Работу в геймдеве или создании компьютерных игр часто считают выбором геймеров, которые не хотят «выплывать» из глубин своего увлечения и пытаются на нем заработать. Это не так: работы в геймдеве много для художников, программистов, моушен и левел-дизайнеров и тестировщиков софта. В игровой отрасли десятки направлений, среди которых найдутся подходящие для людей с разными талантами, навыками, возрастом и типом мышления. В статье мы расскажем, как попасть в геймдев без опыта или с небольшим опытом.
Стоит ли идти в геймдев
Перед тем, как покупать курс для разработчиков или записываться на стажировку в компанию, стоит проанализировать навыки и таланты и понять, в какой диджитал-области у вас больше всего знаний. Например, если вы ведете блог, пишете сценарии, умеете писать приложения или имеете опыт в графическом дизайне, стоит продолжать работать в том же направлении и искать интересные курсы для получения дополнительных навыков. Если основная профессия никак не связана с гейм-дизайном и программированием, стоит задуматься.
Мы советуем задать самому себе такие вопросы:
- Я правда хочу работать в gamedev или мне просто нравится играть в компьютерные игры?
- Я усидчивый человек?
- Как я хочу работать: в офисе с командой, удаленно на одну компанию, совмещать несколько проектов на фрилансе?
- У меня есть возможность совмещать обучение на курсах с основной работой и семейными делами?
- Кто я: гуманитарий, художник, человек с математическим складом ума, менеджер, любитель искать ошибки и «отполировывать» продукты до идеального качества?
- Какие специальности востребованы в gamedev? Сколько платят специалистам без опыта в той области, которая мне нравится?
- Я хочу закончить экспресс-курс и поскорее пойти работать в компанию или готов учиться год и дольше, чтобы сразу претендовать на интересную должность?
Почему кажется, что геймдев — для избранных
Диджитал-сфера выглядит загадочной для новичков и всех тех, кто далек от компьютера. Поэтому вокруг нее крутится много домыслов, которые придумывают не очень опытные люди. Среда геймдев — не исключение.
Геймдев — это сложно и непонятно. Любая профессия сложна и непонятна для того, кто пытается разобраться в беседах профессионалов, не имея азов, и для тех, кто работает в принципиально другой области.
В gamedev ищут специалистов среди «своих» — остальным не подобраться. Отчасти это правда: устроиться в компанию действительно проще, если человек состоит в закрытых чатах для профессионалов или просто дружит с программистами в реальной жизни. Но доступ в закрытые чаты можно получить, если пройти онлайн-курсы для разработчиков, дизайнеров или сценаристов. Подписаться на тематические телеграм-каналы и сидеть на форумах можно бесплатно и безо всякого обучения. И в Телеграм, и на форумах часто публикуют вакансии для людей из gamedev-сферы и обсуждают онлайн-школы.
Чтобы идти в геймдев, нужно быть опытным программистом. В сфере разработки игр есть, чем заняться человеку с любым складом ума и любым профессиональным бэкграундом. Например, гуманитарий сможет вести блог, писать сценарии и кейсы, математик освоит язык программирования и будет писать игры, графический дизайнер освоит анимацию и левел-дизайн и начнет рисовать игровую вселенную. Чтобы реализовать свои таланты в геймдеве, важно подобрать подходящий курс.
Без высшего образования в gamedev не берут. Университетское образование желательно, но не обязательно для программистов, которым нужны системные знания. Сценаристам, художникам, дизайнерам, проджект-менеджерам и тестировщикам достаточно пройти хорошие онлайн-курсы продолжительностью 4–6 месяцев. Разработчики тоже могут закончить курсы — например, изучить язык программирования Java или C++. Минимальная продолжительность удаленного обучения для программиста — 10 месяцев, новичку стоит учитывать это при выборе специальности.
Когда компания собеседует новичка, HR-специалистам важно «зацепиться» за подтвержденные знания и навыки. Для подтверждения знаний пригодятся электронные сертификаты и дипломы — их выдают по окончании обучающих курсов. Подтвердить навыки можно с помощью портфолио и грамотно описанных кейсов. Ссылки на документы и примеры работ дают в сопроводительном письме.
Разработка компьютерных игр — не самая молодая сфера. Видеоиграми занимаются с 80-х годов, и специалисты с многолетним опытом в этой области востребованы и в СНГ, и в США. Юные программисты, тестеры и дизайнеры создают одни команды, более взрослые люди работают в компаниях с другой направленностью или руководят командами молодых специалистов. Многие люди работают на фрилансе и вообще не задумываются о том, сколько им лет. Пол разработчика игр или кандидата на позицию левел-дизайнера также не интересует HR-менеджеров при устройстве на работу в геймдеве.
Если не сосредотачиваться на домыслах и предубеждениях о геймдев-индустрии и договориться с самим собой о «пробе пера» в новой профессии, можно получить интересную и хорошо оплачиваемую работу уже в этом году.
Кем можно стать в геймдеве — специализации
Гейм-дизайнер
Гейм-дизайнер отвечает за сюжет игрового мира и правила игры. Он должен уметь обращаться с движками Unity и Unreal Engine 4, придумывать способы монетизации и «держать» интерес пользователей. Выучиться на гейм-дизайнера можно за 12 месяцев. Пример онлайн-курса по этому направлению — Профессия «Гейм-дизайнер с нуля до профи» от Skillbox. По окончании обучения слушатель сможет придумывать концепции игр, создавать уровни, ставить задачи сценаристам, составлять ТЗ для разработчиков, внедрять способы монетизации.
Разработчик игр
Программисты в геймдеве работают преимущественно с языком С++. Они пишут код и проверяют игровой сюжет, создают персонажей и целые игры в разных жанрах, придумывают пользовательские интерфейсы.
Для тех, кому нравится жанр «экшен», у XYZ School есть, например, пятимесячный онлайн-курс Gamecode. Программа подходит опытным программистам, которым хочется перейти в геймдев. Курс состоит из видеолекций, стримов и домашних заданий, которые вручную проверяет ведущий программист Rainbow Six Siege. Слушатели учатся создавать дерево поведения для персонажей на С++, перемещать их средствами движка Unreal Engine, обращаться с оружием и инвентарем, работать с системой контроля версий экшн-игр.
Игровой аналитик
Гейм-аналитик собирает абстрактные данные и обрабатывает их так, чтобы превратить в бизнес-метрики. Остальные участники процесса разработки игры опираются на его выводы и улучшают продукт. Игровой аналитик разбирается в психологии игр, знает азы гейм-дизайна, умеет придумывать и проверять гипотезы так, чтобы прогнозировать шаги пользователя и увеличивать доходы разработчиков. Он точно знает, почему один сюжет захватывает с первого до последнего экрана, а другой навевает скуку.
Курс «Игровой аналитик» от Нетологии длится 8 месяцев. Он подходит начинающим аналитикам, геймдизайнерам и любителям компьютерных игр, которым хочется получить системные знания и начать карьеру.
Есть и неочевидные специализации, однако, и они напрямую связаны с созданием игр.
Маркетолог-аналитик в игровой индустрии
Этот специалист разрабатывает и запускает рекламные кампании, связанные с консольными, мобильными и десктопными играми, выстраивает диалог с комьюнити и отвечает за рекламные текстовые продукты.
Для новичков у компании Skillbox есть девятимесячный курс «Маркетинговые коммуникации в игровой индустрии». Он предназначен для тех, у кого пока нет специальных навыков, но есть желание построить карьеру в gamedev-индустрии, не связываясь с программированием. Обучение построено на кейсах, домашние задания проверяют преподаватели. Также программа рассчитана на маркетологов с небольшим опытом, которым нравится играть и хочется участвовать в создании игр. Слушатели учатся анализировать игры и цеплять целевую аудиторию, создавать тизеры и баннеры, привлекать пользователей через соцсети и удерживать их, следить за ключевыми метриками, вести кампании.
Продюсер игровых проектов
Геймдев-продюсер придумывает идею игры, управляет разработчиками и издает игры, которые привлекают большое количество людей и приносят доход создателям. Он отвечает за весь процесс разработки — от концепции до релиза. От компетентности этого человека зависит коммерческий успех проекта.
Курс «Продюсер игровых проектов» от Skillbox рассчитан на любителей компьютерных игр, начинающих менеджеров и менеджеров проектов из других сфер. Слушатели курса присоединяются к комьюнити, получают навыки разработки продукта в команде, описывают кейсы, налаживают связи со специалистами из игровой индустрии. Они учатся рассчитывать рекламный бюджет, создавать интересную концепцию игры, анализировать рынок и готовый продукт.
Идти учиться очно или онлайн
Очное обучение профессиям из gamedev-индустрии эффективно, если слушатель живет в том же городе, где располагается образовательный центр, и готов регулярно ездить на лекции по графику.
Онлайн-обучение подходит людям, которые совмещают основную работу и семейные дела с получением новой профессии. Они смотрят лекции в свободное время с компьютера или смартфона. Доступ к материалам остается навсегда. Геймдев-специальность можно получить онлайн, так как из инвентаря слушателю курсов нужен только ноутбук.
Удаленка, офис, фриланс: как работают в геймдеве
Удаленно работают специалисты, которым не нужно личное присутствие в офисе для решения профессиональных задач. Некоторые из них имеют дело только с одной компанией, другие совмещают несколько проектов. В крупных городах СНГ геймдев-специалисты собираются в офисе раз-два в неделю для обсуждения процессов, а основную работу выполняют из дома или в коворкинге.
Удаленная работа больше подходит опытным специалистам, умеющим ладить с любой командой без регулярных личных встреч, а также тем, кто, наоборот, не хочет отвлекаться от задач на взаимоотношения в коллективе. В геймдев-индустрии специалисты часто живут в разных городах и странах. Это не мешает им понимать друг друга и выпускать проекты вовремя.
В офисах работают команды, которым важно лично обсуждать каждый шаг разработки игры и оперативно вносить правки. В офисе все находятся на виду и несут друг перед другом ответственность за свою часть производственного процесса. Это упрощает коммуникацию и позволяет реже оказываться в ситуации горящего дедлайна. Однако в офис приходится ездить каждый день — это отнимает время и не позволяет большинству людей совмещать проекты. Следовательно, придется посвящать всего себя одному продукту, не меняя темы.
Фриланс — удобный вариант для новичков и для тех, кому принципиально важно работать в нескольких проектах. Совмещать задачи бывает непросто, зато проекты имеют начало и конец — это значит, что после релиза можно будет сменить тему и никогда не скучать на работе.
Мы рассказали, как попасть в геймдев с нуля. Надеемся, наша статья и подборка курсов поможет вам определиться с направлением и освоить новую профессию в комфортном режиме.