Каждый из нас когда-либо бывал на спортивных соревнованиях как болельщик или даже как спортсмен. Помимо других плюсов, это отличное развлечение! Иногда это мероприятие локального уровня, а бывает — и спортивное событие мирового масштаба. В любом случае, зрители получают много эмоций. Чтобы собрать полные трибуны, запускают рекламу в интернете, на телевидении, делают афиши. Человек, который занимается всем этим, называется «спортивный маркетолог», и о нём моя статья.
Специализированные знания в маркетинге и менеджменте для спортивной индустрии можно получить, пройдя профессиональные курсы: Менеджмент и маркетинг в индустрии спорта
Спортивный маркетолог: кто это и чем занимается
Спортивный маркетолог — это специалист, который продвигает и продаёт спортивные события болельщикам-потребителям. Основная цель работы — извлечь прибыль из спортивных соревнований. Этот специалист работает на стыке спорта и бизнеса. Он должен умело собирать и обрабатывать информацию, чтобы выстраивать правильную стратегию продвижения. Изучает рынок, конкурентов, новые возможности для рекламы и налаживает контакты с разными людьми. Такой специалист постоянно работает, даже если никаких соревнований не проходит. Что входит в его круг задач?
Основные задачи в профессии
- Работа с эмоциями зрителя — соревнования имеют непредсказуемый результат и этим привлекают болельщика. Маркетолог умело использует это в продажах спорттоваров или мерча спортивных клубов и команд. Таким образом реклама влияет и на выбор, за кого болеть. Понимание психологии здесь обязательно.
- Работа с SMM — специалист управляет вовлечённостью потребителей через социальные сети.
- Работа с брендом — хорошая репутация бренда увеличивает прибыль компании. Спортивный маркетолог влияет на этот процесс и делает так, чтобы торговая марка была узнаваема большинством людей. Он создаёт новостные поводы для СМИ, деловые предложения для спонсоров, привлекает знаменитостей и лидеров мнений к рекламе бренда. Постоянное пополнение интересным контентом подогревает интерес и закрепляет у пользователей определённое отношение.
- Работа с постоянным потребителем — важно поддерживать интерес к бренду или событию фанатов и постоянных болельщиков, поэтому маркетологи проводят различные акции, предлагают товары бренда по специальным условиям и пр. Инструмент маркетолога — CRM-система, где можно делать рассылки для информирования.
- Работа с PR и продвижение медийных лиц — опыт в связях с общественностью нужен в том числе для того, чтобы привлекать к продвижению знаменитостей. Согласитесь, если вы доверяете медиа-спортсмену, то будете доверять его рекомендациям приобрести абонемент в этот клуб или купить эти кроссовки.
- Работа со спонсорами и организаторами спортивных мероприятий — общение с меценатами, продюсерами и влиятельными людьми, которые могут выделить средства на организацию события. Привлечение партнёров к промоакциям. Составление задач организаторам мероприятий.
Возможные направления работы: спортклубы, фитнес, коммерческие и некоммерческие спортивные организации.
Что должен уметь спортивный маркетолог
Такой специалист должен:
- изучать конкурентов и рынок;
- изучать и понимать потребности целевой аудитории;
- налаживать связи с лицами, которые влияют на работу спортивного бренда;
- привлекать спортивные организации и спортсменов для участия в мероприятии;
- придумывать концепции и идеи мероприятия, обсуждать это с руководителем;
- детально прописывать дизайн и стиль мероприятия;
- работать со СМИ и журналистами для освещения проекта, организовывать интервью и фотосессии;
- искать подрядчиков, спонсоров, партнёров;
- планировать финансирование;
- анализировать эффективность будущего и проведенного мероприятия, составлять отчёты;
- разработка рекламной и PR-кампании;
- решать правовые вопросы;
- содействовать в заключение рекламных контрактов со спортсменами;
- работать в команде.
Личные качества
Спортивный маркетолог имеет следующие качества:
- самоорганизованность;
- отличные навыки общения;
- стрессоустойчивость;
- внимательность;
- умение работать в режиме многозадачности.
Базовые настройки:
- ответственность;
- нацеленность на результат;
- интерес к своему делу.
Плюсы и минусы профессии
Эта специальность имеет помимо позитивных, негативные стороны.
Позитивные:
- хороший заработок;
- перспективное направление;
- возможность участия в интересных событиях.
Негативные:
- постоянное общение с людьми;
- неравномерная нагрузка;
- постоянный контроль процессов.
Зарплата в Москве и по России
Средний заработок спортивного маркетолога в Москве за 2019/2020 год указан на скриншоте с сайта trud.com:
Средний заработок по регионам:
На сайте hh.ru для помощника спортивного маркетолога зарплата начинается от 40 тыс. руб. В его задачи, по мнению работодателей, входят следующие обязанности:
- готовить уникальные предложения;
- участвовать в проведении промо-мероприятий, а после завершения анализировать результативность;
- умение работать в команде;
- знать все каналы продаж и повышать рейтинг спортивного бренда;
- планировать затраты на рекламные проекты;
- общаться со спортсменами и спортивными командами;
- работать с видео- и фотоаппаратурой;
- разрабатывать контент и знать основные офисные программы.
Специалист среднего уровня, с опытом до 3-х лет, зарабатывает от 60 тыс. руб. Такой кандидат должен:
- настраивать рекламу и работать с сайтом;
- размещать внутреннюю рекламу по фитнес центру;
- планировать и реализовывать маркетинговые мероприятия;
- анализировать результаты рекламных акций;
- искать новые маркетинговые решения для увеличения продаж в сети фитнес клубов;
- контролировать бюджет;
- проводить маркетинговые исследования и продвигать свой бренд;
- проводить клиентские дни;
- проводить медиапланирование;
- курировать подрядчиков;
- составлять отчёты.
Спортивный маркетолог с опытом более 3 лет зарабатывает от 80 тыс. рублей. Он должен иметь отличные навыки общения с людьми. Список требований к такому профессионалу:
- формирование постоянной базы клиентов с нуля;
- создавать и реализовывать рекламные кампании, контролировать все этапы;
- создавать имидж спортивного клуба и укреплять его репутацию;
- анализировать эффективность рекламы;
- заниматься продвижением через социальные сети;
- настраивать Яндекс Директ, Google AdWords и др.;
- работать с обратной связью и негативными отзывами;
- искать и налаживать сотрудничество с партнёрами;
- заказывать полиграфические услуги и сувениры;
- управлять базой подрядчиков (фотографы, видеооператоры, копирайтеры, таргетологи, дизайнеры и др.);
- работать со СМИ.
Как стать спортивным маркетологом
Для успешного проведения спортивного мероприятия, нужно учесть много факторов. Например, надо знать, где и когда его проводить, кого пригласить и какой бюджет потратить, чтобы собрать большую аудиторию. Нужно знать, как и какие провести рекламные акции, чтобы привлечь болельщиков и увеличить их число. Для всех этих процессов есть специальные технологии и приёмы, которыми должен владеть спортивный маркетолог. В одиночку их освоить будет сложно.
Обучение в профильном учебном заведении может приблизить вас к этой профессии, но в теоретическом плане. Практику выпускники нарабатывают уже на работе и сталкиваются со многими трудностями.
С практической точки зрения лучше всего подойдут онлайн-курсы спортивного маркетинга. Такое обучение позволит найти работу быстро и легче справляться с реальными задачами. Преимущества таких программ:
- Освоение профессии за несколько недель — занятия проводятся в удобное время, а темп прохождения программы вы выбираете самостоятельно.
- Чётко структурированная информация — вместо самостоятельного поиска материала в интернете, вы изучаете уже отобранную специалистами информацию в комфортном формате.
- Наработанное портфолио — то, что так часто просят работодатели. Домашние задания помогают освоить материал на практике, а дипломная работа станет вашим портфолио.
- Удобство обучения — формат позволяет получать информацию где угодно, когда угодно и на любом гаджете.
Если вас заинтересовала эта профессия — ставьте плюс в комментариях, расскажем, как в ней легко стартануть 🙂