Телеграм-канал основателя Checkroi — Вани Буявца

Посмотреть →
Агрегатор онлайн-курсов Checkroi.ru Блог Базовые понятия Словарь графического дизайнера: распространённые термины и понятия

Словарь графического дизайнера: распространённые термины и понятия

Опубликовано: Страница обновлена: 1534 просмотров Время прочтения: 29 минут

Представьте: вы хотите купить диван и открыли несколько сайтов. Вы ещё не прочитали описания диванов, но уже поняли, что в одном интернет-магазине продают бюджетные модели, а в другом — мебель премиум-класса. Всё это вы считали не из текста, а благодаря грамотно продуманным визуальным образам — результат работы графического дизайнера.

Графический дизайнер создаёт фирменный стиль компании, изображения для рекламы и упаковок продукта и разрабатывает макеты для интернет-сервисов: сайтов, приложений, программ, игр и др. В своей работе он оперирует разными терминами из области дизайна, маркетинга и художественного искусства, которые обычному пользователю могут быть незнакомы.

В этой статье мы собрали словарь терминов графического дизайнера и объяснили их понятным языком. Эти термины пригодятся как начинающим, так и опытным дизайнерам, а также всем, кто планирует лучше изучить графический дизайн — читайте и берите на заметку то, что ещё не знали или успели подзабыть.

Стили графического дизайна

Дизайн начинается с выбора стиля — без этого шага невозможно создать качественный макет с продуманной идеей. Поэтому первым делом предлагаем познакомиться с основными стилями графического дизайна, но сначала разберём само понятие стиля в дизайне.

Стиль — это создание и визуальное воплощение образов с помощью цветовых решений, декоративных элементов, шрифтов и др. Стиль задаёт рамки конкретным набором элементов и таким образом помогает отразить идею и индивидуальность дизайнерского решения.

Ещё больше о стилях в графическом дизайне читайте в статье «Тренды графического дизайна 2022 — какие тенденции будут в моде»

 Абстракционизм — в этом стиле отвергается реалистичное воспроизведение окружающей действительности. Для него характерно хаотичное сочетание линий, геометрических фигур, плоскостей и других объектов. Абстрактные макеты могут показаться бессмысленными, но если приглядеться внимательно, вы увидите, что в них заложена целостная композиция, и она вызывает определённые эмоции.

Авангард — эксперимент с цветом, формой и концепцией в рамках дизайнерского макета. Акцент на необычных сочетаниях элементов типографики, коллажах и контрастных деталях. Например, в авангарде на фоне угловатых геометрических фигур может быть изображён нежный цветок. Чаще всего к идеям авангарда прибегают при дизайне афиш, плакатов и сайтов.

Ампир — императорский стиль эпохи Наполеона Луи Бонапарта. Отличительные черты ампира: торжественность, строгая симметрия, экзотические орнаменты, декоративные элементы и яркие краски. Стиль дизайна ампир подходит для оформления сайтов и печатной продукции компаний, подчёркивающих свой высокий статус.

Брутализм — стиль, в котором нет места чрезмерной напыщенности, яркости и помпезности. Брутализм в дизайне характеризуется обилием чёрно-белых элементов, отказом от симметрии, необычными шрифтами и небрежностью в оформлении.

Винтаж — мягкая отсылка к прошлому, ностальгия по ушедшим годам. Для стиля винтаж характерны монохромные цвета, искусственное состаривание образов и специфические шрифты с плавными линиями. Винтаж часто выбирается как фирменный стиль кофеен, местечковых ресторанов и небольших магазинов.

Геометрический стиль — доминирование простых форм, геометрических фигур, абстрактных линий и ярких цветовых решений. Геометрический стиль в дизайне популярен в цифровых продуктах, так как незамысловатые линии и формы весят меньше сложных изображений, но смотрятся также выразительно.

Классический стиль — для него характерны лаконичные детали, насыщенные цвета и контрастные сочетания. Дизайн в классическом стиле отличает элегантность и простота, а также строгость и завершённость каждого графического элемента. Классику выбирают госструктуры, банки, юридические компании, элитные рестораны и отели премиум-класса для оформления сайтов и печатных материалов.

Минимализм — основная идея стиля заключается в избавлении от лишних деталей. С его помощью удаётся избежать визуальной перегруженности сайтов, рекламных баннеров и логотипов. Минимализм выбирают маркетинговые агентства, дизайн-студии, бренды одежды, обуви или товаров для дома.

Модерн — стиль сочетает естественные линии, асимметрию и нестандартность пропорций. В колористике модерна доминируют пастельные тона с растительными орнаментами. В графическом дизайне модерн используют для оформления сайтов и рекламных баннеров семейных кафе, хендмейд-магазинов и салонов красоты — того, что пользуется популярностью у женской аудитории.

Поп-арт — сочетание изобразительного искусства и массовой культуры в дизайнерских решениях. Для поп-арта характерно обращение к образам из комиксов и культового кино, яркие цветовые решения, нестандартные композиционные идеи, плакатные шрифты и техника коллажа. Чаще всего стиль поп-арт применяется при дизайне рекламных баннеров, упаковки и разработке сайтов и лендингов.

Телеграм-канал Вани Буявца

Форматы изображений

Форматов изображений всего два, но без знаний их особенностей стать профессиональным графическим дизайнером не получится.

Векторное изображение — сочетание геометрических объектов: кругов, многоугольников и др. Векторное изображение состоит из точек и линий, в нём нет пикселей, поэтому его можно увеличивать или уменьшать без потери качества. Векторное изображение можно сравнить с рисунком по точкам: в графическом редакторе он рисует опорные точки, которые затем соединяет линиями и заполняет цветом. В векторе создаются логотипы — их легко масштабировать как до миниатюрной визитки, так и до огромного билборда. Основные векторные форматы: *eps, *ai, *cdr, *svg.

Растровое изображение — привычное всем изображение, состоящее из пикселей. Его можно сравнить с мозаикой, где рисунок формируется из небольших по размеру цветных элементов. Растровые изображения при увеличении напоминают как раз такую мозаику. Квадраты-пиксели позволяют создавать сложные детализированные изображения и точно передавать цвета и оттенки, но при изменении размера растровое изображение теряет в качестве. Основные растровые форматы: *jpg, *png, *bmp, *psd.

Конвертация — перевод изображения из одного формата в другой: например, из векторного в растровое и наоборот. Конвертация изображений необходима, если дизайнер работает в разных графических редакторах. Например, один редактор поддерживает только файлы jpg или png, а изображение, которое нужно отредактировать, представлено в совершенно другом формате. В этом случае он может преобразовать, то есть конвертировать изображение в специальной программе. В Windows — это Paint, а в Mac — Preview. Также в интернете можно найти другие программы: Format Factory, XnConvert, GIMP и др.

Общие термины

В этом разделе мы собрали термины, с которыми графический дизайнер сталкивается практически ежедневно.

2D-изображение — вид компьютерной графики, в которой все изображения плоские, так как используются только два измерения — ширина и высота. В 2D выпускаются логотипы, рекламные баннеры и большая часть печатной рекламной продукции.

3D-изображение — создаётся в трёх измерениях: длина, ширина и высота. Трёхмерное изображение всегда объёмное и смотрится реалистично благодаря строгому соблюдению пропорций. 3D-графика применяется при создании компьютерных игр, фильмов, анимированных роликов и др.

Абрис — обрисовка или обводка изображения, другое название этого термина — контур или линия. С их помощью показывают форму объекта.

Баннер — изображение с рекламным содержанием: картинкой, текстом и анимацией. В баннер всегда вшита ссылка — пользователю достаточно нажать на изображение, чтобы попасть на рекламируемый сайт.

Билборд — вид наружной рекламы, большой щит, который располагают рядом с оживлённой трассой, недалеко от торгового центра, у аэропорта, железнодорожного вокзала и др.

Об актуальности наружной рекламы и её основных видах читайте в статье «Зачем нужна наружная реклама в 2022 году и насколько она актуальна»

Брошюра — небольшая книга объёмом от 4 до 50 листов. В брошюре важно грамотно разместить текст и изображения, поэтому графический дизайнер создаёт по отдельности макеты каждого листа и обложки.

Буклет — прямоугольный лист бумаги, сложенный в несколько раз. Дизайн буклета стоит значительно дешевле, чем оформление билборда или брошюры, но в то же время на разворотах буклета можно разместить большое количество информации и в буквальном смысле вручить прямо в руки потенциальным потребителям..

Выравнивание — варианты размещения элементов в дизайне: по левому и правому краям и по центру. Выравнивание упорядочивает все детали макета и делает дизайн более структурированным.

Визуальная иерархия — порядок, в котором пользователь воспринимает информацию. Например, сначала он видит крупное изображение, а затем — чуть менее заметный текст. Графический дизайнер заранее решает, какой элемент сделать основным, а какие — второстепенными.

Визуальная коммуникация — общение с потребителем с помощью средств графики: текста и изображений. Дизайнер умеет через отдельные элементы доносить идею так, чтобы пользователь её понял и принял.

Графический редактор — это программа для создания, редактирования, сохранения и просмотра цифровых изображений: фотографий, картинок, схем и др. Примеры графических редакторов: Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Corel Draw, Figma и др.

Прочитать подробно о графических редакторах можно в статье «7 функциональных сервисов для графического дизайна»

Дизайн-концепция — идея или творческая мысль, которую реализует графический дизайнер. Концепция нужна для создания любого дизайна: от логотипа до сайта — без неё не удастся отразить философию и миссию бренда.

Инфографика — способ графического выражения информации для визуализации количественных показателей. Примеры инфографики: схемы, графики, диаграммы и др.

Инверсия — в дизайне этот приём называется «рисование белым по чёрному» и подразумевает замену одного цвета на другой. Этим приёмом дизайнер меняет цветовую гамму готовых элементов и тем самым создаёт новое по стилю изображение.

Коллаж — объединение разных по текстуре и стилю объектов в одном дизайнерском макете.

Композиция — грамотное расположение и логическая взаимосвязь всех элементов дизайнерского макета. Удачное дизайнерское решение невозможно без построения композиции.

Макет страницы — это то, как будут располагаться все элементы на странице. При создании макета дизайнер решает, где разместить текст, а где изображение. Это гарантирует соблюдение композиции и принципов визуальной иерархии.

Мокап — реалистичная и зачастую трёхмерная модель дизайнерского решения. Она необходима, чтобы увидеть, как будет смотреться проект в реальном мире.

Читайте о мокапах подробно в статье «Что такое мокапы в дизайне и зачем они нужны»

Паттерн — узор из повторяющихся элементов: линий, форм, оттенков и др. Паттерны отлично подходят для фона сайта, баннера или визитки. Ещё из паттернов получаются принты, например, для тканей.

Печатная реклама — вся реклама, которая не только создаётся графическим дизайнером, но и печатается в типографии. Примеры печатной рекламы: визитки, буклеты, брошюры, листовки и наружную рекламу — билборды, ситилайты и др.

Плакат — броское изображение с кратким, но привлекающим внимание текстом: призывом к действию, провокационной фразой, шуткой и др. На плакатах также может быть фото или изображение.

Плоский дизайн — минималистичные дизайнерские решения в 2D с простыми шрифтами и акцентами в виде контрастных контуров и ярких цветов. Подходит для визуализации инструкций и объяснения сложных понятий, схем и терминов. Примеры плоского дизайна вы могли видеть в инструкциях по сборке мебели IKEA или на дверях в вагонах метро с предупреждением в виде мини-комикса «что может произойти, если прислоняться к дверям».

Пиктограмма — стилизованное и легко узнаваемое графическое изображение. Пиктограмма — это необходимый атрибут упаковок, схематических описаний и инструкций. Примеры пиктограммы: полумесяц как изображение луны или волнистые линии в качестве визуализации моря.

Правило третей — в этом композиционном приёме дизайн делится на три вертикальных и три горизонтальных столбца, а все важные элементы размещаются на пересечении и вдоль этих линий. Считается, что так дизайн получается более гармоничным и привлекает внимание пользователей.

Прозрачный фон — приём, когда графические элементы создаются на прозрачном фоне или вообще без фона. Чаще всего такие проекты сохраняют в формате PNG и накладывают поверх рекламного ролика, фотографии и др.

Пустое пространство — любая область дизайна без фона и графических элементов. Может быть любого цвета, который в дизайнерском решении отвечает за пустоту.

Пятно — равномерно или неравномерно закрашенный участок дизайнерского проекта. У пятна всегда есть границы, даже если внешне они почти невидимы. Восприятие композиции зависит от формы, цвета и размера всех пятен.

Разрешение — резкость и чёткость изображения. В цифровых проектах измеряется в пикселях на дюйм — PPI, в печатной продукции измеряется в точках на дюйм — DPI. Чем выше этот показатель, тем чётче изображение.

Размытие — изображение с низким уровнем чёткости. Приём размытия применяется, когда нужно выделить один объект на фоне всех остальных размытых элементов.

Сетка — структура из пересекающихся линий, своего рода каркас для других графических элементов. Например, сетка применяется при прорисовке лица — она помогает соблюсти симметрию и создать реалистичные элементы.

Текстура — растровое изображение, накладываемое на графические элементы для придания им цвета, иллюзии рельефа и др. Дизайн может имитировать текстуру камня, металла, песка, дерева и др.

Фольга — графика, имеющая металлический вид. С фольгой дизайн становится более эффектным, поэтому её часто применяют при разработке логотипов и визитных карточек.

Чистое пространство — отступы, которые есть у всех элементов с каждой стороны. Чистое пространство необходимо, чтобы элементы не казались перегруженными и были заметны на общем фоне.

Эскиз — схематичный набросок дизайна, помогающий визуализировать и отшлифовать идею перед созданием макета.

Логотипы и фирменный стиль

Графический дизайнер занимается визуальным оформлением бренда, поэтому ему важно ориентироваться в маркетинговых терминах и понимать, из каких элементов складывается фирменный стиль и имя компании.

Айдентика — создание уникального образа компании в глазах потребителей. Айдентикой можно назвать всё, что отражает уникальность компании: корпоративные ценности, фирменный стиль, рекламные элементы, сайт, соцсети, сувенирную продукцию и др.

Актуальность бренда — уровень востребованности компании и то, насколько она соответствует ключевым запросам целевой аудитории.

Атрибут бренда — внешнее оформление бренда для повышения его известности среди потребителей: название, слоган, логотип, упаковка, фирменный стиль и др.

Бренд — то, что помогает потребителям отличить одну компанию от другой: комплекс знаков, символов и слов. Он создаётся, чтобы выделить продукт или бизнес среди аналогов.

Брендбук — официальный документ, где расписаны концепция бренда, аудитория, позиционирование компании, фирменный стиль и рекомендации по его применению.

О том, как создать брендбук, читайте в статье «Всё о брендбуке: что это, виды и как сделать»

Гайдлайн — свод правил или инструкция, которые определяют варианты использования фирменного стиля и атрибутов бренда.

Логотип — оригинальное стилизованное начертание названия компании: знак, символ, графическая композиция и их сочетание. Дизайнер может создать логотип в специальном онлайн-конструкторе или разработать с нуля самостоятельно.

Товарный знак — логотип, зарегистрированный в Роспатенте. Товарный знак помогает бизнесу выделиться на рынке, а потребителям не спутать товар с аналогами.

Фавикон — значок сайта, который вы видите во вкладке браузеров и в поисковой выдаче. Он помогает пользователям запомнить и быстрее найти сайт среди других открытых вкладок.

В одной из статей мы подробно рассказывали, что такое фавикон и как его сделать

Фирменный стиль — совместное применение логотипа с другими графическими элементами. Фирменный стиль обеспечивает единую концепцию оформления всех цифровых и печатных материалов компании.

Разработку фирменного стиля бренда можно сравнить с созданием произведения искусства — здесь важна каждая деталь. О том, почему это так важно для бизнеса, читайте в статье «Фирменный стиль в бизнесе: как сделать бренд узнаваемым»

Фирменный шрифт — разрабатывается индивидуально для конкретной компании и применяется на всех её печатных и цифровых материалах.

Шрифты и типографика

Графический дизайнер не пишет тексты, но занимается их оформлением: подбирает шрифт и соединяет отдельные буквенные элементы в эффектные сочетания. Поэтому он хорошо разбирается в терминах из мира типографики.

Lorem ipsum — условный текст-рыба, который вставляется в макет страницы. Часто это бессмысленный набор фраз, создаваемый с целью заполнить свободное пространство, пока разрабатываются текстовые и визуальные элементы.

Гарнитура — комплект из одного или нескольких шрифтов, объединённых общим дизайном, но отличающихся по высоте, толщине и стилю.

Графема — в буквальном смысле скелет буквы и её базовая форма.

Засечки — небольшие линии на концах букв, облегчающие чтение в печатных изданиях. С засечками буквы становятся более различимыми. Другое название таких шрифтов — антиквы. Примеры шрифтов с засечками: Book Antiqua, Times New Roman и Garamond.

Пример засечек в шрифте Times New Roman

Пример засечек в шрифте Times New Roman

Интерлиньяж — расстояние между строками в тексте, то есть межстрочный интервал. Чтобы достичь баланса между текстом и свободным пространством, это расстояние делают в полтора раза больше размера букв.

Каллиграфия — написание витиеватых и красивых букв и символов, а также объединение их в слова и предложения.

Каллиграфии можно научиться — в одной из статей Checkroi мы уже писали о курсах красивого письма для дизайнеров

Кегль — размер шрифта, измеряемый в пунктах.

Размер шрифта, который вы задаёте, когда печатаете в ворде или гуглдоках, и есть кегль

Размер шрифта, который вы задаёте, когда печатаете в ворде или гуглдоках, и есть кегль

Кёрнинг — пространство между соседними знаками: символами, буквами или цифрами.

Леттеринг — шрифтовая композиция, нарисованная вручную, а не на основе готового шрифта. В отличие от каллиграфии, в леттеринге буквы и цифры именно рисуются, а не прописываются.

Искусству рисования шрифтовых композиций можно научиться на курсе. В агрегаторе Checkroi вы найдёте курс по леттерингу для начинающих

Лигатура — комбинация из двух и более печатных знаков, которая часто применяется при создании оригинальных логотипов. Примеры лигатуры: логотипы Louis Vuitton, Procter&Gamble, Fendi, Dolce&Gabbana, Chanel и др.

Монограмма — знак, составленный из начальных букв названия бренда или инициалов.

Отслеживание — пробел между словами, который значительно больше интервала между буквами в словах. Пробелы должны быть одинаковыми в пределах одной строки и быть близкими по размеру в смежных строках — так текст легче читать.

Системный шрифт — основной шрифт, используемый по умолчанию операционной системой мобильного устройства или компьютера.

Скрипт — в типографике и дизайне это шрифт, имитирующий почерк. Скриптовые шрифты выглядят так, будто созданы инструментами для ручного письма: пером, кистью и карандашом, и применяются для создания визиток, макетов сайтов, печатной рекламы. Примеры скриптовых шрифтов в современных компьютерных программах: Oleo Script Swash Caps, Pacifico, Marck Script и др.

Скриптовый шрифт Oleo Script Swash Caps

Скриптовый шрифт Oleo Script Swash Caps

Типографика — внешнее оформление и стилистика напечатанных слов. Типографика входит во все тексты, напечатанные на бумажных и других физических носителях: рекламных щитах, визитках, буклетах, книгах, независимо от того, будет это пара букв или несколько глав.

Дизайнеру важно знать основные инструменты типографики — без этого он не сможет создавать печатную рекламу. Изучить типографику можно на одном из курсов нашей подборки «Обзор курсов онлайн-обучения типографике для опытных и начинающих дизайнеров»

Трекинг — интервал между буквами, словами и абзацами в тексте. Настройки трекинга необходимы дизайнеру, чтобы менять структуру и плотность слов и тем самым улучшить внешний вид текста и всего дизайнерского проекта.

Шрифт — дизайн текста, в котором предусмотрены изменения размера, веса и наклона букв. Так, шрифт может быть жирным, полужирным, подчёркнутым и др.

Цвета и цветовые профили

Цвет — один из основных компонентов дизайнерского макета. Вот самые распространённые термины из этой области.

Градиент — плавное изменение цвета или переход от тёмного к светлому и наоборот и от одного цвета к другому. Различают линейный и радиальный градиент. В первом случае цвет меняется слева направо, а во втором — от центра к краям.

Контрастность — степень различия между двумя противоположными цветами. Обычно в дизайне контрастность относят к противопоставлению чёрного и белого, но иногда контрастными могут быть фактура или размер: грубый и гладкий или большой и маленький элементы.

Непрозрачность — уровень прозрачности дизайна, который можно настроить, чтобы сделать элемент растушёванным, прозрачным, более светлым или тёмным. Например, твёрдые предметы 100% непрозрачные, а жидкие, наоборот, часто прозрачны. Непрозрачность позволяет создавать эффект тени в дизайне.

Монохромность — палитра оттенков одного цвета. Монохромные оттенки всегда приятны глазу, а дизайны с их участием легче запоминаются.

Цветовая гамма — комбинация сочетающихся между собой цветов и оттенков, позволяющая создать дизайн в едином стиле. Например, с помощью холодной цветовой гаммы можно создать зимнее изображение, а с помощью тёплой — летнее.

Цветовая палитра — набор цветов и оттенков, которыми пользуются дизайнеры и художники для создания изображений. Эти цвета гармонируют между собой, поэтому дизайнер может применять их, чтобы передать определённое настроение или идею. В компьютерной графике основной считается системная цветовая палитра — ограниченный набор цветов, доступный графическим редакторам и компьютерным программам.

Цветовая модель — способ последовательного числового описания цветов, где каждое число соответствует определённому оттенку цветовой палитры.

Цветовая модель CMYK — в названии модели «спрятаны» доминирующие цвета: C — голубой, M — пурпурный, Y — жёлтый и K — чёрный. Это четыре основных цвета, которые присутствуют во всей полиграфической продукции.

Цветовая модель RGB — расшифровывается как R — красный, G — зелёный, B — синий. В основном применяется при создании цифровых дизайнерских проектов.

Цветовая модель Pantone — разработанная специально для печатных каталогов модель, которая гарантирует точную передачу цвета на бумаге. В каждом оттенке цветовой модели Pantone указано процентное содержание цветов модели CMYK: выбрав необходимый цвет из каталога Pantone, можно быть уверенным, что на печатной продукции он будет совпадать с оттенком на экране.

Подведём итог

Наш словарь станет помощником для тех, кто собирается стать графическим дизайнером. Изучив его, вы сможете без особых сложностей читать профессиональную литературу и комментарии известных дизайнеров.

Ну а если вы захотите ещё больше погрузиться в мир графического дизайна — читайте блог Checkroi. Вот несколько статей на эту тему:

Также вы можете выбрать курс по графическому дизайну в нашему агрегаторе: выбирайте подходящую программу и развивайтесь!

Телеграм-канал Вани Буявца, только внизу
0 Коментариев
0

Почитаем еще?

Оставьте комментарий

Мы иногда используем cookie-файлы, чтобы получше узнать вас и персонализировать контент :) Замечательно!