Левел-дизайнер (на английском – level designer) – это специалист игровой индустрии, который отвечает за создание уровней (англ. level) в игровых продуктах. Иногда левел-дизайнера называют также и гейм-дизайнером, но это не совсем корректно.
Гейм-дизайнер (game designer) создает игру целиком от А до Я. Он придумывает концепцию, продумывает игровую механику, определяет правила игры, возможности геймеров и т. д. И ранее гейм-дизайнер среди прочего занимался также и созданием уровней, но по мере того, как игры становились все сложнее и сложнее, возникла потребность в отдельной специализации.
Так и появилась профессия левел-дизайнера, которая первоначально имела и другие названия – game mapping (создание игровых карт) и environment design (дизайн окружающей среды). Основным инструментом специалиста в сфере level design выступает разработанный программистами редактор уровней, с помощью которого происходит создание и размещение локаций, реализация сценариев для миссий, расположение и вид зданий и т. д.
Рекомендую посмотреть подборку специализированных курсов: лучшие предложения ведущих онлайн-школ по обучению геймдизайнеров
Здесь также собраны отличные программы для создателей игр: Топ-9 курсов для разработчиков игр на Unity
Специфика работы level designer
Поскольку левел-дизайнер работает с встроенным редактором, то из этого понятно, что он начинает трудиться, когда игра почти готова. При этом труд такого специалиста довольно сложный и емкий, ведь ему требуется проработать и реализовать увлекательный геймплей, естественное освещение, соответствующий звук и спецэффекты и т. д. Рабочий процесс происходит в условиях ограниченного времени, и растягивать создание одной игровой карты на полгода тут не выйдет, т. к. это экономически невыгодно.
Функции специалиста по игровым уровням сильно зависят от того, в какой компании он работает. Если это небольшая студия, то список обязанностей будет намного больше, чем в крупных компаниях. Соответственно, у дизайнера уровней в играх для качественного выполнения задач должно быть больше опыта и технических навыков. Но из-за того, что над созданием уровня от начала и до конца трудится один человек, то и конечный результат выглядит более гармоничным.
В крупных корпорациях среди левел-дизайнеров обычно происходит разбивка на отдельные направления работы. К примеру, один человек занимается исключительно геймплеем, второй специалист настраивает искусственный интеллект, третий прорабатывает ландшафты, геометрию и архитектуру игрового мира. За счет такого подхода даже габаритные и сложные карты создаются довольно быстро, а к отдельным специалистам меньше требований, т. к. они сосредоточены на выполнении однотипных задач.
При создании уровней поэтапно проходят через следующие стадии:
- На начальной стадии придумывают, какими должны быть игровые локации в зависимости от общей концепции проекта. Обязательно разрабатывается четкий план, описывающий подробности геймплея, детали объектов, визуальных и звуковых эффектов и т. д. Подготавливаются эскизы, видеоролики, текстовые описания.
- На следующем этапе создается прототип. Он демонстрирует, как в итоге будет выглядеть уровень. На этом этапе оценивают общее впечатление, тестируют геймплей, корректируют отдельные моменты. Зачастую в первой версии не прорабатывают еще детали игрового пространства, а проводят проверку ключевых идей.
- После тестирования и внесения всех необходимых изменений в прототип, начинается проработка деталей вместе с 3D-художниками. На этой стадии уровень наполняется всеми необходимыми объектами, шлифуется игровая физика.
- Затем достигнутые отдельными специалистами результаты объединяют и получают конечную версию с принятием игровой геометрии, выставленным освещением, добавленными спецэффектами, озвучкой и проведенной оптимизацией, чтобы игра потребляла как можно меньше ресурсов.
- Ну, и на окончательном этапе происходит активное тестирование для выявления и устранения багов.
Какими качествами должен обладать левел-дизайнер
Чтобы стать левел-дизайнером и хорошо зарабатывать, нужно развивать в себе такие качества:
- любовь к компьютерным играм;
- воображение и богатую фантазию;
- логическое мышление и умение анализировать результаты;
- понимание основ формирования композиции, геометрии, выставления света, выбора цвета;
- изучение основ архитектурного искусства;
- умение нарисовать пришедшую в голову идею;
- коммуникабельность, чтобы обсуждать с коллегами отдельные моменты и вместе достигать лучших результатов.
- Владение программами для работы с изображениями и трехмерной графикой: Photoshop, 3Ds Max, Maya.
- Хорошее знание основных игровых движков и систем: Unreal Engine 4, CryENGINE 3, UDK, Unity.
- Опыт работы с Speed Tree (входит в UDK) для создания ландшафта, деревьев, листьев, травы.
- Знание принципов построения игрового пространства.
- Понимание основных элементов геймдизайна.
- Умение генерировать уровни для противостояния игроков (PvP-режимов).
- Опыт игры в многопользовательские шутеры, RPG, MOBA.
Уникальное предложение — -50% на ВСЕ курсы Skillbox. Получите современную онлайн-профессию, раскройте свой потенциал.
Как найти работу левел-дизайнеру
Опросы состоявшихся дизайнеров уровней в играх позволяют выделить несколько моментов, которые нужно учесть каждому, кто решил стать левел-дизайнером:
- Макс Пирс, работавший над Cyber Punk 2077 и The Division говорит: «Без специального обучения левел-дизайнером быстро стать почти невозможно. Ранее многие приходили в индустрию через создание модов, но уже после 2010 этот путь утратил свою актуальность. Еще есть вариант стать тестировщиком игр, чтобы в процессе поиска багов научиться разбираться в процессе создания уровней, но этот вариант очень долгий и займет около 2-4 лет».
- Дэвид Мюллих, поспособствовавший появлению «Герои III» и Vampire: The Masquerade Bloodlines отмечает: «Главная проблема заключается в старте, т. к. никто не хочет нанимать на работу левел-дизайнеров без опыта. Поэтому в первую очередь нужно наполнить портфолио любой ценой. Новичкам следует искать задачи на фрилансе и вакансии от небольших контор, не обращая внимания на уровень зарплаты».
- Михаил Кадыков, level designer в Crytek: «При наполнении портфолио старайтесь добавлять в него небольшие уровни, выполненные в короткие сроки. Обычно компании при найме специалистов дают тестовое задание и требуют за 2 недели создать компактный уровень с геймплеем на 5-10 мин.»
- Глин Уильямс, продюсер iWar и War Head: «Создавайте уровни для популярных проектов и старайтесь добиться, чтобы они заинтересовали реальных игроков. Даже если вашем детище продемонстрирует среднюю активность, то многие компании сами заинтересуются вашей личностью».
- Ярослав Кравцов, работавший ведущим дизайнером в проекте Skyforge: «Левел-дизайнеру нужно портфолио, показывающее, что он умеет и как мыслит. Рекомендую сделать себе сайт на каком-нибудь простеньком конструкторе, и добавить туда несколько примеров, разбив их на две части. В первой будут игровые карты, сделанные при помощи редактора. Это покажет, как вы умеете создать интересный геймплей. Во второй части будут уровни, сделанные на Unreal Engine или Unity. Их можно демонстрировать без геймплея, но этот вариант покажет потенциальным работодателям, что вы владеете профессиональными инструментами».
Преимущества и недостатки профессии
Работа левел-дизайнером имеет следующие преимущества:
- она интересная, творческая и требует неустанного движения вперед;
- профессия очень востребованная, а потому проблем с трудоустройством не предвидится;
- заработная плата довольно высокая, но детальнее об этом ниже.
Но при таких явных преимуществах не обошлось и без недостатков:
- профессия левел-дизайнера довольно трудоемкая;
- рабочий график обычно ненормированный;
- часто приходится работать в условиях постоянной нехватки времени;
- новичкам без опыта очень тяжело сразу взять хороший старт.
Зарплаты левел-дизайнеров в России
Выделить четкие рамки заработной платы левел-дизайнера в России крайне сложно, т. к. работодатели обычно оговаривают оклад при собеседовании после того, как узнают об опыте, знаниях и умениях соискателя. Вот как выглядят типичные описания вакансий левел-дизайнера на российских порталах:
Вот еще редкий пример вакансий level designer, где «засветились» гонорары:
Искать работу нужно не только на подобных сайтах, но и в социальных сетях. Например, вот несколько примеров свежих вакансий со страницы обсуждений в VK «Работа \ Вакансии \ Дизайнер уровней»:
Изучив отдельные форумы и пообщавшись с некоторыми работодателями, мне удалось найти такие цифры заработной платы левел-дизайнеров в зависимости от уровня подготовки:
- junior level designer получает 15-30 тыс. руб.;
- middle уже может рассчитывать на 30-60 тыс. руб.;
- senior на 60-150 тыс. руб.
Эти рамки зарплат приведены в среднем по РФ. Вот пример того, сколько может получать в игровой индустрии специалист по игровым картам и уровням:
Как стать левел-дизайнером
Вопрос о том, где учиться на левел-дизайнера, сводится к тому, какие онлайн-курсы выбрать для подготовки? В вузах можно изучить только общие направления – дизайн и графический дизайн. И то, это очень долго, дорого и часто бессмысленно, т. к. преподаватели редко следят за современными тенденциями.
Абсолютным новичкам рекомендуется для начала пройти хороший курс по 3Ds Max, чтобы понять, как создаются 3D-объекты. Получив введение в трехмерную графику, можно пройти специализированные курсы подготовки level designer и приступить к поиску работы.
Напишите, пожалуйста, давно ли вы увлекаетесь играми? Какой жанр вам больше по душе? Для каких проектов хотели бы создавать новые крутые уровни?