Собеседование — стрессовое мероприятие. Вы можете искать первую работу после прохождения курсов или откликаться на вакансии с богатым опытом и портфолио — не так важно. Провалить собеседование может любой дизайнер, если придёт неподготовленным.
В статье разбираемся, какие вопросы задают дизайнеру на собеседовании и как на них отвечать. Вы узнаете об общих требованиях к кандидатам, независимо от профессии. А также о том, какие узкоспециализированные навыки ждут компании от претендентов на вакансию дизайнер.
Общие вопросы для дизайнеров
Общие вопросы дизайнеру на собеседовании одинаковы для претендентов разных направлений: от графического или до ux и ui или веб-дизайна и дизайна логотипов. Их задают всем на собеседовании, но тем они и коварны. Часто соискатели отвечают общими шаблонными фразами и не оставляют себе шансов на трудоустройство. Это вопросы про опыт, способности и навыки — в каком направлении специализируется дизайнер, на что ориентируется при создании макетов, в каких графических программах для дизайна умеет работать. Посмотрим, как отвечать на них, чтобы собеседование прошло успешно.
Что вы знаете о нашей компании?
Для чего задают. Вопрос о компании — это знакомство с претендентом. Он поможет уже на этапе собеседования понять, насколько вы серьёзно относитесь к компании и к вакансии. Работодатели хотят знать, что в их компании интересно для вас и почему вы готовы работать у них.
Как отвечать. Заранее подготовьтесь и не поленитесь почитать информацию о компании, в которую идёте на собеседование. Отметьте для себя: название компании, чем занимается, сколько лет на рынке, для каких задач нужен дизайнер и какие ещё специалисты работают в компании.
Отвечайте по делу, без пространных рассуждений. Расскажите информацию о компании, которую вы успели узнать из открытых источников, но с упором на дизайнерские задачи. Дайте понять работодателю, что сможете помочь решить задачи, которые ставятся перед дизайнером. Будет плюсом, если вы отметите проекты компании, которые вам показались особенно интересными, и объясните почему. Так вы продемонстрируете и искреннюю заинтересованность в работе
Как вы обновляете свои знания?
Для чего задают. Так работодатель хочет узнать о том, какие курсы вы закончили, какие вебинары посмотрели, за какими специалистами по дизайну вы следите в социальных сетях. Это поможет оценить актуальный уровень ваших знаний и умений в дизайне.
Как отвечать. Расскажите обо всех знаниях, которые успели получить за последний год: чему научились, как это поможет решить задачи компании. Когда говорите о том, что прошли курс или смотрели вебинар, акцентируйте внимание на том, как это помогает вам в работе сейчас. Подкрепить свой ответ можно примером из практики — расскажите, как вы решили конкретную задачу с помощью новых знаний.
Обновите свои знания по современным дизайнерским программам. Собрали для вас подборку полезных и интересных курсов по Figma
Каких результатов вы добились на прошлой работе?
Для чего задают. Работодателю важно понять, насколько ваш уровень знаний и умений подойдёт для решения его задач.
Как отвечать. Разложите свои обязанности на пункты и дайте развёрнутый ответ по каждому. Если работали над оформлением интерфейса сайта, скажите, как удалось сделать сайт удобным для пользователей. Или как создавали дополнительные графические цифровые и печатные объекты — баннеры, визитки и рекламные буклеты.
Если как такового опыта пока нет, расскажите о том, какие задачи приходилось решать во время обучения. Можно рассказать о сильных сторонах, которые помогают вам в работе
Расскажите о провалах на прошлом месте работы
Для чего задают. Работодатель пытается понять, насколько вы объективно умеете оценивать свою работу. Ему важно понимать, как вы решаете проблемы и что сделали для того, чтобы в будущем подобных оплошностей не возникало.
Как отвечать. Провалы случаются у всех, независимо от уровня ответственности, профессии и места работы. Вопрос в том, как человек умеет выходить из сложной ситуации. Поэтому не нужно врать и уходить от ответа. Выгоднее ответить честно, но не нагнетайте: если ситуация была пустяковая, так и скажите. Обозначьте последствия своей ошибки, и вспомните как разрешилась ситуация. Покажите, что полезного вы из неё вынесли.
Важный момент: не стоит сваливать вину на бывшего коллегу ради того, чтобы оправдать себя. Доказать вы ничего не сможете, а репутацию себе испортите. Работодатель справедливо решит, что вы не умеете брать на себя ответственность и пытаетесь найти крайнего
Почему вы решили поменять работу?
Для чего задают. Этот вопрос поможет работодателю понять, насколько он подходит вам, и на какие результаты в работе вы рассчитываете.
Как отвечать. Определите для себя причину, которую можно рассказать. Вам хочется развиваться дальше, но на прошлом месте работы такой возможности не было. Или вы переехали и добираться теперь неудобно, у вас были личные сложности с организацией процесса: не походил график, не устраивало оборудование рабочего места. Не стоит говорить о работодателе плохо, даже если вы расстались из-за конфликта.
Если вы хотите освоить новое направление в дизайне, присмотритесь к курсам по UX/UI-дизайну. В подборке топ-9 курсов собрали актуальные курсы для новичков и профессионалов
Что для вас неприемлемо на новом месте работы?
Для чего задают. У вас тоже есть условия, которые вы можете выдвигать. Работодателю важно понять, насколько реально ему их выполнить.
Как отвечать. Честно расскажите о том, что для вас неприемлемо ни при каких условиях: задержки зарплаты, переработки в вечернее время и работа в выходные, токсичный коллектив, строгий контроль рабочего времени. Не пытайтесь найти удобные ответы, которые устроят работодателя. Отвечайте как есть, ведь если сразу не обозначит границы допустимого, сделать это позже будет сложнее.
Приведите пример трендового дизайна, который вам нравится
Для чего задают. Вопрос поможет понять, насколько вы вовлечены в индустрию и ориентируетесь ли в актуальных дизайнерских трендах.
Как отвечать. Расскажите о новом сайте, визуальном решении или пользовательском опыте, которые вам понравились. Объясните, почему вам понравилось именно это, указывая на конкретные детали, а не опираясь только на собственные эмоции.
Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно разбираться в трендах. Читайте актуальную информацию из мира дизайна, смотрите работы именитых дизайнеров. Для этого подпишитесь на каналы в телеграм, сообщества во вконтакте или аккаунты в других соцсетях по вашему направлению и фиксируйте всё, что нравится. Найти подходящие можно через строку поиска: просто забейте в ней ваше направление и посмотрите всё, что выдаст соцсеть
Если вы начинающий дизайнер, узнать о работе вам поможет наша статья с отзывами о работе дизайнером. В ней опытные дизайнеры дают советы о том, как развиваться в профессии
Профессиональные вопросы для дизайнеров
Профессиональные навыки показывают ваш уровень знаний по направлению. Это конкретные вопросы, когда работодатель хочет получить информацию о ваших умениях и навыках.
Покажите ваше портфолио
Для чего задают. Портфолио поможет работодателю оценить ваши дизайнерские навыки.
Как отвечать. Портфолио для дизайнера — обязательный файл. Так дизайнер может продемонстрировать свои работы, показать наглядно, какие задачи он решал и что добился. Вы можете оформить его на сайте-конструкторе, например, на Тильде. Можно сделать pdf-файл или сделать бумажную папку с работами.
Оформляйте портфолио грамотно. Важны не только картинки. Покажите техническое задание, то есть задачу, которая перед вами стояла, а также результат — как вы это реализовали. Можно добавлять комментарии к каждой работе: отзывы от клиентов, особенности работы. Например, сделали за час, работа выиграла в конкурсе, вы создали макет в новом графическом редакторе и т.д
Если вы новичок, и реальных проектов пока нет, сделайте 3-4 работы специально для портфолио: самостоятельно придумайте техническое задание и сделайте под него макет. Этого достаточно, чтобы работодатель смог оценить ваши навыки.
В каких программах вы работаете?
Для чего задают. Это поможет работодателю понять, насколько вы ориентируетесь в дизайне и какими инструментами владеете.
Как отвечать. Расскажите о программах, которые используете часто, и объясните причины своего выбора. Если вам нравится работать в фотошопе, потому что пользуетесь этой программой давно и знаете её наизусть, покажите разные примеры макетов, созданных в этой программе. Если вы не владеете какой-то важной для работодателя программой, скажите, что планируете освоить её в ближайшее время.
Если не уверены в своих навыках и хотите освоить ещё больше дизайнерских программ, пройдите курс из подборки «Топ-9 курсов для графических дизайнеров»
Расскажите, как обычно работаете над задачей?
Для чего задают. Работодателю нужно понять, умеете ли самостоятельно организовать работу и решать поставленные задачи эффективно.
Как отвечать. Рассказать о процессе можете на примере из практики. Заранее решите, о каком кейсе готовы рассказать. Построить рассказ можно так: объясните, какая была задача, где искали референсы, что взяли за основу в работе, как проходило согласование макета с клиентом и какие критерии были важны для вас как для дизайнера и для заказчика. Не забудьте рассказать о результатах: смогли ли вы достигнуть поставленной цели, какой была обратная связь от заказчика.
Ваша задача — показать, что вы умеете работать эффективно. Если у вас пока нет кейсов, подумайте, как бы вы поступили в реальной жизни. Вспомните, как выполняли домашнее задание на курсах и на этом примере покажите, как планируете решать поставленные задачи
Что делаете, если заказчику не нравится результат?
Для чего задают. Это поможет работодателю понять, насколько вы готовы к критике и неудачам, умеете ли вы брать ответственность за результат.
Как отвечать. Неудачи бывают у всех, и это нормально. Важно то, как вы реагируете. Расскажите, что всегда готовы выслушать аргументированную критику и исправить ошибки. Поделитесь тем, как вы обосновываете выбранные вами решения, как отвечаете на возражения заказчиков. Покажите, что вы готовы идти на компромисс и не доводите конфликт до абсурда, когда работа встаёт на паузу.
Расскажите историю, как решали проблемы на работе, но не выставляйте заказчика виновным в неудаче. Покажите и вашу ответственность тоже. Можно наглядно продемонстрировать, где именно ошиблись. Например, подобрали неудачный фон, который не соответствует стилистике компании, из-за этого сайт стал выбиваться из общей картины
Сможете ли вы предугадывать тренды?
Для чего задают. Этот вопрос поможет понять, насколько вы ориентируетесь в дизайнерских новинках и готовы ли развиваться.
Как отвечать. Заранее проанализируйте актуальные тренды и подумайте, что будет популярно в ближайшем будущем, через год, пять лет. Отвечайте на вопрос, исходя из своего видения ситуации, но с опорой на факты.
Подведём итог
К собеседованию нужно готовиться. Это поможет вам быть увереннее, отвечать на вопросы максимально точно и продемонстрировать свои навыки. На собеседовании обычно задают общие и профессиональные вопросы. Составьте себе примерный список и решите, что будете отвечать по каждому вопросу. Заранее определите, какую информацию вы не хотели бы озвучивать, но не скрывайте то, что может повлиять на работу.
Собеседование — это волнительно, но не забывайте, что перед вами сидит такой же человек со своими проблемами, болями и страхами. Будьте собой, не заигрывайте, но и не забывайте говорить о себе в положительном ключе.
Полезные материалы для подготовки к собеседованию:
→ Что такое брендбук и зачем он нужен