Сфера маркетинга находится на стадии серьезной трансформации. Широкое распространение интернета и компьютерных технологий сильно изменили требования к работе маркетолога. Сейчас те, кто не готов перестраиваться, вскоре станут никому не нужными специалистами. Чтобы этого не случилось, требуется осваивать новые инструменты и вырабатывать полезные навыки, например, став Data-маркетологом или, как еще говорят, маркетологом-аналитиком.
Слово Data обозначает «данные» и указывает на принципиальное отличие нового поколения маркетологов от старого – умение работать с большими объемами данных и использовать популярные языки программирования для обработки информации с целью улучшить результаты своей профессиональной деятельности. Чтобы лучше понимать этот новый тренд в сфере маркетинга, давайте посмотрим, какие специалисты и почему нужны работодателям.
Возможно, вам интересно узнать, где и как можно освоить профессию?
Рекомендую посмотреть подборку специализированных программ: ТОП-6 курсов для маркетологов-аналитиков
Советую обратить внимание и на эти варианты: онлайн-курсы по аналитике данных
Рост популярности Дата-маркетинга
Еще лет пять назад хорошим маркетологом считался тот, кто:
- умел построить стратегию выхода и продвижения новых товаров/услуг на рынок;
- сочинял броские и запоминающиеся слоганы;
- писал продающие тексты;
- создавал цепляющие месседжи;
- делал выделяющиеся на фоне конкурентов баннеры;
- развивал партнерские связи.
Сейчас все эти навыки тоже нужны, но их ценность в отрыве от умения профессионально работать с данными уже не так велика. Почему? Тут есть два фактора, оказавшие сильное влияние на текущее положение дел.
Повсеместный анализ данных
Если ранее только крупные корпорации утруждали себя сбором различных данных и их анализом, то сейчас этот подход практикуют все успешные компании. Тренд на использование такого Data-Driven маркетинга во всех бизнес-процессах сформировался и продолжает уверенно развиваться. И ему нужны специалисты, разбирающиеся в применении новых IT-технологий для решения обычных задач маркетолога.
Роль самих данных также претерпела серьезные изменения. Ранее их рассматривали как довод, опровергающий или подтверждающий выдвинутые гипотезы. Сейчас же без предварительного сбора и анализа данных в компаниях не высказывают предположений и не принимают никаких решений. В таких условиях бизнесу жизненно необходимы дата-маркетологи, знающие, как заранее все точно просчитать и принять единственно верное решение на основании цифр, а не абстрактных идей или опыта, который имеет все меньше и меньше значения в условиях быстро меняющегося рынка.
Рост спроса на T-shaped специалистов
В последние 3-5 лет сильно растет спрос на так называемых T-shaped специалистов, то есть людей, владеющих на экспертном уровне основной профессией, но еще имеющих развилку (ее символизирует буква «Т») и освоивших смежные специализации на хорошем уровне.
Примеров таких T-shaped-специалистов становится с каждым днем все больше. К примеру, копирайтеры уже давно не просто пишут тексты, а еще изучают основы SEO и маркетинга. Веб-дизайнеры параллельно вынуждены вникать в то, как происходит верстка сайта. Контекстологи получают базовые знания по SMM и SEO. Ну а маркетологам приходится погружаться в освоение языков программирования и анализировать данные.
Чем Data-маркетолог лучше обычного
Как уже упоминалось, ранее маркетологи проводили анализ ситуации на рынке и делали экспертные выводы на основании своих знаний и накопленного опыта. Это все, конечно, имеет большое значение, но благодаря умению работать с цифрами Data-маркетолог устраняет субъективизм при оценке ситуации, вследствие чего анализ и прогнозы становятся максимально точными.
Вследствие этого дата-маркетологи становятся важнейшим звеном для бизнеса, обеспечивая его уверенный рост и развитие. Такой специалист с легкостью справляется со следующими первостепенными задачами:
- анализ структуры рынка;
- прогноз спроса на товары и услуги;
- оценка возможностей для продвижения новых видов продукции.
Data-маркетологу в точности известно:
- какие данные требуется анализировать;
- где их найти и что смотреть;
- как правильно сделать интерпретацию.
Умение обрабатывать потоки данных позволяет понять:
- почему потребители заказывают или не заказывают услуги и товары;
- сколько средств нужно выделить на проведение рекламной кампании;
- как оценить эффективность показа рекламы;
- что нужно изменить (логистика, сайт, продажи) и как, чтобы улучшить результаты.
Чтобы стать востребованным профессионалом, придется овладеть немаленьким объемом знаний, но они очень быстро окупаются после трудоустройства.
Среди софт-скиллов, которые нужно всячески в себе развивать специалисту по Data-маркетингу, выделяют:
- системное мышление;
- пунктуальность;
- коммуникабельность;
- умение решать нестандартные задачи;
- способность организовать свою работу (планирование, тайм-менеджмент).
Очень помогает также знание английского языка, т. к. полезная информация по Data-маркетингу появляется в первую очередь на зарубежных площадках.
Из числа хард-скиллов важно иметь:
- Умение работать с Диспетчером тегов Гугл, системой аналитики Гугл и Яндекс Метрикой, чтобы настраивать события, ставить цели, анализировать аудиторию и получать различные отчеты о поведении клиентов и их реакции на сайт и рекламную кампанию.
- Умение запустить контекстную рекламу в Гугл Адвордс и Яндекс Директ, а также таргетированную в VK.
- Базовые знания в поисковой оптимизации и понимание значений метрик: ER и CPM, ROI и CTR, LTV и CPC, NPS и CPA, ARPU и CPL, CAC и CPO, CLV и CPI, OTS и AFF, RR и CSI.
- Владение Power BI – программы от Microsoft для визуализации данных.
- Умение управлять базами SQL и хранилищем Google BigQuery для работы с Big Data (большие потоки данных).
- Владение языками программирования: Python, DAX, R.
- Знание основ создания сайтов, понимание HTML/CSS.
- Умение применять системы сквозной аналитики.
Ну, и хорошо бы сразу начать накапливать опыт в сфере внедрения индивидуализированных пользовательских сценариев, настройке ретаргетинга, проведения A/B-тестов.
Маркетологи, получившие классическое образование и не умеющие работать с Data, часто не понимают, для чего же так важно им как можно скорее начать осваивать программирование? В ответ на это ведущие эксперты в сфере продаж обращают внимание, что сейчас активно развивается глобальный тренд на автоматизацию. Поэтому программирование в ближайшем будущем станет одним из обязательных навыков для маркетологов.
Применяя возможности языков программирования и популярные метрики, дата-маркетологи смогут легко отслеживать эффективность маркетингового плана, понимать поведение потребителей, точно оценивать динамику продаж, находить закономерности там, где их просто не смогут увидеть простые маркетологи. Ну, и еще специалисты по дата-маркетингу будут визуально представлять данные, что позволит руководству легко понимать все аспекты текущей ситуации и видеть, как их улучшить.
Куда пойти работать Data-маркетологом
- В специалистах по Data-маркетингу всегда заинтересованы технологические гиганты. За рубежом это Microsoft и Google, в России – Yandex и Mail.ru. Такие корпорации фактически породили тренд на программистов-аналитиков.
- Представители уже сформировавшегося и разрастающегося бизнеса, ждущие многократного роста и ожидающие видеть стабильность во всех бизнес-процессах и на основных направлениях получения прибыли, также с радостью нанимают таких специалистов.
- Представители небольшого бизнеса и молодые стартапы постоянно ищут универсальных специалистов, умеющих и анализировать информацию, и заниматься маркетингом, т. к. содержать крупный штат мелкие компании обычно не могут.
Сколько зарабатывает специалист по Дата-маркетингу
Средняя величина заработной платы Дата-маркетологов в России, по данным сайта Russia Trud, составляет 52 тыс. рублей месяц.
Спрос на квалифицированных сотрудников выше в крупных городах, где и средний уровень заработной платы значительно больше:
На популярном сайте с вакансиями HH.ru сейчас около пятисот предложений работы для специалистов по Дата-маркетингу. Типичные объявления для регионов выглядят так:
Ну а вот вакансии для специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга:
Обратите внимание, что иногда попадаются вакансии, в которых допускается удаленный график работы. Поэтому дата-маркетологам из регионов следует искать предложения от работодателей, не ограничиваясь своим географическим округом.
Уникальное предложение — -50% на ВСЕ курсы Skillbox. Получите современную онлайн-профессию, раскройте свой потенциал.
Преимущества и недостатки профессии
- отсутствие проблем с поиском вакансий;
- высокая заработная плата;
- быстрый карьерный рост;
- возможность удаленной работы;
- нескучный рабочий процесс.
- необходимость подолгу сидеть за компьютером;
- высокая степень ответственности за результаты работы.
Как стать Data-маркетологом?
На этот вопрос есть только один ответ – пройти специальные курсы от популярных онлайн-школ Skillbox, Нетология, SkillFactory. Других вариантов нет, т. к. в вузах этой молодой специальности еще не учат, а самостоятельно освоить разноплановые знания очень сложно, если не сказать невозможно.
Так что всем, кто захотел освоить перспективную профессию, остается выбрать курс и записаться на него. Потраченные на обучение средства легко и быстро отбиваются, т. к. новички в этой сфере зарабатывают от 30-40 тыс. руб. (зависит от региона), а накопив небольшой опыт уже можно претендовать на 50-70 тыс. руб. К тому же ввиду того что специалистов пока мало, карьерный рост происходит очень быстро.
Напишите в комментариях, как вы относитесь к тому, что грани между отдельными профессиями сильно стираются, и приходится осваивать смежные виды деятельности, если хочется оставаться востребованными на рынке труда? И, в частности, правильно ли, что маркетологам приходится осваивать программирование для работы с данными?