Грамотно подобранное имя выделит компанию на фоне конкурентов, а неудачное может оттолкнуть клиентов и обесценить все усилия по продвижению продукта. Рассказываем, на что ориентироваться при выборе имени бренда и как в этом помогут современные сервисы.
Почему нейминг — это важно
Нейминг — это процесс генерации названий для компании, которые могли бы не только отразить её суть, но и привлечь внимание клиентов, запомниться и выделить среди конкурентов.
Задачи, которые решает нейминг:
- оригинальное имя вызывает у покупателей ассоциации с компанией, услугой или товаром. Делает продукт узнаваемым на рынке;
- название, зарегистрированное как товарный знак, оберегает бренд от копирования и подделок;
- популярное имя способствует повышению продаж и увеличению дохода компании.
Как понять, что название удачное
Перед тем как приступить к мозговому штурму, необходимо определиться с тем, «что такое хорошо и что такое плохо» в коммерческой сфере. А также разобраться в техниках и этапах создания имени бренда. Выделим пять признаков успешного коммерческого названия.
Оно должно быть кратким
Длинные конструкции тяжелее запомнить, поэтому у маркетологов даже есть формула «6 букв и 3 слога». Если название вашей компании содержит несколько слов, для продвижения можно воспользоваться аббревиатурой.
Хорошо: ПАО «МТС»
Плохо: ПАО «Мобильные ТелеСистемы»
Его легко прочитать и произнести
Не должно быть сомнений, куда ставить ударение. Название легко и быстро может проговорить любой человек без навыков диктора.
Хорошо: Завод «УралМаш»
Плохо: ГУП «ЖелДорСтройМашСтанОборуд»
Оно не похоже на название конкурентов
Название должно быть оригинальным и отстраивать бренд от конкурентов.
Хорошо: Медицинский центр «Будь здоров»
Плохо: Центр диагностики «СМ-Клиника» Медицинский центр «Клиника СМТ»
Оно должно вызывать положительные ассоциации
Название необязательно тесно связывать со спецификой продукта, главное, избегать отрицательной окраски используемого слова.
Хорошо: Детское пюре «Агуша»
Плохо: Питание для детей «Blédina»
Оно должно быть релевантным
Название должно соответствовать продукту или услуге.
Хорошо: Бензопила «Лесоруб»
Плохо: Бензопила «Дружба»
На что ещё нужно обратить внимание при разработке коммерческого имени:
- рекламопригодность — наименование должно отвечать требованиям разных рекламных площадок, быть корректным и нейтральным;
- регистрация ТМ — нужно учитывать возможность регистрации названия в качестве торговой марки: на этапе планирования проконсультируйтесь со специалистом в области патентов;
- графичность — убедитесь, что имя или его сокращённую форму можно вписать в логотип;
- понятность и польза — лучше не использовать «креативное» написание названия, чтобы компанию было проще найти.
Методы создания коммерческих имён
Методов нейминга много, разберём самые популярные.
Ассоциативный
Используется конкретная ассоциация с предметом нейминга.
Апелляционный
Название обращается к приятным ассоциациям и ностальгии. Например, по бабушкиной стряпне.
Аббревиатурный
Наименование бренда слагается из сокращений.
ЗАО «Всероссийские Автомобильные Дороги»
ПАО «Внешний Торговый Банк»
«Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd»
Именной
Бренду присваивается уже существующее имя. Это может быть имя, фамилия, отчество, псевдоним, прозвище существующего человека или литературного героя.
Метод иностранного заимствования
Название составляется из иностранных слов. Обычно к этому методу прибегают компании, которые хотят завуалировать отечественное происхождение.
Метод превосходства
В имени используется превосходная степень «супер», «мега», «экстра» и др.
Рифмование
Название состоит из рифмованной конструкции.
Метод неологизмов
В отличие от предыдущих методов, этот использует не уже существующие слова, а созданные специально под бренд.
Этапы разработки названия
Разработка названия — длительный комплексный процесс. Вот его основные этапы:
- Этап 1. Определите цель, которая вы хотите достигнуть через нейминг.
- Этап 2. Проанализируйте среду, которая окружает продукт: конкурентов, рынок и целевую аудиторию.
- Этап 3. Подробно опишите продукт: какие функции он выполняет, в чём его конкурентные преимущества и какие задачи клиентов решает.
- Этап 4. Проведите мозговой штурм и набросайте первые варианты на основе собранной информации.
- Этап 5. Выберите наиболее приемлемые названия, которые отвечают заданными критериям, отличаются от конкурентов и смогут понравиться аудитории.
- Этап 6. Стилистически проработайте отобранные варианты. Необходимо проверить их на лёгкость восприятия, также важно избегать созвучности с устоявшимися брендами, чтобы не запутать покупателя. На этом же этапе стоит сразу подобрать и проверить доменное имя.
- Этап 7. Проведите патентно-правовую проверку — не нарушите ли вы права других компаний или законов, взяв себе это название.
- Этап 8. Сделайте графическое оформление для имени, подобрать шрифты, цвета. Разработайте логотип компании.
- Этап 9. Протестируйте название на фокус-группах для окончательного выбора коммерческого имени.
- Этап 10. Согласуйте и утвердите полученное название с руководством компании.
Тренды в нейминге
Несмотря на то что нейминг пришёл в Россию не так давно, производители уже активно пользуются его правилами и задают тенденции. Рассмотрим основные из них.
Запрос на уникальность
Товаров и услуг с каждым годом становится всё больше. Покупателям всё сложнее ориентироваться в этом многообразии и выбирать среди однотипных имён. Поэтому так важно, чтобы название бренда было оригинальным и выделялось среди конкурентов.
Упрощение
Сложные замысловатые образы настораживают покупателей. Чтобы улучшить коммуникацию с пользователями продукта, производители придерживаются простых и понятных форм. Чем проще название, тем легче оно западает в память.
Русские слова
Производители продовольственных товаров стали чаще обращаться к русским словам наименованиям и особенностям отечественной культуры. Многие такие названия отражают ценности, которые близки и понятны российской целевой аудитории — повышает шансы на успех маркетинговой кампании.
Сторителлинг
Это не совсем нейминг в чистом виде. Помимо названия в этом тренде используется копирайт на упаковке, который заключается в создании интересной истории вокруг бренда.
Какие сервисы могут помочь в разработке названия
Если у вас нет идей, мало времени и бюджет не позволяет нанять профессионалов для нейминга, на помощь придут генераторы коммерческих имён.
Эти сервисы выдают случайные слова или словосочетания, которые могут подтолкнуть вас к интересной идее. Алгоритм учитывает исходные данные, которые задаёт пользователь, и предлагает бесконечное множество наименований.
Вот некоторые из таких сервисов:
- База названий Textart.ru. Выбираете сферу из каталога и программа предоставляет вам список существующих названий компаний из этого направления.
- GenLogo. Комплексная программа, которая сгенерирует название на кириллице или латинице, подберёт домен в одной из семи зон, а также поможет разработать логотип.
- LOGASTER. Бесплатный генератор коммерческих имён. Помимо названия в сервисе можно создать логотип и слоган компании.
- Webnames.ru. Программа поможет подобрать домен в зонах .рф/.ru/.com. Стоимость подписки: от 75 до 1 090 рублей в год. При оплате по наивысшему тарифу месяц хостинга вы получите в подарок.
- Брендогенератор. Бесплатный нейминг-генератор с возможностью регулировки имени по «солидности» и «элитарности».
- Namegen.ru. Сервис предлагает три типа генерации. Это поможет придумать название, которое будет легко читаться и отвечать потребностям вашего бизнеса.
Коротко о главном
- Нейминг — неотъемлемая составляющая грамотной маркетинговой стратегии. От правильно подобранного названия зависит то, как продукт будет восприниматься покупателями и конкурентами.
- Коммерческое имя заключает в себе сущность бренда и задаёт тон проекту. Наименование должно быть ярким, запоминающимся и оригинальным, рассказывать об особенностях продукта и отвечать запросам целевой аудитории.
- Перед тем как перейти к неймингу, проанализируйте сферу работы компании, изучите названия конкурентов и сделайте подробное описание продукта.
- Если нет идей и времени на тщательную проработку названий, можно воспользоваться генераторами идей. В них вы найдёте полезные идеи, сможете подобрать доменное имя и даже создать логотип.
- После того как название выбрано, важно оценить возможность его регистрации в качестве торговой марки — на этапе планирования следует проконсультироваться со специалистом в области патентов.