Поисковые системы постоянно меняют свои алгоритмы. Поэтому важно не зацикливаться на конкретных инструментах продвижения, а обновлять знания и следить за трендами. Осенью 2020 года Яндекс запустил новые алгоритмы ранжирования YATI, летом 2021 — Y1.
Эти алгоритмы работают на основе нейросетей. Они научились быстро и эффективно оценивать смысловую связь между запросами и содержанием сайтов. Поэтому многие владельцы сайтов решили, что теперь не нужно ничего оптимизировать — «смысл» окончательно победил возможности seo-специалистов. Но это не совсем так.
В статье разбираемся, как на самом деле алгоритмы YATI и Y1 повлияли на способы оптимизации. И рассказываем, какие факторы ранжирования Яндекса действительно помогут занять высокие строчки в поисковой выдаче в 2021 году.
Как работает поиск в «Яндексе» в 2021 году
В 2020 году компания «Яндекс» анонсировала переход на новые технологии анализа текста на сайте. Теперь этим занимаются нейросети-трансформеры. Их цель — усовершенствовать механизм ранжирования страниц. Этим теперь занимаются два алгоритма — Y1 и YATI.
YATI — алгоритм оценки смысловой связи между запросом и существующим текстом. Y1 — алгоритм ранжирования, основанный на технологиях YATI.
Вот особенности новых технологий:
- они оценивают не только ключевые запросы и заголовки, но и полностью читают и анализируют длинные тексты;
- они используют «механизм внимания», который находит в тексте наиболее значимые для пользователя факторы;
- они учитывают множество деталей от порядка слов до контекста.
Новые алгоритмы экономят время пользователя и быстро выдают качественные источники информации
Что теперь. После запуска YATI и Y1 начали появляться теории, что теперь в топ смогут попадать только экспертные тексты, где есть полный ответ на запрос пользователя, а традиционные факторы ранжирования больше не котируются. Но это не так. Новый алгоритм не отменяет старые факторы ранжирования, а лишь дополняет их более качественным анализом текстов. Для улучшения распределения яндекс обучался на редких запросах, где не так много документов, поэтому борьба «смыслов» и «вхождений» сильнее видна на них. Ранжирование по среднечастотным и низкочастотным запросам почти не изменилось. Это значит, что техническая оптимизация, подбор ключевых слов, естественные ссылки и поведенческие факторы по-прежнему важны.
Если хотите научиться грамотно подбирать ключевые слова и дорабатывать контент под требования поисковых систем, воспользуйтесь подборкой курсов по seo-продвижению
Факторы ранжирования, актуальные в 2021 году
Ниже подробно разбираем все факторы ранжирования, которые нужно учитывать в 2021 году.
Возраст сайта
Чем дольше существует ресурс — тем выше к нему доверие со стороны поисковой системы. В гугле есть специальный фильтр «Песочница», который отсеивает молодые сайты и не даёт им выходить в ТОП. Хотя в Яндексе такого фильтра нет, к новичкам всё равно относятся настороженно — слишком много сайтов-однодневок, которые создаются мошенниками для нелегальных схем.
В Яндексе сайт начинает ранжироваться наравне с остальными через 6 месяцев
Некоторые покупают домен и ждут, пока он «повзрослеет». Но это бессмысленно: отсчёт начинается с того момента, когда вы разместили домен на хостинге, а на сайте появилось хотя бы несколько тематических публикаций. Хитрить и покупать готовые сайты, чтобы потом сменить их направление, тоже не советуем. Яндекс воспринимает это как создание нового портала, поэтому история обнуляется.
Совет: создавайте сайт и постепенно наполняйте его контентом. Спустя 6 месяцев он начнёт ранжироваться в поиске, если будет иметь высокий индекс качества — будет полезен пользователям с точки зрения поисковика
Скорость загрузки
И пользователи, и поисковая система любят быстрые сайты. Чем медленнее загружается страница, тем активнее человек теряет к ней интерес. Оптимальное время загрузки — до 3 секунд. Если страница грузится дольше, то пользователь уходит и возвращается к результатам выдачи.
Проверить скорость загрузки сайта и узнать, как можно её улучшить помогут специальные сервисы, вроде GTmetrix, WebPagetest и Dareboost
Ускорить загрузку помогают:
- сжатие размера изображений;
- сжатие кода html;
- сжатие CSS;
- объединение скриптов, чтобы они обрабатывались вместе, а не по одному;
- уменьшение количества плагинов.
Вывод: медленные сайты не попадают в топ, нужна высокая скорость загрузки.
CTR
CTR — показатель кликабельности, который рассчитывается как отношение числа кликов и показам. CTR подсказывает Яндексу, что сайт соответствует запросу пользователя. Чем чаще пользователи переходят на страницу, тем выше показатель.
Если сайт показали в выдаче 100 раз, а кликнули по нему только 20 раз, CTR вашего сайта составляет 20%
CTR зависит от привлекательности заголовка и сниппета. Сниппет — «анонс» страницы, который отображается в поисковой выдаче. Если вы правильно прописали метатеги, использовали микроразметку и инструмент «чат с компанией», сниппет станет заметнее. А шанс, что пользователь из поиска перейдёт именно на ваш сайт, возрастёт.
Чем кликабельнее заголовок и сниппет, тем эффективней продвижение страницы в поисковике
Поведенческие факторы
Яндекс уделяет поведенческим факторам гораздо больше внимания, чем гугл. Он размещает вашу статью в топе по какому-нибудь низкочастотному запросу, а затем смотрит, как с ней взаимодействуют пользователи. Ключевые показатели — время, проведённое на сайте, и количество страниц, просмотренных за один сеанс.
Советы. Делайте привлекательные и интригующие вступления в статьях. И не забывайте о перелинковке — оставляйте в статье ссылки на материалы, по которым захочет перейти пользователь
Чтобы страница считалась качественной, среднее время на сайте должно быть больше 1 минуты. Оптимальная глубина просмотра — от 1,5 страниц за сеанс. Все данные вы можете посмотреть в Яндекс.Метрике. Для этого нужно установить счётчик на все страницы сайта, а потом отслеживать результаты в личном кабинете.
Удобный интерфейс
Объясним, почему интерфейс так важен для ранжирования, на примере работы поисковых алгоритмов. Сначала человек вводит запрос в поисковую строку. Алгоритмы формируют страницу с результатами, отталкиваясь от соответствия запросу. Человек просматривает выдачу и кликает по ссылке, которая, как ему кажется, содержит ответ на его вопрос.
Человек попадает на сайт, в течение пары секунд сканирует его и принимает решение — уйти или остаться. Если на странице есть искомая информация, человек остаётся. Если нет — уходит.
Чем быстрее человек найдёт то, за чем пришёл, тем выше позиция сайта в общей выдаче
Быстрое закрытие страницы — сигнал для яндекса, что с сайтом что-то не так. Когда таких закрытий много, позиции сайта в выдаче падают. Чтобы человек остался на вашем сайте, нужна высокая скорость получения информации.
Когда планируете интерфейс, следуйте правилу 3 кликов — человек должен сделать не более 3 кликов, чтобы достичь цели. Делайте простую и логичную архитектуру сайта, тогда пользователи смогут интуитивно перемещаться по нему
Совет. Обнаружить слабые места помогают тепловизоры. Вы можете использовать вебвизор Яндекс.Метрики — он покажет поведение пользователей на выбранной странице, выявит места, где происходит отказ
Контент
В топе яндекса оказываются тексты с высокой уникальностью, которые широко охватывают тематику и релевантны запросу пользователя. При этом нельзя злоупотреблять ключами — можете попасть под фильтры. При этом яндекс акцентирует внимание на значениях вхождения запроса в текст страницы. Слов запроса на странице должно быть много. Если брать средние значения: 38 вхождений для топ-33 и 33 вхождения для топ-30. Страница должна быть достаточно большой, чтобы все слова поместились на ней.
Основные требования яндекса к текстам:
- Структура. Содержат подзаголовки, списки, таблицы.
- Уникальность. Поисковая система борется с неправомерным копированием, поэтому сайт с неоригинальными статьями не сможет попасть в топ. Но учитывайте, что уникальность — динамический показатель. Если ваш текст растащат на цитаты, возможно, его придётся повышать уникальность.
- Ключевые слова. Большее значение имеют не прямые вхождения ключей, а неточные запросы, когда слова находятся в тексте недалеко друг от друга.
- Оптимизация. Не злоупотребляйте ключевыми словами, иначе можете попасть под фильтр «Баден-Баден». Рекомендуемая плотность ключей — не более 4%.
- Польза. YATI и Y1 оценивают смысловую связь между запросом пользователя и страницей из интернета, анализируют содержат ли данная страница ответ на запрос пользователя. Чтобы повысить шансы сайта на попадание в топ, избавляйте тексты от воды. Пишите только достоверную и полезную информацию, которая будет интересна вашей аудитории, сможет удовлетворить её запросы.
Доверие к сайту
Прежде чем показать сайт вашей компании пользователям, яндекс смотрит, что о вас говорят другие люди. Сделать правильные выводы ему помогут положительные упоминания в социальных сетях или на других порталах. Добавление вашей страницы в закладки, лайки, комментарии и репосты тоже способствуют повышению позиций в выдаче.
Чем больше положительных отзывов о компании, чем больше публикаций и упоминаний в СМИ, тем выше шансы оказаться на первых строчках в выдаче. Полезно заводить профили в социальных сетях и иметь карточки в справочниках.
Совет. Чтобы улучшить ранжирование, добавьте на сайт плагины с функциями социальных сетей. Например, с комментариями вконтакте
Постраничная seo-оптимизация
Каждая страница должна быть ориентирована на основной запрос или группу запросов. Есть несколько базовых элементов страницы, которые обязательны, если вы хотите привлечь трафик на сайт:
- Title. Тэг помогает поисковым алгоритмам Яндекса понять фактическое значение страницы и распознать запросы, по которым вы хотите ранжироваться. Оптимальная длина — 65-70 символов. Тайтл должен соответствовать основному запросу пользователя, быть понятным и не содержать коряво вписанных ключей.
- Description. Если вы составите привлекательное описание страницы, которое убедит людей перейти по ссылке, то сможете значительно увеличить трафик на сайт. Nекст из описания должен быть уникален и содержать ключевые слова.
- Body — содержание страницы. Если у вас много коротких страниц, на 50-200 слов, или дублируемого контента — это может негативно сказаться на позиции сайта в выдаче. Нужен объёмный и уникальный контент, который будет содержать ключи, соответствовать запросам пользователя. Чем он полезнее, тем выше вовлеченность.
- ALT. Это HTML-элемент с описанием изображения на тот случай, если пользователь не может просмотреть его. Повышает удобство использования контента, помогает поисковой системе понять, о чем страница.
- URL. Не пытайтесь втиснуть в URL-адрес как можно больше ключевых слов. Короткие описательные варианты легче копировать и вставлять, они реже обрезаются.
Когда основные элементы страницы заполнены, вы можете пойти дальше и сделать разметку. Она поможет поисковым алгоритмам лучше понимать страницы вашего сайта.
Ссылочная масса
Если на ваш сайт не ссылается никакой другой, алгоритмы яндекса считают его некачественным и ненадёжным. Чтобы ресурс выглядел авторитетно, на него должно вести много ссылок.
Вы должны стремиться к наращиванию ссылочной массы, но помнить, что качество важнее количества. Одна ссылка с проверенного тематического ресурса будет эффективней десяти других с сайтов с низкой посещаемостью.
Чтобы составить план по увеличению внешних ссылок, проанализируйте конкурентов из топ-10. Важно узнать, сколько у них внешних ссылок, на какие страницы ссылаются и какие виды ссылок используют — брендовые, с анкором или без.
Совет. Для анализа ссылочной массы конкурентов используйте инструменты Megaindex и Majestic
Наличие микроразметки
Микроразметка привлекает внимание, улучшает пользовательский опыт и помогает удержаться в выдаче. Она помогает структурировать данные для поисковых роботов и увеличивает привлекательность сниппета за счёт показа дополнительной информации. Она помогает указать наиболее востребованные сервисы и разделы. Это улучшит пользовательский опыт и повысит юзабилити сайта.
Главное — следить за контентом, который находится в размечаемых данных. Некоторые CMS делают разметку автоматически. Мы рекомендуем контролировать процесс самостоятельно, чтобы в данные не попала нежелательная информация.
Основные форматы микроразметки — Sсhema и Open Graph. Sсhema обычно используется для отзывов, фильмов, рецептов, информационных статей. Open Graph — для красивого отображения при нажатии кнопки «поделиться в социальных сетях»
Коротко о главном
- Новые алгоритмы не отменяют старые факторы ранжирования, а постепенно добавляют новые.
- По-прежнему важно следить за скоростью загрузки и проводить постраничную seo-оптимизацию.
- Также важно работать над поведенческими факторами и делать акцент на пользу контента. Интерфейс сайта должен быть понятным и удобным для пользователя, а информация — проверенной и полезной.
- Помните, что яндекс стремится индексировать прежде всего качественные ресурсы, которые позволят ему содержательно отвечать на вопросы пользователей.
- Чтобы продвинуть сайт в топ выдачи, следуйте инструкции. Она поможет проанализировать свой сайт, найти ошибки оптимизации контента и эффективные способы продвижения.