектная работа — 10%
При этом треть вакансий предполагает удалённый формат сотрудничества или гибкий и сменный график.
Зарплата дата-журналиста
Информацию о зарплате дата-журналистов в открытом доступе найти не удалось — точные цифры обсуждаются с кандидатами на собеседованиях, поэтому мы будем ориентироваться на оплату труда журналистов в общем.
Часто зарплата журналистов зависит от количества опубликованных статей, либо применяется смешанный формат оплаты — оклад + гонорар за выпущенный материал. Тем не менее, на hh.ru можно проследить уровень зарплат этих специалистов в зависимости от опыта:
Начинающий | Опытный | Профессионал |
45-55 000 ₽ | 75–105 000 ₽ | 130–160 000 ₽ |
В зависимости от компании и проекта дата-журналист может называться «дата-редактор» или «редактор для работы с данными и исследованиями». Вилка по зарплате будет та же.
В «Тинькофф Бизнесе» искали дата-редактора в январе 2021 года
Дата-журналист и дата-редактор обладают преимуществом перед коллегами — они умеют обрабатывать данные в сервисах аналитики, делать из них выводы и строить гипотезы и писать статьи на основе этих выводов. Это позволяет им претендовать на более высокий оклад — больше компетенций, выше гонорар.
Плюсы и минусы профессии «Дата-журналист»
Как и в любой профессии, в работе дата-журналиста есть свои плюсы и минусы:
Плюсы | Минусы |
|
|
Отталкиваясь от названия профессии, навыки дата-журналиста можно условно разделить на аналитические и «журналистские».
К аналитическим относится всё, что помогает собирать и обрабатывать большие массивы данных.
Аналитические навыки:
- находить нужные данные в открытых источниках и базах данных;
- запрашивать закрытые данные у их владельцев;
- применять приёмы анализа для разных видов данных;
- владеть программами по обработке данных — Google Data Studio, Power BI, Tableau и др.;
- визуализировать данные — в программах BM ManyEyes, Plotly, Infogram и др.;
- выявлять проблему и тему статьи на основе данных.
Под «журналистскими» навыками мы подразумеваем всё, что помогает непосредственно писать увлекательные статьи.
Журналистские навыки:
- разрабатывать тему и гипотезу статьи,
- мониторить источники информации,
- проверять факты на достоверность,
- находить подход к собеседникам и экспертам,
- быть в курсе актуальных событий,
- владеть иностранными языками — как преимущество,
- знать положения закона о СМИ.
Личностные характеристики дата-журналиста
Журналистика подходит внимательным и дотошным людям, которые готовы тратить часы и дни, перелопачивая цифры и отчёты для подтверждения своих же гипотез.
Рассмотрим другие качества дата-журналиста, которые помогут ему в работе:
- усидчивость — анализ данных может потребовать немало времени,
- настойчивость — не все источники охотно делятся информацией,
- дисциплинированность — журналистам важно соблюдать правила редполитики,
- аналитический склад ума — чтобы анализировать данные и находить закономерности,
- креативность — чтобы визуализировать данные в понятной и стильной инфографике.
Как стать дата-журналистом
ВУЗы пока не готовят дата-журналистов, но если вы окончили факультет журналистики, то можете поступить на магистратуру «Журналистика данных» в ВШЭ.
Новички и практикующие журналисты могут прокачать отдельные навыки в дата-журналистике и попробовать себя в той сфере сразу на практике.
Освоить анализ и визуализацию данных помогут топ онлайн-курсов по Tableau и подборка курсов по Power BI
Другой вариант: вы можете освоить профессию с нуля на онлайн-курсах. Так, онлайн-школа «Нетология» разработала две онлайн-программы для дата-журналистов — расскажем о них подробнее.
Курс «Дата-журналист: истории, основанные на данных» от Нетологии
Курс для новичков, практикующих журналистов, менеджеров продуктов и проектов и блогеров. Вы научитесь писать истории на основе данных и визуализировать их в инфографике.
Вы узнаете, как извлекать информацию из открытых и закрытых источников, каталогов документов и онлайн-библиотек, анализировать большие данные на языке программирования Python и формировать и визуализировать наглядные отчёты в сервисе аналитики Tableau. Вы поймёте, как находить эксклюзивные инфоповоды для статей, и сможете создавать истории из подтверждённых гипотез и фактов и подавать их читателям в понятном виде.
Вы отработаете навыки на практике, а для диплома подготовите статью на основе данных для СМИ или коммерческого блога и добавите её в портфолио. Школа поможет с оформлением резюме, подготовкой к собеседованиям и трудоустройством.
Длительность: 12 месяцев
Цена без скидки: 90 000 ₽
Цена со скидкой: 54 000 ₽
Рассрочка: 4500 ₽/мес.
Курс «Дата-сторителлинг: о чём говорят цифры» от Нетологии
Курс для аналитиков, журналистов, редакторов и контент-маркетологов. Вы научитесь создавать понятные истории на основе данных и сможете превратить сухие цифры в интересные статьи и репортажи.
Вы разберётесь, как находить информацию в открытых и закрытых источниках, извлекать данные из библиотек и анализировать их на Python и в сервисах Table Capture и Instant data scraper. Вы поймёте, как визуализировать данные в сервисах Tableau, Datawrapper и Flourish и подбирать подходящий формат, шрифт и цвет согласно законам восприятия. Вы научитесь находить свою целевую аудиторию и писать для неё понятные истории и расследования.
Вы обменяетесь опытом с преподавателями и коллегами на нетворкинге и отточите навыки на практике. Для обучения на курсе нужно знать языки программирования Python или R и на продвинутом уровне владеть одной из программ — Tableau, Power BI или Excel.
Длительность: 4 месяца
Цена без скидки: 29 900 ₽
Цена со скидкой: 22 425 ₽
Рассрочка: 2242 ₽/мес.
Как и куда развиваться в профессии
Дата-журналист может стартовать как корреспондент в небольших изданиях или сразу работать с данными, а карьерный рост возможен до руководителя отдела и главного редактора. Если вы редактор СМИ или коммерческий редактор, то дата-редактор — одна из возможных ступеней развития в карьере.
Не смущайтесь словом «журналист», эта профессия актуальна не только для СМИ: дата-журналисты и дата-редакторы могут пригодиться в госструктурах, вузах, банках, аналитических центрах и исследовательских агентствах, поэтому перспективы этих специалистов многообещающие.
Коротко о главном
Объём цифровых данных растёт: чтобы получить необходимую информацию, теперь не обязательно обращаться к конкретным людям. Благодаря специальным программам и сервисам дата-журналисты извлекают её из открытых источников или запрашивают в закрытых, пользуясь правом журналиста. У журналистики данных большой потенциал — если вас заинтересовала эта сфера, самое время освоить перспективную профессию.