Даже если вы умеете строить долгосрочную стратегию и знаете, откуда эффективнее привлекать трафик для частного садика и железобетонного завода — это ещё не значит, что любая компания готова будет сделать вам офер. Обычно на собеседовании проверяют ещё софт-скилы и задают заковыристые вопросы, на которые непросто ответить сходу. Мы узнали, какие вопросы маркетологу на собеседовании любят задавать hr-специалисты и руководители отдела. Вот подсказки для вас.
Вопросы для проверки хард-скилов
Хард-скилы — это технические профессиональные способности: умение пользоваться инструментами аналитики, запускать рекламу, определять целевую аудиторию и др.
Чем занимались на прошлой работе?
Зачем спрашивают. Работодатель хочет знать, что вы действительно умеете и понимаете ли свою работу.
Как отвечать. Рассказывайте чётко, что делали: если занимались таргетированной рекламой, распишите, что подразумеваете под этим — анализ целевой аудитории, написание объявлений, создание креативов, аналитика или только проверка работы таргетолога. Если опыта нет, расскажите, чему учились.
Какие были результаты на прошлой работе?
Зачем спрашивают. Хотят знать, к чему приводят ваши стратегии продвижения бренда.
Как отвечать. Рассказывайте о конкретных проектах — можно не говорить названия брендов, достаточно сказать «интернет-магазин с техникой Xiaomi». Поделитесь стоимостью лида, CTR и количеством заявок. Дополнительно можете рассказать, как вы этого добились.
Как изменились ваши знания и навыки в маркетинге за последний год?
Зачем спрашивают. В маркетинге постоянно меняются инструменты, алгоритмы продвижения. Поэтому маркетолог должен быть в курсе дел и знать, как пользоваться новыми инструментами.
Как отвечать. Честно расскажите, чему учились и какие курсы проходили. Уточните, как новые навыки и знания пригодились в работе — приведите пример конкретной задачи. Можете также сказать, почему вы изучаете новое и какая у вас мотивация.
Какие три инструмента вы считаете незаменимыми в работе маркетолога?
Зачем спрашивают. Чтобы понять, с какими задачами вы чаще всего сталкивались и какими инструментами умеете пользоваться.
Как отвечать. Если у вас есть опыт, у вас есть и инструменты, которыми чаще всего пользуетесь. Кроме названий объясните, какие именно задачи вы решаете с помощью этих сервисов.
В каких проектах участвовали
Зачем спрашивают. Чтобы определить ваш опыт в работе на крупных или мелких проектах, а также в специфических задачах, которые вам доводилось решать.
Как отвечать. Расскажите о проекте, не просто о как таковом, а о том, в чем были сложности и как вы выходили из затруднительных ситуаций. Чтобы лучше отразить свой опыт, используйте кейсы.
О том, что такое кейсы и как и как их писать, мы рассказывали в статье Как писать кейсы, чтобы они были полезными
Вопросы по основным темам в маркетинге
Зачем спрашивают. Чтобы узнать, действительно ли вы разбираетесь в конкретных сферах маркетинга, о которых вы упомянули в разговоре.
Примерные вопросы по контекстной рекламе:
- Сколько ключевых слов должно быть в группе объявлений?
- По каким признакам вы поймёте, что рекламный бюджет скликивают?
- Какие автоматизированные системы для работы с контекстом вы используете?
- Где выгоднее настраивать рекламу и почему: в яндексе или гугле?
Примерные вопросы по seo:
- Как понять, что счётчик Яндекс.Метрики действительно собирает данные и работает корректно?
- Что влияет на позиции сайта в выдаче гугла?
- Могут ли сайт забанить в поисковой выдаче и за что?
- Посмотрите наш сайт, что бы вы улучшили, чтобы он лучше продвигался в выдаче?
- Как увеличить ссылочную массу и зачем она нужна?
Примерные вопросы по smm:
- В какой социальной сети лучше продвигать салон красоты и почему?
- Как оценить, насколько эффективен smm?
- Что делать, если покупатель написал негативный комментарий под постом?
- Какой конкурс вы бы провели в группе магазина ламината вконтакте и почему? Какие результаты он принесёт?
Примерные вопросы по email-маркетингу:
- Чьи рассылки вам нравятся и почему?
- Как рассылке не попасть в спам?
- По каким показателям можно понять, эффективен ли email-маркетинг?
- Как собрать электронные адреса для рассылки?
Примерные вопросы по контент-маркетингу:
- С какими темами контента вы работали?
- Как продвигать контент?
- Какие блоги вы обычно читаете?
- Придерживаетесь ли вы инфостиля?
Как отвечать. Честно, как знаете. Если не знаете, так и скажите, что не изучали это и больше специализировались на другой сфере. Если у вас большой опыт работы с инструментами, вы всё равно можете что-то забыть. Перед собеседованием пробегитесь по справочникам Яндекс.Директа, Гугл Рекламы, узнайте, какие сейчас алгоритмы в Яндексе и Гугле. Если есть темы, в которых вы не разбираетесь, но собирались, при этом они небольшие, — прочитайте хотя бы поверхностно о них.
В статье «Как рекламироваться в интернете» рассказали об особенностях популярных способов продвижения
Вопросы для проверки софт-скилов
Софт-скилы — личные качества, которые необходимы в общении, управлении командой, работе в целом.
Вопросы о лидерских качествах
Зачем спрашивают. Маркетолог обычно управляет командой. В неё входят копирайтер, директолог, таргетолог и дизайнер. Поэтому ему нужно уметь быть лидером.
Примерные вопросы для проверки софт-скилов:
- Вам комфортнее работать одному или в команде?
- Вы когда-то руководили командой? Каких результатов добились?
- Какие задачи вы можете делегировать своим коллегам?
- Как вы дадите негативную обратную связь, если придётся?
- Что будете делать, если коллеги из вашей команды несогласны с вашим решением или мнением?
Как отвечать. Если у вас есть опыт работы, можете также поделиться, как работали с прошлой командой. Если опыта нет, так и говорите. Но расскажите о том, как лидерские качества проявляли на курсах, в университете, на другой работе.
Вопросы о самоорганизации
Зачем спрашивают. Маркетолог — мини-руководитель. Он организует своё время и время коллег. От того, как пунктуально выполнена работа, может зависеть результат маркетинговой кампании. Также иногда поступают нетипичные задачи, с которыми нужно разобраться — это тоже самоорганизация.
Примерные вопросы:
- Что будете делать, если вам дали задачу, с которой вы никогда не встречались?
- Что такое ответственный сотрудник, по вашему мнению?
- Как проходил рабочий день на прошлом рабочем месте?
- Если время на задачу ограничено и вы понимаете, что самостоятельно выполнить её не успеете, что будете делать?
Как отвечать. Не обманывайте — правда быстро выяснится при работе. Если самоорганизация у вас хромает, попробуйте пользоваться таск-трекерами — сервисами для ведения проектов и их своевременного выполнения.
Вопросы о способностях к обучению
Зачем спрашивают. Маркетинг быстро развивается, чтобы быть впереди конкурентов, без обучения — никуда.
Примерные вопросы:
- Из каких источников вы берёте новые знания?
- Назовите любимые книги, блоги, каналы в телеграме по маркетингу.
- Если вам нужно быстро ознакомиться с неизвестной технологией, где вы возьмёте информацию?
Как отвечать: Вряд ли у вас нет способностей к обучению, так как вы уже освоили маркетинг. Наверняка работодатель также спросит, чем понравились вам книги и статьи. Лучше соберите небольшой список материалов до собеседования и проанализируйте их. Из-за волнения на собеседовании не всегда получается придумать, что сказать. Делайте для себя подборки лучших материалов, чтобы советовать другим и обращаться к ним снова, если что-то забыли.
Посмотрите нашу подборку книг для маркетологов: возможно, найдёте что-то новое или вспомните старое. В подборке 10 книг с кратким описанием
Хитрые вопросы и задачки
Многие компании, когда придумывают, какие вопросы задавать маркетологу на собеседовании, включают в список задачки и вопросы с развёрнутым ответом. Работодатель смотрит, как быстро вы найдёте решение, какие методы используете.
В Aviasales ищут дерзких, остроумных, самоироничных, любознательных и требовательных к себе людей. Поэтому на собеседованиях задают вопросы вроде «какая ты специя?» и просят покритиковать Aviasales
Если просят продать ручку
Зачем просят. Вообще, это уже классический тест для менеджеров и маркетологов. Таким образом собеседующий проверяет образ мышления соискателя.
Как отвечать. Помните, что маркетолог не продаёт, а формулирует выгодное предложение в соответствии с запросами целевой аудитории. Представьте, что собеседующий — потребитель.
Задайте вопросы сами:
- В каких ситуациях вы используете ручку?
- Как часто вы пользуетесь ручкой?
- Что вам нравится в ручке, а чего не хватает или хотелось бы заменить?
Когда получите ответы на эти вопросы, составьте торговое предложение, опираясь на них.
Какую роль маркетинг занимает в организации и почему?
Зачем спрашивают. Таким вопросом работодатель узнаёт, как маркетолог видит интеграцию отдела маркетинга в деятельность компании: с какими отделами взаимодействует и как связан с продажами.
Как отвечать. Отвечайте, как вы считаете. Главное — аргументируйте свою позицию. Если вы считаете, что маркетинг должен контролировать процессы в организации или он важнее продаж — поясните, почему. Работодатель хочет знать, как вы рассуждаете. Не давайте абстрактные ответы вроде «маркетинг занимает важную роль в компании, потому что он повышает продажи». Ваш собеседник и так это понимает.
Какие у вас слабые стороны?
Зачем спрашивают. Это вопрос на честность. Сильные стороны перечислить просто, а слабые — нет. Мы о них либо никогда не думали, либо не признаём, либо преуменьшаем.
Как отвечать. Подумайте об этом хорошо перед собеседованием. Расскажите о своих слабых местах, где что-то не получается. Прокомментируйте, считаете ли свою слабость безнадёжной или её можно исправить. Может быть, вы уже её исправляете.
Что вы думаете о том, что Яндекс.Навигатор запретил отключать рекламу?
Вместо новости о Яндекс.Навигаторе может быть любая другая новость в сфере маркетинга за последнюю неделю или чуть больше.
Зачем спрашивают. Хотят знать, интересуетесь ли вы маркетингом за пределами работы. Вопрос также связан с быстрыми изменениями в маркетинге — если вы не следите за новостями, через три года ваши знания будут бесполезными.
Как отвечать. Даже если вы не слышали новость, по названию понятно, что произошло. Просто порассуждайте вслух на эту тему в плане маркетинга: к чему это приведёт, почему это ошибочное решение или, наоборот, выигрышное.
Есть ли в маркетинге идея, с которой вы несогласны и почему?
Зачем спрашивают. Хотят узнать, умеете ли вы думать, приводить аргументы. Одна из главных проблем маркетинга — стадное мышление. Но в маркетинге нужен, наоборот, самостоятельный, креативный человек со своим мнением.
Как отвечать. Возможно, за время работы вы уже встречались с каким-то правилом, которое нарушали, и достигали лучшего результата. Расскажите об этом. Если такого не было, подумайте на досуге. Любую идею можно раскритиковать, например, формулу AIDA. Предложите лучший вариант как альтернативу. Главное — аргументируйте позицию.
Маркетинг какой компании вам нравится?
Зачем спрашивают. Снова вопрос о том, интересуетесь ли вы маркетингом за пределами работы. Работодатель хочет знать, насколько широк ваш кругозор. У маркетолога он должен быть широким, чтобы использовать чужие идеи, интерпретировать их под бизнес клиента. Также из ваших ответов работодатель узнает, на отечественные или заграничные компании в плане маркетинга вы ориентируетесь.
Как отвечать. Приведите пару примеров компаний с их рекламными кампаниями. Неважно, в интернете или офлайн. Обоснуйте свой ответ — расскажите, чем вам нравятся эти примеры.
Какие книги, видео, подкасты о маркетинге вам нравятся?
Зачем спрашивают. Книги, видео, подкасты обычно создают опытные маркетологи или маркетологи-теоретики. Из них можно почерпнуть много идей и использовать их в работе, также структурировать свои знания. В зависимости от того, как вы ответите на вопрос, собеседник поймёт, что остаётся у вас в голове после прочтения книги.
Как отвечать. Назовите не только название, но и расскажите о том, что вам понравилось в книге или видео, что использовали на практике из них.
Конечно, это не все вопросы интернет-маркетологу на собеседовании. Но если вы технически подкованы и умеете общаться с людьми, ответили самостоятельно практически на все вопросы в нашей статье, у вас есть все шансы на успех.
Если вы ответили на мало вопросов или поняли, что недостаточно подкованы и нужно ещё изучить некоторые темы, обратите внимание на нашу подборку топовых курсов по маркетингу. Прокачивайте скилы и пробуйте свои силы на собеседованиях
1 коммент
Статья – супер! Занимаюсь наймом кандидатов к нам компанию, маркетологов еще не искала. Благодаря статье теперь знаю о чем спрашивать кандидатов. Автору – спасибо!!!