Сегодня язык эмодзи используют не только пользователи в личной переписке, но и бренды — в коммуникации с потенциальными покупателями. Эмодзи помогают сделать текст более эмоциональным и живым, но могут и оттолкнуть читателя, если их слишком много или они употреблены не к месту.
В этой статье мы рассмотрим, в каких случаях эмоджи для текста уместны, а когда от них лучше отказаться. Разложим по полочкам, как использовать эмодзи правильно, чтобы не навредить смыслу и имиджу бренда.
Что такое эмодзи
Emoji, или эмодзи — это набор небольших картинок, которые отражают эмоции и настроение человека, а также визуализируют животных, еду, предметы и др. Они помогают людям из разных стран и культур понимать друг друга без слов.
Само название «эмодзи» состоит из двух японских слов: «картинка» и «письменный знак». В основе каждой такой картинки лежит уникальный компьютерный код, который позволяет использовать смайлики на разных платформах.
С полным перечнем эмодзи, их кодами и значениями можно ознакомиться в таблице Unicode:
Язык эмодзи активно растёт и развивается: каждый год появляются новые иконки, которые отражают текущую политическую ситуацию и ценности общества. Так, у человечков теперь можно выбирать цвет волос и кожи, появились иконки однополых пар, людей с ограниченными возможностями и др.
В конце февраля 2022 компания Crossword-solver.io проанализировала 9 млн постов с геотегами в твиттере, чтобы определить самые популярные эмодзи в странах по всему миру. Абсолютными лидерами стали два смайлика: «смех до слёз» 😂 и «красное сердце» ❤️
Интересно, что в некоторых странах особой популярностью пользуются иконки национальных флагов, а в твитах из Японии превалирует эмодзи «блёстки» ✨
Чем эмодзи полезны бизнесу
Для бизнеса эмодзи — это коммуникационный инструмент, который помогает компании быть на одной волне с аудиторией. Многие бренды уже активно используют смайлики в соцсетях и email-рассылках:
С помощью эмоджи бренды:
- привлекают внимание — иконки цепляют взгляд пользователя и вовлекают в текстовый контент;
- упрощают коммуникацию — даже одним смайликом можно дополнить смысл и облегчить понимание текста или задать тональность дальнейшего общения с клиентом;
- повышают узнаваемость — эмоджи подчёркивают индивидуальность бренда, делают его ближе и понятнее для аудитории.
Об уместности смайликов в текстах для бизнеса мы поговорили с профессиональной журналисткой и копирайтером Ольгой Черных. Вот какого мнения придерживается Ольга:
Как правильно использовать эмодзи в тексте
Если вы решили использовать смайлики в коммуникации с аудиторией, не спешите — сначала изучите тонкости употребления эмоджи. Как правильно их подбирать, где и сколько размещать в тексте — разбираемся ниже.
Где эмодзи уместны. Смайлики приветствуются в постах для соцсетей и мессенджеров, email-письмах и рекламных кампаниях. Они особенно уместны в развлекательном контенте и хорошо «заходят» аудитории до 35 лет. Молодые и дерзкие бренды иногда придерживаются неформального стиля общения со смайликами даже в личной переписке с клиентами.
С помощью эмоджи можно не только выразить эмоцию и проиллюстрировать смысл, но и структурировать текст, если в редакторе нет встроенных инструментов типографики. Например, выделить смысловые блоки и оформить маркированные списки в посте для вконтакте или инстаграма*
Где ставить эмоджи неуместно. В коммерческих предложениях, договорах, технической документации и прочих официальных коммуникациях использовать смайлики не стоит. В деловой переписке с партнёром, инвестором или подрядчиком лучше подбирать слова, а не эмоджи.
Мы в Checkroi не используем эмодзи в блоге, поскольку предпочитаем доносить мысли и смыслы словами. Однако не имеем ничего против «смайликов» в умеренных количествах там, где они уместны: в соцсетях, личных блогах и коммуникациях внутри команды
Сколько эмодзи оптимально использовать. Руководствуйтесь здравым смыслом и принципом «лучше меньше, чем больше». На наш взгляд, достаточно одного смайлика на абзац — если без него не обойтись.
Сравним два варианта текста:
В первом варианте — явный перебор с эмодзи. Во-первых, сам текст довольно прост и нейтрален, ему не требуется эмоциональная окраска и пояснения. Во-вторых, смайлики здесь, хоть и подобраны более-менее по смыслу, лишь перегружают и отвлекают. Из-за них трудно отделить одно предложение от другого и уловить суть.
Во втором варианте мы использовали эмодзи лишь для структурирования информации: 🔹-ромбиками выделили пункты в списке, а ❕-восклицательным знаком — привлекли внимание к главной мысли. Получилось лаконично, и ничего не раздражает глаз.
Как употреблять эмодзи со знаками препинания. В русском языке пока нет правил, как писать эмоджи со знаками препинания. Грамота.ру лишь отмечает, что смайлик должен отделяться пробелом и от предыдущего, и от последующего слова.
Автор книги «Пиши, сокращай» и основатель сервиса «Главред» Максим Ильяхов считает, что эмодзи выполняет функцию знака препинания, поэтому после него ставить точку не требуется. А ещё он не рекомендует использовать смайлики внутри предложения — только в начале или конце.
По версии редакторского бюро «По правилам», эмодзи — это просто картинки, которые не заменяют знаков препинания. Если их убрать, текст не должен «рассыпаться», поэтому сначала нужно ставить точку или другой знак окончания предложения, а потом уже смайлик.
Чью бы сторону вы не приняли — придерживайтесь этого правила и оформляйте эмоджи во всех текстах единообразно
Как добавлять эмодзи на ПК
Чтобы ввести смайлик на смартфоне, достаточно нажать пару кнопок на панели клавиатуры, но если вы работаете с компьютера — это целый квест. Ниже мы собрали самые простые способы, как использовать эмоджи на ПК — выбирайте удобный.
Пользоваться командами. Чтобы вызвать панель с эмоджи на компьютере, используйте определённые сочетания клавиш на клавиатуре.
Если у вас операционная система Windows, нажмите одновременно две кнопки — Win + Ю:
На устройствах под управлением macOs зажмите три кнопки — Control + Command + Пробел:
Искать на специальных сайтах. Перейдите на сайт, где собраны смайлики, например, getmoji.com или emojiall.com, и скопируйте всё, что нужно, оттуда.
На сайте getmoji.com выделите нужный смайлик, нажмите правую кнопку мыши и выберете «Копировать»
Копировать из соцсетей или мессенджеров. Ещё один вариант — воспользоваться веб-версией соцсети или мессенджера. Можно зайти на vk.com или установить на компьютер телеграм, открыть в диалогах «Избранное», написать самому себе сообщение и добавить эмодзи в текст:
Писать в гугл-документах. Откройте облачный сервис гугл-документы, залогиньтесь и создайте гугл-док. Напишите на странице знак двоеточия и сразу после него начните вводить слово — тогда автоматически запустится поиск по эмодзи. Вставить в текст можно смайлик из открывшегося списка или перейти во вкладку со всеми эмодзи и выбрать нужный:
Ошибки в использовании эмодзи
Чтобы расставить все точки над «i» и точно не накосячить с эмодзи, разберём 3 распространённые ошибки.
Ошибка 1: эмодзи не вписываются в концепцию бренда
Если вы продаёте сложные продукты или технические решения не для массового потребителя, ориентируетесь на b2b-рынок или аудиторию 50+, добавление в тексты улыбающихся мордочек, обезьянок и звёздочек может навредить репутации бренда.
Если сомневаетесь, можно прямо спросить у подписчиков, как они относятся к смайликам, и протестировать эффективность писем и постов с эмодзи и без, а потом сделать выводы.
Ошибка 2: эмодзи заменяют слова
Сильнее, чем эмодзи в середине предложения, раздражают только эмодзи, которые заменяют целые слова. Настоятельно не рекомендуем превращать тексты в шарады, которые читателю нужно разгадывать. Исключение — игры по типу «угадай песню по эмоджи», но и с ними лучше не частить.
Ошибка 3: эмодзи не подходят по смыслу
Если вы сомневаетесь, как использовать эмодзи правильно, лучше вообще от него откажитесь. Хоть иконки и призваны упростить коммуникацию, иногда они только запутывают — из-за субъективного восприятия людей и разницы в культуре и религии.
Собрали мини-топ эмодзи, которые многих вводят в заблуждение:
😂 — означает смех до слёз.
😭 — а этот смайл, наоборот, плачет навзрыд. Не перепутайте.
🙏 — сложенные руки интерпретируются по-разному: «спасибо», «пожалуйста», «дай пять», «молитва».
🤗 — приглашение обняться.
😏 — ухмыляющееся лицо, часто используется в контексте флирта. Клиентам такое лучше не отправлять.
🙄 — этот смайлик не смотрит на сообщение выше, а закатывает глаза. Выражает лёгкое пренебрежение, разочарование или скуку.
👏 — если в большинстве стран аплодисментами выражают одобрение или поздравление, то в Китае этим смайликом обозначают половой акт.
👍 — для нас большой палец вверх — значит «мне нравится» или «класс», но в странах Ближнего Востока и Греции это вульгарный и оскорбительный жест.
🤙 — рука изображает телефонную трубку и подразумевает просьбу позвонить.
👼 — даже ангел не всегда означает чистоту помыслов и невинность. В Китае это символ смерти, который может расцениваться как угроза жизни.
❤️ — с красным сердцем тоже не всё просто: в Саудовской Аравии, например, этот смайл зачастую считается домогательством. Пользователи здесь предпочитают использовать белое сердце 🤍
Не все эмодзи универсальны — в разных культурах и странах отношение к одной и той же иконке может кардинально отличаться. Поэтому не ставьте смайлики бездумно и проверяйте их значение на специальных сайтах, например, emojipedia.org.
Подведём итог
Эмодзи помогают брендам обращать на себя внимание и говорить с клиентами на одном языке. Однако не стоит относиться к этому маркетинговому инструменту слишком легкомысленно: оценивайте уместность тех или иных эмодзи и не перебарщивайте с их количеством в тексте. Не бойтесь экспериментировать и берите в работу только то, что подходит вашему бизнесу.
Давайте соберём свою статистику — поделитесь в комментариях эмодзи, которые вы используете чаще всего!
*Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России, её продукты Instagram* и Facebook* (инстаграм* и фейсбук*) также запрещены на территории РФ
Эмодзи в бизнес-текстах сейчас уже не редкость. Вместо десятка слов — один ёмкий смайлик, и ты зацепил аудиторию на эмоциональном уровне. Но вопрос уместности их использования всё равно встаёт время от времени.
Прежде чем задумываться о том, где и как ставить эмодзи, нужно хорошо представлять себе целевую аудиторию, тематику и формат текста и площадку, где вы будете размещать материал. На Cossa.ru упоминалось исследование, согласно которому в фейсбуке* посты с эмодзи лайкают на 50% чаще, чем без. Поэтому смайлики и стикеры особенно хороши и даже незаменимы в соцсетях.
На мой взгляд, если вы пишете на развлекательную тематику, про бьюти, популярную психологию или образование — смайлики можно использовать смело. Единственное, что тут, как и во всём, нужна мера. Излишняя пестрота и аляповатость не украсит текст, а смысл, конечно, должен превалировать. Хорошо добавить в текст ярких эмодзи, когда вам в принципе есть что сказать аудитории!