Public relations или PR — это процесс формирования положительного имиджа между брендом и внешней средой. Компании используют PR, чтобы заявить о новом продукте или сформировать благоприятный имидж компании. В статье разбираемся, кто такой пиар-менеджер, чем именно он занимается и какие навыки ему помогают в работе.
- что должен уметь PR-менеджер в 2021 году,
- в чем выражается новая норма digital PR,
- как изменились инструменты и KPI PR менеджеров.
Кто такой пиар-менеджер и чем он занимается
PR-менеджер отвечает за формирование благоприятных отношений компании с внешней средой — клиентами, журналистами, инфлюенсерами и органами власти. Он занимается публикациями в СМИ, упоминанием в соцсетях и новостях, ищет издания и блогеров для сотрудничества.
Основные обязанности пиар-менеджера:
- подготовка пресс-релизов для СМИ;
- продумывание и организация pr-кампаний;
- планирование и организация публичных выступлений и интервью представителей компании;
- написание текстов для выступлений или контроль работы авторов;
- взаимодействие с инвесторами.
Но pr-менеджер — это не только организатор, он также должен контролировать бюджет pr-кампаний, анализировать выполнение задач всеми участниками кампании и формировать отчёты для руководства.
В своей работе специалист взаимодействует со следующими специалистами:
→ event-менеджер — для проведения мероприятий;
→ копирайтер — для подготовки текстов для СМИ и соцсетей;
→ иллюстратор — для оформления брошюр, плакатов, баннеров, билетов;
→ графический дизайнер — для оформления рекламной продукции, сайтов и соцсетей;
→ бренд-менеджер — для формирования грамотного образа торговой марки.
На рынке также востребованы услуги пиар-агентств. Обычно компании обращаются к их услугам для организации крупной рекламной кампании или перед отстоянными событиями в компании: презентациями продукта или ребрендингом.
Виды пиара
В зависимости от того, в каком направлении пиар-менеджер работает, его набор навыков может меняться. Основные направления пиара классифицируют по цветам:
- Белый — это классический формат продвижения. Специалист предоставляет проверенные данные и достоверную информацию о компании. Именно на этих данных и формируется портрет бренда в СМИ.
- Чёрный — это обман и фальсификация данных, которую используют для продвижения бренда или очернения конкурентов. В ход идут компроматы, украденные переписки, скрытая съёмка и выдуманные сплетни.
- Серый — не предполагает обман, а использует малейшие неудачи конкурентов в собственных целях. Пиарщик могут узнать ЧП на предприятии конкурентов и заказать рекламу в СМИ, в которой происшествие будет широко освещаться и представлять компанию не в лучшем свете.
- Жёлтый — это использование для продвижения бренда громких скандалов, разоблачений и сенсаций.
- Розовый — для продвижения бренда используют мифы и легенды. Обычно пиарщики придумывают необычную историю создания компании или судьбу для медийной личности для повышения внимания.
- Зелёный — в продвижении пиарщики делают упор на экологичность продукта, его безопасность для здоровья и окружающей среды.
- Золотой — в продвижении акцентируется внимание на цене и финансовой выгоде для клиента.
- Вирусный — пиарщики продумывают такую рекламу или легенду, которой люди сами захотят поделиться с друзьями в соцсетях. Таким образом происходит естественная реклама.
- Конфликтный — акцентируется внимание на столкновении интересов. Такой пиар особенно работает в продвижении политических кампаний.
- Судебный — такой пиар используют обычно во время судебных споров, чтобы уберечь имидж заказчика от негативного воздействия.
Востребованность пиар-менеджеров
Пиар-менеджеры входят в топ-10 наиболее популярных профессий в сфере интернет-маркетинга. Таких специалистов нанимают в основном крупные компании, которые хотят укрепить свой имидж, или маленькие компании, которые хотят громко заявить о себе на старте. При этом в крупных компаниях, вроде банков или торговых компаниях, обычно работает целый отдел, который управляет связями с общественностью.
Аналитика hh.ru
PR-менеджмент востребован во многих областях:
- политический — пиар государственных органов и органов власти;
- пиар компаниё и корпораций — пиар промышленных и производственных компаний;
- научный — продвижения научных исследований и учебных заведений;
- внутрикорпоративный — используют для повышения лояльности сотрудников к компании и улучшение корпоративных связей;
- персональный — продвижение личного бренда заказчика;
Пиар-менеджеры особенно востребованы в сфере искусства и развлечений — они часто работают с медийными личностями, продвигают личные бренды и генерируют инфоповоды для упоминания в СМИ и соцсетях.
Зарплата пиар-менеджеров
В пиар-сфере слишком широкий разброс зарплат. Доход пиарщиков зависит от региона, сферы и даже популярности заказчика. При этом сфера пиара считается одной из наиболее высокооплачиваемых в сфере маркетинга и рекламы.
В Москве пиарщики, в среднем, зарабатывают от 80 000 руб. в месяц. При этом новички могут рассчитывать на зарплату не больше 30-40 000 руб. В регионах средняя зарплата — 40-50 000 руб.
Специалисты, которые работают в топовых брендах, крупных корпорациях или с известными медийными личностями зарабатывают в среднем от 200 000 руб. в месяц.
Плюсы и минусы профессии
Отметим наиболее значимые плюсы и минусы в работе пиарщиков.
Плюсы:
- творческая профессия;
- много новых знакомств;
- высокая зарплата;
- престижная, современная специальность;
- работа с интересными людьми;
Минусы:
- стрессовая работа;
- ненормированный график;
- высокая ответственность;
- необходимость искать выходы из нестандартных ситуаций;
- необходимость разбираться в разных сферах: от финансов до копирайтинга.
Основные задачи пиар-менеджера
В вакансиях на позицию пиар-менеджера наиболее часто встречаются следующие требования:
- умение быстро организовать бизнес-процессы;
- понимание методологии работы диджитал-маркетинга;
- понимание трендов в коммуникациях;
- навыки бюджетирования, разработки и полного ведения пиар-кампаний;
- умение организовывать интервью, выставку, конференцию и выступления представителей компании;
- навыки разработки написания пресс-релизов и пресс-китов для СМИ;
- навыки написания текстов разного формата;
- умение проводить переговоры на высоком уровне.
Многие современные компании отдельно указывают в вакансиях «знание инфлюенс-маркетинга». Это новое направление в маркетинге, которое подразумевает взаимодействие с блогерами. Пиар-менеджер должен уметь находить блогеров с интересной аудиторией. Он налаживает с ними отношения, придумывает совместные акции, пишет техническое задание для рекламной кампании, контролирует сроки и качество публикаций в соцсетях и если надо, решает любые проблемы и разбирается с конфликтными ситуациями.
Пример требований в вакансии
Личные качества, необходимые в работе
Специалисту по связям с общественностью в работе помогут:
- хорошая память,
- стрессоустойчивость,
- коммуникабельность,
- умение понятно доносить свои мысль,
- презентабельный внешний вид,
- отсутствие страха выступления перед аудиторией,
- способность находить подход к разным людям,
- умение находить свежие идеи,
- умение сглаживать конфликты.
Как стать пиар-менеджером
Профильное образование по специальности «пиар-менеджмент» можно получить в вузе. В профессию также легко прийти с образованием маркетолога, психолога или социолога. Дополнительно пригодятся знания из области экономики и менеджмента.
Единственный минус высшего образования в пиар-сфере — это то, что студенты зачастую не получают в вузе реального представления о современном пиаре. В институте студенты получают базовые теоретические знания, но не узнают конкретных кейсов современных компаний.
Изучить теорию и отточить навыки на практике помогают онлайн-курсы. Учатся на них обычно от трёх месяцев до полутора лет. За это время вы узнаете, как продвигать бренд, рассчитывать бюджет и оценивать эффективность пиар-кампаний.
Профессия «PR-менеджемер» от Skillbox — это образовательная программа, рассчитанная на 16 месяцев обучения. За это время вы научитесь организовывать мероприятия, писать тексты для публикаций, продвигать бизнес в соцсетях, взаимодействовать с блогерами и восстанавливать репутацию бренда в кризисной ситуации
Куда развиваться в пиар-менеджменте
Для опытного пиар-менеджера открываются широкие возможности для вертикального развития в профессии. Профессионал может выбирать себе интересную область для работы, устроиться в компании мирового уровня, сотрудничать со звёздами и политиками.
Вот основные направления развития в этой профессии:
- Пиар-директор — это лицо компании. Он публично комментирует новости компании от лица руководства и отвечает за продвижение бренда на международном и региональном рынке. Пиар-директор нанимает команду и руководит ею. Он управляет репутационными рисками и лично выстраивает отношения с важными партнёрами.
- Создатель своего пиар-агентства — независимый и опытный пиарщик может собрать профессиональную команду и открыть свою компанию. Агентство оказывает комплексную pr-поддержку компании или помогает в одном направлении — поможет организовать конференцию, тренинг или разработать smm-стратегию.
- Пресс-секретарь — официальный представитель политика, общественного деятеля или ведомства. Он мониторит СМИ, общается с их представителями, предоставляет им достоверную информацию, решает конфликтные ситуации и отвечает на комментарии.
Если вы хотите развиваться в сфере пиар-менеджмента, рекомендуем начать свой путь с pr-курса для начинающих от Международной школы профессий. За три месяца вы научитесь находить инфоповоды и писать пресс-релизы, разрабатывать медиапланы, проводить pr-акции и оценивать их бюджет.