Любому бизнесу нужен уникальный и запоминающийся бренд. Чтобы спокойно вкладывать деньги в его раскрутку, необходимо сначала зарегистрировать этот товарный знак в Роспатенте.
Зачем такие сложности?
Если не оформить обозначение, то можно нарваться на неприятности.
Ваш незарегистрированный (но продвигаемый) товарный знак способны перехватить патентные тролли и ушлые конкуренты.
Получив в Роспатенте свидетельство на ваш бренд, они через суд не только заблокируют возможность использования его вами, но и взыщут внушительную денежную компенсацию в свою пользу.
Такие же последствия будут и в том случае, если используемая вами марка теоретически (и без умысла) дублирует в той же сфере, что и ваша, чужое оформленное обозначение.
Какова сумма выплачиваемых компенсаций?
Чаще всего суды взыскивают в пользу правообладателей от десятков до сотен тысяч рублей.
Однако из этого правила есть и исключения:
- В деле № А40-45604/17-51-424 — компания, продававшая декоративные материалы под товарным знаком GAUDI (который был ранее внесен другой фирмой в реестры Роспатента), выплатила пострадавшей стороне 5 млн рублей.
- В деле № А40-36777/21 — компания, использовавшая обозначения другой корпорации в сети «Интернет» без разрешения, заплатила 12,7 млн рублей.
- В деле № А46-16643/2022 — предприниматель, продававший настольную игру «Что за мем?», наименование которой слишком сильно походило на бренд «Какой ты мем?», заплатил 5 млн рублей.
И что делать, чтобы не попасть под такие финансовые удары?
Мы поговорили с экспертами из юридических компаний и узнали, кому и для чего нужен товарный знак и как его зарегистрировать.
На верхнем уровне просто: получите свидетельство Роспатента на свой собственный товарный знак.
Кстати, товарный знак Checkroi зарегистрирован, поэтому мы можем легко продвигать и наш блог, и наши сервисы.
Это делается в несколько этапов.
1. Первый — вы проверяете свой бренд. Оцениваете, не совпадает ли он каким-либо образом с уже зарегистрированным в той же сфере, где планируете работать. Учитывайте, что при подобной проверке важно сопоставлять не только повторяемость букв в словах, но и звуков, визуального оформления и многого другого
2. Второй — если ваш товарный знак в выбранной сфере полностью уникален, то начинайте собирать пакет документов для представления их в Роспатент. Потребуется:
- заявление обращающегося;
- сам бренд и его описание;
- также необходимо указать сферу или сферы, где вы будете потенциально использовать представленное к оформлению обозначение
3. Третий — не забудьте заплатить госпошлины: сначала — для регистрации заявки и проведения экспертизы, затем — по факту принятия положительного решения.
Все это выглядит на практике так.
У вас есть своя спортивная студия, работающая под товарным знаком «Флажок». Для того, чтобы зарегистрировать его, вам надо выбрать класс или классы МКТУ (Международной классификации товаров и услуг).
Всего их 45. Вы можете выбрать любой, который лучше всего подходит к вашей деятельности. Для спортивной студии подойдет 41-й класс МКТУ.
Госпошлины за оформление товарного знака «Флажок» будут такими: за подачу заявки и за экспертизу возьмут 17 тысяч; за регистрацию и выдачу электронного свидетельства — 18 тысяч рублей.
4. Четвертый — если все в порядке, и орган власти, проводящий проверку, не найдет никаких юридических несостыковок в представленных ему для изучения документах, то вы получите максимум через 18,5 месяцев долгожданное свидетельство, фиксирующее факт оформления бренда.
В этой ситуации что-то может пойти не так?
Если направляете заявление самостоятельно, то форс-мажоры не исключаются.
Эксперты госорганов оценивают представленные для рассмотрения документы и само обозначение на соответствие десяткам нормативных правовых актов. Все их при самостоятельной подаче заявки лучше всего внимательно изучить и учитывать на практике.
Допустили серьезные ошибки — и товарный знак не будет оформлен. Процедуру предстоит начать заново, потеряв деньги и время.
Но это, конечно, не самое страшное.
Представим совсем другую ситуацию: ыы добились своего после длительных переписок с ведомством, получили желаемое, однако, оформляя бренд, на одном из этапов неправильно выбрали класс МКТУ.
Эта ошибка будет фатальной для вашего дела, так как зарегистрированное не защитит бизнес в той сфере, которая была изначально задумана. То есть любой конкурент может забрать ваш товарный знак, оформить его в правильном классе МКТУ, а потом предъявить вам многомиллионный иск в суд.
Еще одна опасность: вы решили сэкономить и не стали при регистрации, хотя идея энергичного расширения и была близка, указывать в заявке дополнительные классы МКТУ. Через несколько лет вновь вернулись к этой задумке. Но явно опоздали: прямой конкурент занял товарный знак в сфере, в которую вы так мечтали войти…
Итоги
Как видите, регистрация товарного знака — процесс не самый простой, требующий определенной подготовки, терпения и времени.
И практически на любом этапе что-то может пойти не так, что потенциально может привести к отказу со стороны Роспатента.
Наш совет прост: если собираетесь защитить свой бренд, то лучше не медлить с этим делом и для пущей уверенности обращаться к профессионалам.