SMM расшифровывается как Social Media Marketing и в переводе на русский означает «маркетинг в соцсетях». На первый взгляд всё просто: достаточно создать аккаунт в социальной сети и продвигать через него свои услуги или товары. Но на деле для новичков продвижение в соцсетях оказывается сложным квестом: нужно не только писать посты, а решать огромное количество разноплановых ежедневных задач — привлекать новых подписчиков, общаться в комментариях, запускать рекламу и др.
В статье разберёмся, что такое smm и как работает маркетинг в соцсетях. Вы узнаете, какому бизнесу стоит создавать и продвигать аккаунт, насколько эффективен такой способ продвижения и какие специалисты работают в сфере смм.
Что такое smm
SMM можно назвать достаточно широким направлением интернет-маркетинга, которое включает в себя множество действий. Каждое действие выполняется с определённой целью: повысить узнаваемость бренда, привлечь лояльных клиентов или увеличить продажи в онлайн-пространстве. Всё это решается через создание и продвижение контента, соответствующего тематике бизнеса. Давайте рассмотрим на примере, что такое смм.
Представьте, что у вас цветочный бизнес. Вы продаёте цветы через контекстную рекламу в поисковых системах и при помощи seo-инструментов на сайте. С этих каналов продвижения к вам приходят клиенты, но вы хотите ещё больше заказов на цветы, а главное — большей включённости в диалог с потенциальными покупателями. В этом случае продвижение в соцсетях — лучшее решение. Именно здесь вы сможете общаться с клиентами и рассказывать им о цветах, которые продаёте
Чтобы продвигать бизнес в соцсетях, необходимо создать аккаунт или группу, регулярно размещать посты, записывать сторис о вашем бизнесе и привлекать через рекламу новых подписчиков. Чем чаще люди видят ваш контент, тем более узнаваемым становится бизнес. Так через соцсети к вам приходят новые клиенты и становятся постоянными.
Чем смм лучше других способов продвижения
Основная причина, по которой маркетинг в соцсетях эффективен, — большая аудитория. Аналитический сервис DataReportal опубликовал отчёт о состоянии диджитала в России в 2022 году. Оказалось, что соцсетями в нашей стране пользуются 106,7 млн человек, а это более 72% населения. Отметим, что в сравнении с 2021 годом этот показатель увеличился на 7 млн человек, или на 7,1%. Только представьте: две трети населения страны активно пользуется соцсетями — и каждый пользователь из этой огромной аудитории может стать вашим покупателем.
Давайте ещё немного посмотрим на статистику — она убедительнее любых слов. В мире количество пользователей в соцсетях растёт: за последние 10 лет аудитория в социальных сетях увеличилась с 1,482 млрд пользователей до 4,623 млрд, то есть больше чем в 3 раза.
В период с 2012 по 2022 год аудитория соцсетей увеличивалась в среднем на 11–12% в год
Но растущая популярность соцсетей — не единственная причина, по которой smm-продвижение эффективно. Отметим и другие важные моменты, выгодно отличающие smm от контекстной рекламы и seo:
- в соцсетях можно общаться с клиентами напрямую — так вы получаете возможность оперативно реагировать на отзывы и отвечать на вопросы, тем самым повышая лояльность покупателей;
- аккаунты в соцсетях могут заменить сайт — по крайней мере, на первых порах аккаунта в соцсетях достаточно, чтобы начать продвигаться и продавать товары в онлайн-пространстве: писать посты и пилить сториз можно самостоятельно, а оформлять заказы через личные сообщения. Создать аккаунт и наполнить его контентом быстрее и дешевле, чем запустить сайт с нуля;
- если бюджет скромный, можно начать раскрутку аккаунта бесплатными способами — seo и контекстная реклама требуют финансовых вложений, но они не дают прямые продажи, а только приводят на ваш ресурс целевую аудиторию. В соцсетях реально стартовать даже с минимальным бюджетом и начать рекламироваться бесплатными способами: через взаимопиар, комментарии в пабликах со схожей целевой аудиторией и др. Если ваш контент интересный и полезный — количество лояльных подписчиков будет расти.
Где применяется smm
В соцсетях можно продвигать практически что угодно, за исключением товаров и услуг из узких и специфических ниш. Расскажем, для чего нужен смм, и выделим несколько направлений бизнеса, которым smm-продвижение подходит идеально.
Одежда и обувь. Неважно, что вы продаёте — товары дорогих брендов или дешёвых китайских марок — в соцсетях люди одежду и обувь покупают активно. Пользователям важно видеть фотографии и видео, и именно соцсети дают возможность показать товар со всех ракурсов и в разных вариациях. Кроме того, в соцсетях покупатели могут напрямую уточнить у продавца информацию о размерах, цветах и фасонах и выяснить все нюансы доставки в течение короткого времени.
Товары для мам и малышей. Игрушки, детская одежда и подгузники с хорошими скидками и быстрой доставкой пользуются спросом среди молодых мам, многие из которых зарегистрированы в социальных сетях.
Подарки, сувениры и товары ручной работы. Всё то, что можно назвать уникальным и необычным. Как правило, у продавцов таких товаров лояльная аудитория и постоянные клиенты, которые подписываются и следят за любимым аккаунтом годами.
Косметика и парфюмерия. Через соцсети вы можете показывать безопасность и высокое качество вашей продукции: проводить прямые эфиры, посвящённые определённой линейке товаров, рассказывать о преимуществах и составе, а также о способах использования.
Украшения. В соцсетях проще продавать бижутерию, а не изделия из драгоценных металлов, подлинность которых через экран телефона доказать сложно. Важно транслировать высокое качество всех украшений и показывать через видео и фотографии, как они смотрятся на моделях.
Продукты питания, готовая еда, кондитерские изделия. Всё это можно выгодно подать с помощью фотографий, которые так популярны в социальных сетях. Важно тщательно продумывать контент и создавать для фотографий блюд грамотные и привлекающие внимание описания.
Бьюти-услуги. Мастера салонов красоты могут также фотографировать свои работы и выкладывать видеоролики процедур, которые они проводят. Если настроить рекламу на город, в котором работает мастер, выкладывать качественный контент регулярно и общаться с потенциальными клиентами, можно сделать аккаунт постоянным источником входящих заявок.
Список бизнесов, которым стоит продвигаться в соцсетях, можно продолжать бесконечно. Если ваш товар или услугу можно сфотографировать или рассказать о них понятным языком — вам стоит рассмотреть smm как один из каналов для привлечения целевой аудитории.
Впрочем, некоторые товары из узких ниш продавать через социальные сети сложно, допустим, промышленное или деревообрабатывающее оборудование, сложные станки или топливо. Также здесь не получится продвигать подакцизные товары, лекарства, оружие и др.
Какие специалисты работают в соцсетях
Для развития бизнес-аккаунтов и сообществ привлекаются разные специалисты: smm-менеджеры, копирайтеры, таргетологи и др. Рассмотрим эти профессии подробно.
SMM-менеджер
SMM-менеджер занимается продвижением товаров и услуг в разных социальных сетях или специализируется на одной площадке.
Это специалист широкого профиля, который организует работу остальных членов команды и отвечает за результаты продвижения бизнеса. Он разрабатывает стратегию, составляет контент-план, организует рекламные кампании и общается с подписчиками. SMM-менеджер умеет анализировать продвижение и ставить новые цели для аккаунта или сообщества.
Освоить smm с нуля и стать профессионалом по продвижению в социальных сетях можно на курсах. Выбирайте подходящее обучение в подборке Checkroi
Копирайтер
Копирайтер пишет коммерческие тексты для разных площадок, в том числе создаёт посты для соцсетей. Его работа не имеет ничего общего с написанием книг или сочинений — копирайтер пишет тексты, учитывая потребности и характеристики целевой аудитории бизнеса.
В социальных сетях люди просматривают огромное количество текстовой информации. Чтобы выделить пост на общем фоне, копирайтер должен привлекать внимание яркими и полезными текстами. Для создания таких постов необходимо собирать фактуру, проанализировать целевую аудиторию и преподнести сложную информацию просто и увлекательно.
Копирайтинг — ремесло, которому реально научиться любому желающему. Начать изучение копирайтинга можно на одном из курсов и по бесплатным материалам и книгам из нашей статьи
Таргетолог
Таргетолог настраивает рекламу в рекламном кабинете соцсети. Target — английское слово и в переводе на русский язык означает «цель».
Таргетолог настраивает автоматическую рекламу особым образом — он подбирает аудиторию по определённым характеристикам, создаёт рекламное объявление и анализирует результаты рекламной кампании. В отличие от сммщика, таргетолог не общается с подписчиками и не заказывает рекламу через блогеров или в тематических сообществах — он работает исключительно в рекламном кабинете.
В работе таргетолога много нюансов: необходимо не просто грамотно разбираться в потребностях пользователей, но распределять бюджет и ориентироваться в интерфейсе рекламного кабинета. Научиться всему этому можно на курсах из нашей статьи для начинающих таргетологов
Важно понимать: на любой интернет-площадке для продвижения требуется время. Нельзя создать аккаунт, написать пару постов и ждать, что на следующее утро о бизнесе узнают миллионы пользователей. Продвижение — это планомерная и ежедневная работа, которая состоит из последовательного плана.
Вот каких этапов работы следует придерживаться при продвижении в соцсетях.
Этап №1. Разработка стратегии. Основа вашего успеха в соцсетях — грамотное планирование продвижения. Разработка стратегии включает в себя изучение конкурентов, определение целевой аудитории, формирование уникального торгового предложения и выбор формата ведения аккаунта или сообщества. Важно решить, какие посты вы будете размещать, сколько сторис записывать и как часто проводить прямые эфиры.
Мы уже писали о разработке стратегии smm-продвижении и выделили 5 шагов для её реализации. Прочитать подробно о стратегии продвижения можно здесь — 5 шагов: как разработать и внедрить smm-стратегию.
Этап №2. Оформление аккаунта или группы. На основе стратегии и основной идеи бренда оформляется аккаунт или паблик. Важно использовать стилистические элементы, которые уже присутствуют в вашем бизнесе: логотип, слоган, название и др.
Как создать и оформить аккаунт вконтакте читайте в нашем гайде.
Этап №3. Наполнение контентом. Рекламировать пустой аккаунт или сообщество бессмысленно: даже если пользователи перейдут по ссылке из рекламного объявления, они не подпишутся — пустая страница не привлечёт их внимания. Важно написать 5–10 постов, а уже после этого запускать продвижение. Чередуйте разные виды контента: пишите развлекательные, продающие и полезные посты.
Как создавать контент для социальных сетей, подробно рассказываем здесь — 8 советов, как создавать интересный контент для социальных сетей.
Этап №4. Продвижение. Когда первые посты размещены, можно запускать рекламную кампанию. Есть два варианта: продвижение в тематических пабликах через блогеров и таргетированная реклама, и идеальный вариант — использовать сразу несколько каналов. Если же возможностей для масштабного продвижения пока нет, начните с малого — заходите с рекламой в небольшие сообщества, подписчики которых являются вашей целевой аудиторией. Постепенно, по мере роста вашей страницы и увеличения продаж, рекламные бюджеты можно увеличивать.
Внимательно выбирайте способы продвижения и анализируйте результаты рекламных кампаний даже на мизерных бюджетах. Это поможет вам понять, какие способы продвижения более эффективны.
О разных методах продвижения в соцсетях читайте здесь — 3 метода рекламы в социальных сетях.
Этап №5. Управление репутацией. Чем популярнее сообщество, тем больше комментариев оставляют в нём подписчики. В один прекрасный день вы увидите первый отзыв о вашем товаре или услуге. Неважно, положительный он или отрицательный — на отзыв необходимо отреагировать, то есть доброжелательно и развёрнуто ответить. Общаясь с подписчиками, вы формируете доверительное отношение к вашему бизнесу.
О том, что такое управление репутацией в соцсетях и почему это важно, читайте здесь — 5 шагов к успешному SERM: управление репутацией.
Инструменты и сервисы смм-специалистов
Помимо инструментов отдельной соцсети в эсэмэмщиков есть и другие палочки-выручалочки. Для эффективного продвижения можно использовать специальные сервисы — с их помощью можно автоматизировать рутинные процессы.
Вот несколько популярных ресурсов:
- LiveDune — сервис для аналитики, с помощью которого можно изучить аккаунты конкурентов, проверить количество подписчиков, лайков и комментариев под постами и др.;
- SMMplanner — сервис для отложенного постинга: вы можете заранее подготовить посты и задать график размещения. Система автоматически выложит посты на вашей странице в соответствии с заданным графиком;
- ru — сервис для отложенного постинга, который также позволяет заранее создавать посты и сторис, которые будут публиковаться по графику без вашего непосредственного участия. Кроме того, на этой площадке вы можете посмотреть статистику опубликованных записей и поискать идеи для «для вдохновения»: посмотреть инфоповоды или почитать статьи в блоге.
Подведём итог
Ответ на вопрос: «SMM — что это простыми словами» следующий: это продвижение бизнеса в социальных сетях разными способами. Это не отдельные действия, а комплексная и непрерывная работа, которая обязательно даст результаты, если подходить к процессу грамотно.
Как одно из направлений маркетинга, smm-продвижение достаточно популярно: аудитория соцсетей увеличивается с каждым годом, а сам формат таких площадок идеально подходит для большинства сфер бизнеса.