Рынок стремительно меняется — все больше людей отказываются от походов по магазинам, предпочитая делать покупки онлайн. Это подтверждает исследование Data Insight: за 2020 год крупные площадки по продаже и доставке товаров заработали 721 миллиард руб., что на 108% больше по сравнению с предыдущим годом. В связи с этим всё более востребованными становятся менеджеры по маркетплейсам — специалисты, которые помогают компаниям выдерживать конкуренцию и повышать продажи.
В статье подробно разберём, кто такой менеджер по маркетплейсам, чем он занимается, сколько может зарабатывать и какими навыками должен обладать.
Кто такой менеджер по маркетплейсам и чем занимается
Менеджер по маркетплейсам продвигает и продаёт товары на популярных онлайн-площадках. Он продумывает стратегию, анализирует ключевые бизнес-показатели, увеличивает клиентскую базу, общается с клиентами и повышает их лояльность.
Менеджер по маркетплейсам может работать с одной онлайн-площадкой или сразу с несколькими — все зависит от опыта и того, сколько задач вы готовы взять.
Что делает менеджер по маркетплейсам:
- анализирует конкурентов — следит за тем, какие цены они устанавливают и какие акции проводят;
- выбирает наиболее перспективные товарные ниши — разрабатывает ассортиментную матрицу и участвует в ценообразовании;
- составляет карточки товаров — готовит продающие описания, работает с ключевыми словами и др.;
- оценивает показатели эффективности рекламы — изучает внутренние системы аналитики, определяет, с каких кампаний пришло больше всего заявок, и масштабирует наиболее удачные;
- закрывает возражения — обрабатывает отзывы пользователей, отвечает на вопросы и разрешает конфликтные ситуации;
- считает юнит-экономику — смотрит, стоит ли продвигать конкретный товар и будет ли он приносить прибыль на площадке;
- занимается поставками — определяет, что отгружать и в каком количестве;
- контролирует наличие товаров — проверяет, доступны ли они для пользователей маркетплейса, и обеспечивает их бесперебойные поставки на склады.
Ещё одна важная обязанность менеджера маркетплейсов, которую часто не упоминают в вакансиях, — отслеживание изменений в работе площадок. Маркетплейсы стремительно развиваются, добавляют новые инструменты и периодически меняют условия поставок и предоставления скидок. Менеджеры должны следить за этим и при необходимости корректировать стратегию продвижения.
Востребованность профессии «менеджер по маркетплейсам»
Профессия появилась недавно, но быстро стала популярной — в 2018 году на hh.ru можно было найти всего 12 вакансий по запросу «менеджер по маркеплейсам», а уже к 2020 году их количество возросло до 1744. Сейчас на hh.ru опубликованы 3241 вакансии, что на 54% больше, чем в прошлом году.
Многие эксперты отмечают, что в ближайшем будущем популярность площадок вроде Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркета станет ещё выше, а вместе с ней увеличится и спрос на менеджеров по маркетплейсам. По мнению Ивана Скорикова, создателя школы продвижения на маркетплейсах, через десять лет 90% всех покупок будут происходить на маркетплейсах, потому что они удобнее и отличаются сильным UI- и UX-дизайном.
График и формат работы менеджера по маркетплейсам
Рынок предлагает два варианта работы: удалённый и на территории работодателя. Крупные продавцы часто берут несколько удалённых менеджеров и нанимают одного в офис, чтобы он контролировал поставки и руководил командой на удалёнке.
Мы проанализировали вакансии на hh.ru и подготовили статистику популярности разных форматов работы:
- удалённая работа — 25%,
- на складе или в офисе —75%.
Зарплата менеджера по маркетплейсам
По данным hh.ru средняя заработная плата маркетплейс-менеджера в России составляет 55–60 000 руб. При удалённом формате доход обычно ниже — 40–45 000 руб.
На размер зарплаты влияют навыки, опыт работы, объём обязанностей и возможности работодателя — разные компании предлагают от 55 до 295 000 руб., в месяц. Наиболее часто предлагаемый вариант оплаты труда — оклад плюс процент от продаж.
Менеджер по маркетплейсам может параллельно вести 3–5 магазинов, а может работать только с одним крупным продавцом. В первом случае его заработок будет примерно 60–100 000 руб., во втором — 50-150 000 руб. в зависимости от компетентности.
Ещё один вариант — подработка, когда вы тратите на задачи по маркетплейсам не более 2–3 часов в день. В этом случае средняя зарплата составляет около 20 000 руб.
Также прикрепляем таблицу со статистикой зарплат в зависимости от опыта.
Начинающий | Опытный | Профессионал |
35–60 000 ₽ | 60–100 000 ₽ | 100–250 000 ₽ |
Плюсы и минусы профессии «менеджер по маркетплейсам»
Чтобы вам было проще понять, подходит ли вам работа с маркетплейсами, мы подготовили сравнительную таблицу. В ней разобрали основные плюсы и минусы профессии менеджера по маркетплейсам.
Плюсы | Минусы |
|
|
Основная задача маркетплейс-manager — обеспечивать бесперебойные продажи и поставки товаров, поэтому его ключевой навык — умение работать с Wildberries, «Озоном», Алиэкспрессом и прочими площадками. Помимо этого важны:
- аналитические способности — для определения ценовой политики, анализа финансовых показателей и др;
- знание Excel — для ведения статистики, расчётов и контроля за отгрузками и поставками товаров;
- базовые знания складской и транспортной логистики — чтобы формировать поставки и следить за наличием товаров;
- навыки копирайтинга — чтобы составлять продающие описания и находить триггеры, которые убедят человека совершить покупку;
- понимание принципов работы e-commerce — чтобы продвигать товары в диджитале и выводить их на первые позиции в поисковой выдаче гугла и яндекса.
Желающим освоить востребованную профессию стоит начинать с работы в маленьких компаниях с небольшой ассортиментной линейкой и 2-3 отгрузками в месяц — так проще войти в рабочий ритм и не совершить критичных ошибок. Впрочем в крупных компаниях обычно тоже есть места для начинающих — младшие специалисты или помощники менеджера.
Личностные характеристики менеджера по маркетплейсам
Помимо профессиональных навыков в работе менеджера по маркетплейсам важны личные качества — ниже рассказываем, какие именно.
Умение работать в режиме многозадачности. Ежедневно на вас будут сваливаться разнообразные задачи: от работы с комментариями до отгрузки товаров. Вы должны приоритезировать их и решать в порядке важности и срочности.
Внимательность к деталям. Это качество поможет при разработке стратегии продвижения — способность видеть неочевидные вещи позволит найти необычные триггеры для убеждения покупателей, лучше изучить их интересы и потребности, а ещё найти слабые места конкурентов.
Гибкость. Маркетплейсы регулярно внедряют обновления и добавляют новые инструменты — вы должны оставаться гибким, легко вносить корректировки в стратегию продвижения и объективно оценивать результаты своей работы.
Стрессоустойчивость. В работе менеджера по маркетплейсам могут возникать напряжённые ситуации — товар затерялся на складе и не пришёл вовремя, клиент не доволен качеством и др. Вам нужно абстрагироваться от этого, иначе быстро «выгорите» на рабочем месте.
Как стать менеджером по маркетплейсам
Менеджер по маркетплейсам — это новая профессия, поэтому в интернете вы найдёте не так много материалов о том, как разобраться в устройстве онлайн-площадок. Большая часть теории в свободном доступе быстро теряет актуальность, так как маркетплейсы часто внедряют обновления — так, Wildberries 12 июня 2020 года полностью сменил схему работы в личном кабинете.
Вы можете поискать информацию в инструкциях на официальных сайтах маркетплейсов, но написаны они так, что даже опытному менеджеру сложно понять, о чем идёт речь. Новичка такие инструкции только ещё больше запутают и собьют с толка.
Оптимальный вариант войти в профессию — пройти онлайн-курсы, так как на них есть спикеры, которые несут ответственность за достоверность и актуальность информации. Обычно это действующие менеджеры маркетплейсов, которые активно работают с онлайн-площадками, знают обо всех нововведениях и могут поделиться полезными советами и лайфхаками, которые пригодятся новичку.
Мы уже 5 лет пишем об онлайн-образовании и подобрали для вас несколько онлайн-курсов, на которых вы прокачаете навыки для старта в профессии.
Курс «Менеджер по маркетплейсам» от MaEd. Курс для начинающих менеджеров по маркетплейсам, маркетологов и предпринимателей. Вы научитесь оформлять интернет-магазины и выводить их на российские и зарубежные маркетплейсы, подключать системы платежей и работать с инструментами аналитики и продвижения. Стоимость — 31 500 руб.
Профессия «E-commerce-маркетолог» от MaEd. Курс для начинающих менеджеров по маркетплейсам и владельцев интернет-магазинов. Вы узнаете о способах продвижения товаров на «Озоне», Wildberries, «Алиэкспрессе» и прочих онлайн-площадках, научитесь формировать ассортиментную линейку, определять ценовую политику и строить воронки продаж. В конце вы получите диплом, а школа поможет с трудоустройством. Стоимость — 95 400 руб.
Факультет e-commerce от GeekBrains. Курс для начинающих e-commerce-менеджеров, менеджеров по маркетплейсам, маркетологов и предпринимателей. Вы научитесь выводить магазины на российские и зарубежные маркетплейсы, освоите инструменты продвижения, сможете привлекать новых клиентов и повышать продажи. В конце — диплом и гарантия трудоустройства от школы. Стоимость — 82 225 руб.
Другие программы вы найдёте в нашей подборке «ТОП курса по работе с маркетплейсами»
Как и куда развиваться в профессии
В перспективе из менеджера по маркетплейсам вы можете дорасти до руководителя отдела продаж или коммерческого директора, но для этого необходимо развивать управленческие и аналитические навыки. Одно из наиболее важных личных качеств для подобного карьерного роста — умение брать на себя ответственность. Переходя на позицию руководителя или директора, вы уже не просто контролируете поставку и отгрузку товаров, а организуете работу команды, генерируете новые гипотезы для продвижения и отвечаете за их результат.
Ещё один вариант профессионального роста — открыть собственный магазин. Работая над чужими проектами, вы оттачиваете навыки, разбираетесь в нюансах разных онлайн-площадок и в дальнейшем можете применять эти знания при развитии собственного дела.
Коротко о главном
Менеджер по маркетплейсам — это одна из наиболее перспективных и востребованных профессий в 2021 году и в 2022-м востребованность будет только расти. Эта специальность появилась относительно недавно, и пока в ней нет такой высокой конкуренции, как в других нишах — smm, IT и др. Чтобы начать сотрудничать с интернет-магазинами и продвигать их товары, вам нужно разобраться, как устроена работа на популярных онлайн-площадках: Wildberries, «Озоне», «Алиэкспрессе» и др. На старте лучше сосредоточиться на одном маркетплейсе и, когда изучите его особенности, переходить к другим.
Признавайтесь, слышали ли вы о профессии менеджера по маркетплейсам? Как считаете, будет ли она востребована через 10 лет?
1 коммент
Действительно очень важно заполнять карточку товара правильно, чтобы покупатель мог среди множества товаров найти тот самый. Для этого и существуют Дизайнеры карточек для маркетплейсов https://youtu.be/byRpeD6Kcr4 Сама по совету знакомых уже несколько месяцев работаю в этой сфере и вижу как она востребована. Пока что очень нравится данная работа)