Чтобы погрузиться в обзор профессии разберём сначала термин «веб-аналитика». Итак, web-аналитика – это процесс, во время которого происходит исследование статистических данных сайта с целью повышения эффективности рекламных кампаний.
Возможно, вас интересует, где и как можно освоить профессию веб-аналитика?
Рекомендую посмотреть подборку специализированных программ: актуальные курсов по веб-аналитике от лучших интернет-школ
Советую также обратить внимание на эти варианты: Топ-11 курсов по сквозной аналитике
Кто такой web-аналитик
Web-аналитик – специалист, который отслеживает эффективность работы сайтов, приложений, других веб-продуктов. Он отвечает на ряд вопросов, интересующих бизнес:
- кому продается товар или услуга;
- как они продаются;
- какие затраты терпит компания на привлечение покупателя;
- как увеличить прибыль;
- от каких направлений в бизнесе лучше избавиться;
- почему появились убытки и что это за убытки;
- почему не продается товар.
Список можно продолжать бесконечно. Обычно перед аналитиком ставится конкретная задача. Классические примеры: определить целевую аудиторию бизнеса; найти способы увеличения конверсии; определить, почему мобильная версия хуже конвертирует клиентов.
Еще аналитик занимается проверкой различных гипотез. Например, к нему обращаются, когда нужно выяснить, как то или иное действие повлияет на положение бизнеса. В этом случае web-аналитик запускает A/B-тестирование.
Веб-аналитик работает сразу в четырех направлениях:
1. Анализ деятельности компании
- мониторинг работы сайта или приложения;
- подключение инструментов отслеживания;
- A/B-тестирование площадок;
- автоматизация процессов;
- составление отчетов об эффективности.
2. Планирование
Веб-аналитик выясняет текущее положение дел и определяет направления развития компании. Он помогает в составлении стратегий продвижения и продаж.
3. Исследование
- изучение рынка;
- маркетинговый анализ деятельности;
- исследование целевой аудитории бренда.
4. Взаимодействие с партнерами компании и персоналом
Аналитик находит персонал, способный решить ту или иную задачу, определенную стратегией, полученной на этапе планирования.
В общем, этот человек помогает компаниям лучше понять, что происходит с их бизнесом в интернете, находит пути и ресурсы для развития бизнеса.
Чем занимается веб-аналитик: обязанности и функции
Основная задача web-аналитика — увеличение эффективности сайта (рост трафика и конверсий). Специалист занимается тем, что исследует данные, которые собираются системами аналитики. Далее, он расшифровывает эту информацию и подбирает подходящую стратегию для продвижения.
Ключевые функции веб-аналитика:
- Установка и оптимизация систем аналитики на странице сайта заказчика.
- Оперативное отслеживание трафика из поисковых систем (поиска и контекстной рекламы).
- Разработка отчётов в системах аналитики.
- Исследование отчётных данных и рекомендации по повышению эффективности сайта.
- Составление отчётов для заказчиков и руководства.
Какие личные качества важны в профессии Web-аналитика
Внимательность, усидчивость и трудолюбие — важные качества для любого специалиста, а для веб-аналитика особенно. Такой специалист занимается исследованием большого количества материала, тестирует варианты решения поставленных им задач и внимательно отслеживает параметры эффективной работы сайта. Именно от личных качеств зависит успех и результат деятельности веб-аналитика.
Инструменты веб-аналитика
В своей работе web-аналитик использует инструменты и сервисы которые можно разделить на два вида:
- Анализаторы логов. Информация о посещениях сайтов хранится на сервере и в лог-файлах (создаются сервером). Специальные программы считывают эту информацию. Они называются – лог-анализаторы. Такие программы дают возможность собирать статистические данные о посещениях страниц. Компании могут создавать собственные системы аналитики и подстраивать их под свои нужды.
- Счётчики. В случае отсутствия персонального сервера, можно использовать счетчики. Для начала нужно просто добавить код на все страницы сайта. После этого счетчик будет отмечать данные о переходах (кликах).
Наиболее распространенные сервисы с использованием счётчиков:
- Google Analytics;
- «Яндекс.Метрика»;
- OpenStats;
- Adobe Analytics.
Для более точной статистики опытные специалисты используют сразу несколько инструментов. Также используются такие инструменты, как Excel, Google Sheets и Power BI.
Всего пять лет назад для работы аналитиком хватало знания одного или двух сервисов аналитики вышеперечисленных инструментов. Это связано с тем, что больше ничего, по сути, не было. Но сегодня пул возможностей расширился, отсюда появились дополнительные требования.
Итак, чтобы стать Веб-аналитиком, нужно как минимум изучить еще и следующие инструменты:
- Google Optimize, Optimizely – сервисы для проведения A/B-тестов сайтов. В них можно тестировать разные страницы сайта, скрывать элементы страниц от пользователей, включать разный дизайн – все это помогает понять, что лучше работает.
- DataStudio, Tableau – Business Intelligence или BI-платформы. Помогают в визуализации данных, с их помощью информация из кучи цифр превращается в понятные графики.
- SimilarWeb, SEMrush – используются для анализа конкурентов исследуемого объекта. Рассказывают о посещаемости, целевой аудитории, источниках трафика и прочих интересностях.
- Brand Analytics, IQBuzz – эти инструменты находят все упоминания о компании в интернете, помогают искать отзывы и выяснять отношение покупателей к бренду.
Все перечисленное – только основа для развития. Дальше – больше. Еще крутому web-аналитику нужно знать:
- HTML, CSS и JavaScript. Хотя бы на базовом уровне, чтобы понимать работу сайта и возможность реализации различных задумок.
- Языки SQL, Python, R. Чтобы работать с массивами данных, автоматизировать процессы в аналитике.
На начальном этапе достаточно уметь пользоваться всеми готовыми сервисами, а языки программирования – это путь к высшему уровню навыков.
Уровни профессиональной компетенции веб-аналитиков
Чтобы вы понимали, что дает каждый из навыков, определим уровни прокачки web-аналитика.
Junior Web Analyst: юный падаван с замашками Джедая:
Базис знаний аналитика – это Яндекс.Метрика и Google Analytics. Для начала нужно изучить все стандартные возможности этих сервисов, в том числе настройку целей. Освоить эти сервисы нужно до уровня, необходимого для получения сертификатов обеих систем. Затем, можно переходить к освоению других аналитических средств.
В итоге, на старте нужно уметь работать с метриками, проводить A/B-тесты, и правильно преподносить полученную из сервисов информацию. Еще нужно научиться делать простые расчеты: считать конверсию, ROI, CTR, CPC.
Этой базой владеет любой специалист, работающий в интернет-маркетинге до полугода.
Junior-аналитик умеет читать статистику, понимает, откуда берутся данные, и как эти данные применять для улучшения положения в рекламе и развитии компании.
Middle Web Analyst: джедай, но пока не Йода:
На втором уровне развития вы должны знать все перечисленные готовые сервисы для аналитики. В вакансии web-аналитика этой ступени будут значиться все готовые аналитические сервисы, я их уже перечислял: Яндекс.Метрика, Google Analytics, SEMrush, Brand Analytics и другие. Знание BI-сервисов, тоже будет нелишним.
Кроме того, здесь нужно знать еще и принципы Unit-экономики. Это расчеты прибыли/расходов на одного клиента. С помощью этих знаний вы сможете определять, есть ли потенциал у проекта и стоит ли его развивать.
Также нужно прокачаться в составлении ТЗ для разных специалистов: уметь правильно излагать запросы на изменения, которые помогут улучшить состояние бизнеса. Нужен опыт на реальных проектах.
Middle-аналитик умеет анализировать информацию и ставит эксперименты, проверяет гипотезы, нанимает специалистов для решения разных задач.
Senior Web Analyst: йода или, если хотите, Дарт Вейдер
Здесь простого понимания сервисов web-аналитики и выдаваемой ими статистики уже недостаточно. Senior-аналитик знает весь цикл работы. Он должен уметь оптимизировать данные. Левой рукой он ведет статистику в BI-сервисах, а правой пишет на Python свой сервис автоматического сбора данных, и еще говорит программисту по скайпу, что нужно сделать прямо сейчас – истинный мастер-джедай. Этот специалист делает за минуты или секунды то, на что у Junior-а уходит 2-3 дня.
Сколько зарабатывает веб-аналитик: зарплата в Москве и регионах
Уровень зарплаты web-аналитика зависит в первую очередь от его скиллов. Также на оплату влияет размер и сложность проекта, время, затрачиваемое на аналитику, эффективность решения поставленных задач.
Уровни зарплат по данным hh.ru по России: от 40 до 375 тыс. рублей (от 630 до 5900$)
Востребованность по hh.ru: более 3000 вакансий по России и 1500 – по Москве.
Как стать веб-аналитиком: самостоятельно и где учиться
Научиться Digital-аналитике вполне можно самостоятельно. Но это трудный путь. В самостоятельном обучении помогут:
- Наставник. Лучше, чтобы это был какой-то эксперт, которому вы доверяете, но не обязательно. Можно найти группы в FB или каналы в Telegram, где тусуются специалисты от аналитики. Там вы можете задавать вопросы, в расчете на помощь в обучении.
- Проверка источников. Web-аналитика, как и все в сфере Digital, очень быстро меняется. Обучаться даже по информации, выданной год назад неактуально, эти данные будут верными только процентов на 30.
- Стимул. Это может быть устройство на стажировку или сразу на работу, нужно к чему-то идти, чтобы не останавливаться.
- Групповое обучение. Найдите единомышленников. Так вы сможете делиться найденной инфой между собой, да и соревновательный дух никто не отменял.
А можно развиваться проще?
Да, более простой путь есть. Можно пойти на курсы веб-аналитиков. В этом случае вы получаете все перечисленные выше преимущества разом:
- тут и наставники-практики;
- и проверенные источники;
- и стимул: в конце можно получить место в крутой компании;
- и обучение в группе.
Мы собрали лучшие курсы по веб-аналитике, выбирайте свою образовательную программу:
Решать, какой путь выбрать, только вам, но изначально, нужно желание, без него никуда.
Если после прочтения статьи вы не смогли разобраться, подходит данная специальность для вас или нет, советую прочитать несколько книг по веб-аналитике:
- Марко Хасслер «Веб-аналитика»;
- Кошик Авинаш «Веб-аналитика 2.0 на практике. Тонкости и лучшие методики»;
- Алистер Кролл и Шон Пауэр «Комплексный веб-мониторинг»;
- Фрэнкс Б. «Укрощение больших данных. Как извлекать знания из массивов информации с помощью глубокой аналитики»;
- Яковлев А., Довжиков А. «Веб-аналитика: основы, секреты, трюки».