Существует огромное количество методологий моделирования бизнес-процессов. Многие обычно применяют в комплексе, потому что нет единой универсальной методологии для всех компаний и сфер бизнеса. Чтобы систематизировать работу сотрудников и повышать эффективность компании, аналитик должен владеть хотя бы тремя современными методологиями.
В статье разбираем, зачем моделировать бизнес-процессы, и перечисляем нотации, которые точно должны быть в арсенале бизнес-аналитика. Статья будет полезна начинающим аналитикам, желающим разобраться в вопросе и выбрать инструменты, с которыми они будут работать.
Что такое моделирование бизнес-процессов
Бизнес-процесс — логически выстроенная последовательность действий, которые решают конкретную задачу компании. Это может быть обработка заявки клиента, организация доставки или оформления в штат нового сотрудника.
Моделирование бизнес-процессов позволяет детально описать действия участников. Описанные данные трансформируются в модель, которая помогает понять суть и структуру бизнес-процесса.
Для создания модели бизнес-процесса важно определить:
- из каких действий состоит процесс,
- кто выполняет действия и отвечает за них,
- какие ресурсы нужны для выполнения,
- какой результат требуется получить,
- какие документы регламентируют процесс,
- как оценивается выполнение процесса.
Пример. Предположим, бизнес-процесс — привлечение клиентов в фитнес-центр. Результат — продажа годового абонемента тренировок с инструктором. Для его достижения администратор должен закрыть возможные возражения и убедить клиента записаться на пробное занятие, а инструктор — провести бесплатное занятие так, чтобы клиент захотел приобрести платные тренировки. Процесс регламентируется расписанием и внутренними правилами фитнес-центра. Процесс считается выполненным, когда клиент оформил и оплатил абонемент в кассе
Зачем нужно моделировать бизнес-процессы
Основная цель моделирования — повышение эффективности деятельности компании. С помощью описания бизнес-процессов аналитик оптимизирует работу, выявляет и устраняет имеющиеся ошибки, прогнозирует возможные риски.
Проблемы, которых помогает избежать моделирование бизнес-процессов:
- Неизвестность, как поступить на определённом этапе развития компании. Вы описываете жизненный цикл организации, особенности ведения документооборота, взаимодействия с клиентами и прочие ключевые процессы. Чёткая схема взаимодействия отделов и сотрудников позволяет понять, что можно улучшить.
- Сложности с обучением новых специалистов и масштабированием. Вы существенно сокращаете время на адаптацию и онбординг новых кадров за счёт описания внутренней структуры и особенностей выполнения обязанностей. Сотрудник осознает свою роль в компании, понимает, как выполнять ежедневные задачи.
- Хаос в команде. Вы документируете и оптимизируете бизнес-процессы, поэтому все понимают, кто и за что отвечает. У сотрудников есть не только должности, но и чётко прописанный набор полномочий. В результате работа не дублируется, задачи решаются в порядке значимости, вероятность конфликтов сведена к минимуму.
- Снижение акционерной ценности компании и непредвиденные расходы. Вы делаете работу каждого сотрудника в компании прозрачной, контролируете доходы и расходы. Когда все процессы регламентированы, возможность хищения или сокрытия денег практически исключена.
- Потеря клиентов. Вы налаживаете внутренние процессы, что позволяет команде быстро и эффективно работать. Менеджеры успевают оперативно обрабатывать заявки и не терять покупателей. Сохраняется высокий уровень доверия и лояльности аудитории.
Чем описание бизнес-процессов отличается от моделирования
Описание бизнес-процессов — перечисление действий участников в свободной форме. Скажем, простые пользовательские сценарии в текстовом виде. В отличие от моделирования при описании не требуется соблюдать формальную логику и специальные обозначения, использовать формализованные языки.
Хотя разница между описанием и моделированием есть, часто ею пренебрегают и используют термины как синонимы.
Классификация методологий моделирования бизнес-процессов
Методология моделирования — совокупность принципов и стандартов описания бизнес-процессов. Определяет последовательность действий, которые нужно выполнить для построения модели.
Методология включает в себя:
- Метод моделирования — способ представления реального объекта с помощью объектов модели.
- Процедуру — последовательность шагов по сбору и обработке информации.
- Нотацию — язык моделирования. Каждый язык имеет свой синтаксис — условные обозначения элементов и правила их сочетания, а также семантику — правила толкования моделей и их элементов.
В основе методологии моделирования могут лежать три подхода:
- Структурный подход рассматривает систему как набор элементов, подсистем и отношений между ними. Используется для организационного развития предприятий и компаний: ищет способы оптимизации, разрабатывает рабочие регламенты и должностные инструкции. Методологии: SADT, DFD, WFD.
- Объектно-ориентированный подход рассматривает систему как набор взаимодействующих объектов. Объекты — предметы, которые преобразуются при выполнении процессов. При объектно-ориентированном подходе сначала выделяются объекты, а затем действия, в которых они участвуют. Подход используется для визуализации, конструирования и документирования. Методология: BAAM.
- Интегрированный подход объединяет структурный и объектно-ориентированный подходы. Даёт полное и комплексное представление о моделируемом объекте. Методология: ARIS.
Единого верного способа моделирования нет. Важно правильно ставить цель и исходя из неё выбирать подходящие инструменты реализации.
Разберём особенности популярных методологий моделирования.
SADT
SADT — методология структурного анализа и проектирования, разработанная Дугласом Россом в 1969-1973 годах. Объединяет и организует диаграммы в иерархические древовидные структуры — чем выше уровень диаграммы, тем она менее детализирована.
Диаграммы SADT состоят из:
- блоков, которые изображают активность моделируемой системы;
- дуг, которые связывают блоки вместе и отображают взаимодействия.
Методология применяется на ранних этапах создания системы для определения требований к ней. В США SADT успешно использовалась в военных и коммерческих организациях для долгосрочного стратегического планирования и управления финансами.
Особенности методологии SADT:
- Универсальность — может использоваться для проектирования сложных систем любого назначения: управления и контроля, телефонных сетей, учёт материально-технических ресурсов.
- Способность отражать такие системные характеристики, как управление, обратная связь и исполнители.
- Наличие процедур для поддержки коллективной работы.
- Возможность использования на ранних этапах создания системы и сочетания с другими структурными методами проектирования.
Самая распространённая нотация — IDEF0.
Пример бизнес-процесса в нотации IDEF0
DFD
DFD — методология потоков данных. Описывает внешние по отношению к системе источники и адресаты, логические функции, потоки и хранилища данных. Может быть представлена в виде графического структурного анализа или диаграммы. На диаграмме отображают работы, которые входят в состав описываемого бизнес-процесса, а также входы и выхода каждой из них.
Методология применяется для моделирования информационных систем и выявления проблем документооборота. Описывает любые действия: процесс продажи или отгрузки товаров, работу с заявками, закупку сырья. DFD помогает понять, из чего должна состоять информационная система и как автоматизировать бизнес-процессы.
Особенности методологии DFD:
- описывает не столько бизнес-процессы, сколько движения потоков данных;
- процессы не существуют сами по себе, поэтому результат должен куда-то передаваться;
- используется при разработке программного обеспечения;
- нет ограничения по количеству элементов, которые могут находиться на одной диаграмме.
Самые распространённые нотации — Эд Йордана и Тома де Марко.
Пример описания процесса обработки заказа клиента с помощью методологии DFD
WFD
WFD — методология потоков данных. Описывает бизнес-процессы нижнего уровня, где возникает необходимость показать временную последовательность выполнения работ.
Методология применяется для моделирования таких бизнес-процессов компаний как: «Выставление счетов», «Подготовка договора», «Изготовление детали».
Особенности методологии WFD:
- Использует дополнительные объекты для описания процессов: логических операторов, события начала и окончания процесса, а также элементы, показывающие временные задержки.
- Показывает альтернативы, которые происходят в процессе. Например, с помощью методологии вы можете описать ситуацию, когда договор на меньшую сумму согласуется с одной группой сотрудников, а на большую — с другой группой по более сложной технологии.
- Стрелки между операциями бизнес-процесса обозначают не потоки объектов, последовательность выполнения работ.
Самая распространённая нотация — IDEF3.
Пример описания процесса согласования договора с помощью нотации IDEF3
ARIS
ARIS — одновременно и методология, и программный продукт для моделирования бизнес-процессов организации. Методология ARIS разработана профессором Августом Шеером в 1990-х годах. Она представляет собой современный подход к структурированному описанию деятельности компании, представлению её в виде взаимосвязанных графических диаграмм, удобных для понимания и анализа.
Методология применяется на крупных или длительных проектах, а также предприятиях с достаточным оборотом денежных средств. Это обусловлено стоимостью внедрения и трудозатратами по сопровождению и поддержке. ARIS подходит для управленческого консалтинга, внедрения систем управления качеством, анализа и оптимизации бизнес-процессов. Она позволяет классифицировать и структурировать операционные риски, вести документооборот.
Особенности методологии ARIS:
- основывается на концепции интеграции, предлагает целостный взгляд на процессы;
- рассматривает и представляет любую организацию как единую систему;
- насчитывает более 80 моделей, поэтому для осмысленного применения требуется время;
- использует разные уровни описания: что система должна знать, какие у неё пути реализации, а также программные и технические средства.
- её внедрению должна предшествовать «ручная» проектно-аналитическая работа;
- главное преимущество — высокая степень визуализации бизнес-моделей.
Самые распространённые нотации — EPC, UML и BPMN.
Пример бизнес-процесса в BPMN-нотации
BAAM
BAAM — методология описания деятельности. Включает в себя шесть бизнес-моделей: ESM, BCM, BPM, BFM, BOM, ERM. С их помощью последовательно описывает функции, бизнес-процессы, организационные и структурные особенности компаний, её подразделения, а также материальные и информационные потоки между ними. Методология представляет собой схему, на которой вместо работ отображаются структурные подразделения и взаимодействия между ними.
Методология применяется для описания бизнес-процессов в крупных компаниях. Отображает подразделения и должности, которые есть в организации, а также связи линейного и функционального подчинения. Помогает проектировать базы данных.
Особенности методологии BAAM:
- описывает подразделения компании и потоки между ними;
- описывает бизнес-процессы отдельных подразделений;
- формирует управляющие работы, а также состояния, характеризующие начало и конец каждой работы;
- описывает должности организации;
- определяет структуру информации, которая необходима для бизнес-процессов.
Самые распространённые нотации — Нотация Питера Чена, нотация Гордона Эвереста Crow’s Foot.
Пример бизнес-процесса в нотации Питера Чена
Сравнение нотаций
Нотации — графические модели, которые используются для фиксации бизнес-процессов. Помогают наглядно представить алгоритм действий. Выше мы перечислили десять нотаций для разных методологий, но самые популярные из них — IDEF0, EPC, BPMN. Сравним их.
Критерий сравнения | IDEF0 | EPC | BPMN |
Принцип построения диаграммы | Принцип доминирования | Временная последовательность выполнения процедур | Временная последовательность выполнения процедур |
Описание процедуры процесса | Объект на диаграмме | Объект на диаграмме | Объект на диаграмме |
Модель отражает | Структуру системы, функции, потоки ресурсов и информации | Структуру системы, функции, потоки ресурсов и информации | Функции системы, внутренние процессы |
Графические элементы | Прямоугольники — действия и этапы. Стрелки — ресурсы и исполнители | Фигуры разных цветов. Розовые — события, зелёные — функции, жёлтые — исполнители, серые — ресурсы, оранжевые — ИС. Соединительные элементы — стрелки и разделители «и», «или» | Задача — прямоугольник, событие — круг, поток — стрелка. Также есть сноски и базы данных |
Достоинство | Высокая степень детализации. Можно создать модель, которая будет учитывать практически все ресурсы, всех сотрудников | Простота восприятия | Простота восприятия. Подходит для описания внутренних бизнес-процессов компании |
Недостаток | Модель занимает много места | Приходится создавать события даже для незначительных этапов | Зациклена на бизнес-процессах, не подходит для описания структуры |
Сфера применения | Долгосрочное планирование, управление финансами | Описание технологических процессов предприятия — выставление счетов, отгрузки товаров и т.д. | Управленческий консалтинг, внедрение систем управления качеством, оптимизация бизнес-процессов |
Коротко о главном
Моделирование бизнес-процессов — инструмент, который помогает аналитику выявлять проблемные места и зоны роста, оптимизировать работу команды. Чтобы правильно смоделировать бизнес-процесс, важно подготовить необходимую информацию, прописать последовательность работ и поставить цель. Когда вы начинающий аналитик, избежать всех ошибок невозможно, но можно попытаться свести их к минимуму.
Приходите на курсы по системному анализу — они помогут улучшить знания и отточить навыки на практике
1 коммент
Спасибо! Нашла еще интересную информацию по бизнес-процессам вот здесь: https://leprime.ru/nachalo-biznes-proczessa-ot-kak-est-do-kak-dolzhno-byt/