Среди молодых профессий, обязанных появлением распространению интернета и развитием сферы электронной торговли (e-commerce), наибольшей востребованностью и перспективой обладает работа интернет-маркетолога (сокр. ИМ), этой специальности и посвящается очередная статья блога. Только за первое полугодие 2019 года, по данным Data Insight, россияне совершили в Сети более 191 млн покупок на сумму 725 млрд рублей. Чтобы оценить темпы роста, стоит отметить – за весь 2016 год было сделано меньше заказов!
Понимая перспективы продаж через интернет, каждый вид офлайн-бизнеса стремится перебраться в интернет и продвинуться там, а для этого нужны интернет-маркетологи. Главная задача этого специалиста, часто называемого также digital (цифровым) маркетологом, в целом та же, что и у обычного маркетолога — продвижение товаров или услуг на рынок для привлечения к ним внимания целевой аудитории. Главным показателем эффективности маркетолога, независимо от сферы деятельности, является увеличение прибыли компании.
Различие состоит в специфике сферы деятельности, поскольку веб-маркетолог использует другой набор инструментов для анализа рынка и оценки эффективности рекламных кампаний. Но суть работы остается той же, и чтобы понимать, насколько она важна, нужно усвоить – труд веб-маркетолога во многом определяет, на какую сумму компания, функционирующая в интернете, продаст товаров или реализует услуг.
Таким образом, интернет-маркетолог – это человек, от действий которого зависит эффективность бизнеса и объем получаемой прибыли в сфере e-commerce. Понимая ответственность миссии, за выполнение которой несет ответственность этот специалист, стоит рассмотреть, что обычно делает интернет-маркетолог, обязанности его на рабочем месте.
Обязанности интернет-маркетолога

Взято с сайта superjob.ru
Перед тем как стать интернет-маркетологом, требуется понять – этот специалист должен быть настоящим универсалом, разбираясь во всех сферах электронной коммерции. Если, например, СММ-специалист (продвижение соцсетей), таргетолог (реклама в соцсетях), контекстолог (реклама в поисковых системах) или SEO-оптимизатор (продвижение сайтов) разбираются исключительно в своей нише, то показателем профессионализма ИМ является знание особенностей каждой из этих профессий, чтобы эффективно взаимодействовать с отдельными специалистами для создания и реализации комплексного плана продвижения товаров и услуг.
Получить такие знания и навыки в полном объеме можно, пройдя профессиональное обучение на курсах по интернет-маркетингу
А если вы нацелены на карьерный рост и уже обладаете навыками специалиста, рекомендуем обратить внимание на подборку курсов директоров по маркетингу
Сегодня можно найти достаточно много информации об интернет-маркетинге. Статьи на эту тему публикуются на различных порталах, посвященных бизнесу, рекламе, есть отдельные блоги про интернет-маркетинг. Но, что любопытно, многие наниматели пока сами не совсем понимают, кого берут на работу. Из-за этого функции маркетолога нередко переносятся, например, на таргетолога или SMM-менеджера. По этой причине перечисленные узконаправленные специалисты часто сами начинают углубленно изучать сферу интернет-маркетинга, чтобы успешнее конкурировать на рынке труда, оказывать свои услуги более качественно и получать больше прибыли.
Профессиональными обязанностями ИМ, отличающими его от других интернет-профессий, связанных с рекламой товаров и услуг, выступают:
- определение целевой аудитории и ее нужд;
- освоение глобальных трендов на рынке;
- создание бренда и повышение его узнаваемости;
- вывод товаров и услуг на рынок интернет-пространства;
- разработка PR-кампаний и их анализ и пр.
Учитывая, что интернет-маркетинг постоянно развивается, регулярно появляются новые инструменты и приемы для реализации стратегии продвижения продукции или услуг, меняется состав целевой аудитории, можно уверенно сказать – digital-маркетолог обязан контролировать ведение бизнеса, мгновенно реагируя на любые изменения условий продвижения. Для этого в поле зрения хороший специалист всегда держит основные порталы маркетинга и рекламы, отслеживает новостные и аналитические статьи блогов про маркетинг.
Задачи веб-маркетолога

С сайта beseller.by
Главной задачей для интернет-маркетинга выступает формирование устойчивого интереса, а вместе с ним и спроса на продвигаемый продукт у целевой аудитории. В связи с этим ИМ обязан в процессе профессиональной деятельности решать следующие задачи:
- анализ посещаемости сайта, интернет-магазина и социальных сетей, отслеживание ключевых показателей эффективности (KPI);
- общение с потенциальными клиентами;
- разработка стратегии продвижения и контроль выполнения;
- создание цепляющего контента (написание продающих текстов, email-рассылки, создание рекламных баннеров (креативов) и вирусного видео);
- анализ маркетинговой стратегии конкурентов;
- отслеживание товаров/услуг, формирующих на рынке сильные тренды;
- координирование действий отдельных специалистов (дизайнеры, SMM-менеджеры, контекстологи, таргетологи, копирайтеры , SEO-оптимизаторы , веб-аналитики, контент-менеджеры и пр.)
Хорошему специалисту нужно разбираться в инструментах интернет-маркетинга, умело применяя их на практике с целью привлечения внимания потенциальных клиентов. Доказательством эффективности работы веб-маркетолога, его KPI, выступает увеличение интереса к продукту компании со стороны целевой аудитории.
Какими личными качествами должен обладать маркетолог

С сайта ourmind.ru
Интернет-маркетинг – это сфера деятельности, в которой нужно регулярно искать свежие идеи, разрабатывать новые концепции продвижения продукции и наращивать объем продаж. Эффективность маркетолога во многом зависит не только от наличия знаний, но и от его личностных качеств. Из-за специфики работы профессионал обязан обладать:
- Аналитическим складом ума. Около 50% работы маркетолога заключается в анализе собственных действий и тех шагов, что предпринимают конкуренты.
- Творческим потенциалом, чтобы обеспечить креативный подход к выполнению задач, т. к. генерирование новых смелых идей и постоянные эксперименты – это основная часть работы в маркетинге.
- Гибкостью в принятии решений, чтобы быстро адаптироваться в новых условиях ведения бизнеса.
- Желанием постоянно развиваться, т. к. сфера интернет-маркетинга быстро и значительно изменяется, требуя постоянного самообразования.
Эффективность работы ИМ напрямую зависит от того, насколько хорошо он понимает, кто его аудитория и в чем состоит ее потребность. С этой целью внимательно изучается доступная статистика, раскрывающая особенности поведения людей при взаимодействии с сайтом или страницей в соцсетях, отслеживаются ключевые показатели эффективности (KPI) интернет-маркетолога на различных этапах продвижения продукта. Чтобы успешно использовать эти данные для увеличения продаж, необходимо понимать процессы:
- повышения конверсий (целевых действий);
- улучшения юзабилити (удобства работы);
- лидогенерации (совершения продаж).
Несмотря на то что digital-маркетолог обязан знать маркетинг, а еще легко справляться с такими инструментами, как социальные сети, интернет-реклама, СЕО, таргет и тому подобное, эта работа вовсе не тяжелая и не рутинная, а, наоборот, – относительно легкая, творческая и, что немаловажно, востребована и очень хорошо оплачивается!
Что нужно знать и уметь веб-маркетологу
Взято с сайта ired.ru
Для оценки проводимых рекламных кампаний нужно уметь работать с популярными системами аналитики – отслеживать показатели, настраивать цели, создавать код счетчика и даже помещать его на сайт, особенно если речь о лендингах, созданных при помощи конструкторов. Для сайтов используют Google Analytics и Yandex Metrika, для соцсетей – Facebook Pixel.
- Чтобы понимать, кому будет показываться реклама, следует уметь составлять портрет целевой аудитории и пользоваться софтом (например, VK parser) для выявления заинтересованных категорий пользователей.
- Знать требования соцсетей к рекламным материалам (сколько текста на картинке, размер баннера в пикселях, длина видео и пр.).
- Уметь работать с популярными графическими редакторами (на ПК – Photoshop, в веб – Canva), чтобы создавать рекламные материалы.
- Быть грамотным и знать принципы написания продающих текстов, затрагивая боли целевой аудитории и предлагая решения.
- Создавать рекламные кабинеты, проводить первичные настройки, знать интерфейс бизнес-менеджера FB и пр.
- Понимать принципы построения воронки продаж, уметь их использовать, различать холодную, теплую и горячую аудиторию.
- Уметь работать с популярными сервисами e-mail рассылок.
- Знать основы СЕО (уметь определять релевантные ключи, понимать разницу между коммерческими и поисковыми запросами и т. д.).
- Выучить все популярные в интернет-маркетинге термины (CTR, PPS, LTV, CPM, CPC, CPA и пр. (см. другие термины в моем блоге)).
- Разбираться в стратегиях привлечения внимания, понимая различия между прямой продажей «в лоб» и применением лидмагнитов (скидка, консультация, бесплатный вебинар и т. д.).
Это далеко не полный список, но пугаться обилия информации не стоит, т. к. под руководством опытного наставника, на конкретных примерах важные пробелы в знаниях закрываются быстро, а все остальное познается само собой в процессе работы и не отнимает особых усилий в усвоении.
Уровни «цифровых» маркетологов по опыту работы
Перед тем как рассмотреть цифры заработной платы специалистов по продвижению, нужно отметить – условно их делят на две категории:
- новичок;
- профессионал.
Начинающий ИМ – это человек, обладающий общими теоретическими познаниями в сфере интернет-маркетинга. Зачастую новичками остаются недолго, т. к. за полгода люди, активно погружающиеся в тему, уже становятся серьезными профессионалами. Это еще одно весомое преимущество работы веб-маркетолога – быстрый карьерный рост.
Как уже говорилось выше, в интернет-маркетологи нередко подаются специалисты по продвижению сайтов (СЕО) и соцсетей (СММ) или по отдельным видам рекламы (контекст, таргет), т. к. их работа вынуждает активно интересоваться интернет-маркетингом, внедряя его приемы для улучшения результата. Пока эти специалисты не получат комплексных знаний, их тоже причисляют к категории новичков.
Профессиональный интернет-маркетолог – это человек, досконально владеющий приемами интернет-маркетинга и отточивший их на практике. Такой специалист отчасти выступает и сеошником, и сммщиком, и таргетологом, и дизайнером, и копирайтером и т. д. Знание этих направлений продвижения в сочетании с набором знаний в сфере маркетинга повышает эффективность специалиста, позволяет ему видеть общую картину происходящего, создавая и внедряя стратегии проникновения на рынок. Понимая это, стоит взглянуть, как же оплачивается труд начинающего и опытного ИМ.
Сколько зарабатывает интернет-маркетолог
Уровень заработной платы в среднем по России следующий:

с сайта trud.com
Если взять за основу географический фактор, то традиционно для рынка труда РФ уровень ЗП выше в крупных городах:

с сайта trud.com
Важно также взглянуть на рейтинг схожих вакансий, где может проявить себя специалист из сферы интернет-маркетинга:
Если проанализировать отдельные цифры и вакансии по областям, то выходит следующее:
- новичок без опыта в регионах будет зарабатывать от 20 тыс. руб., а в Москве, СПб и городах миллионниках от 40 тыс.;
- профессионал в регионах получает в среднем от 60 тыс. руб., а в крупных городах от 100 тыс. руб.
При этом помним – в половине случае веб-маркетолог может работать удаленно, а это позволяет устранить ограничивающий уровень заработной платы географический фактор. Житель глубинки вполне может устроиться в столичную компанию и получать солидную Московскую зарплату. Вот, например, типичный пример объявления о поиске интернет-маркетолога для удаленной работы в одном из телеграм-каналов:
В подтверждение сделанных выводов взглянем на скриншоты типичных объявлений с популярных сайтов о поиске работы. Например, по запросу «начинающий интернет-маркетолог» было получено свыше сотни свободных вакансий.
Вот как выглядят некоторые из них от компаний Москвы:

с сайта HH.ru
Еще более полусотни нашлось по запросу «интернет-маркетолог стажер». Вот примеры вакансий по регионам:

с сайта HH.ru
А вот что предлагают опытному ИМ в Москве:
Как стать интернет-маркетологом
В обычных вузах несложно найти профессию маркетолога, а вот веб-маркетологов там не готовят. В офлайне освоить эту профессию можно только в специализированных IT-школах, которых очень мало, да и сосредоточены они в нескольких крупных городах. Ну а самому разобраться в интернет-маркетинге возможно, но уйдет на это далеко не один год.
Поэтому остается один вариант – пройти онлайн-обучение, закончив специальные курсы. В этом случае можно рассчитывать на получение комплексного объема знаний, прохождение практики на реально действующем в Сети бизнесе, а также на вручение сертификата о получении образования в сфере интернет-маркетинга, что значительно упростит дальнейшее трудоустройство.
У меня есть несколько подборок по комплексному интернет-маркетингу и узким специальностям. Вот они:
- Комплексный интернет-маркетинг.
- SMM-продвижение.
- Контекстная реклама.
- Таргетированная реклама.
- SEO-продвижение.
- Web-аналитика.
- Копирайтинг.
А теперь задание! Предлагаем вам проверить, насколько вы уже готовы к работе интернет-маркетологом. Для этого просмотрите список следующих терминов и напишите в комментариях две цифры. Первая будет ответом на вопрос, сколько из этих слов вы уже слышали, а второй цифрой пусть будет значение того, значение скольких терминов действительно понимаете.
Итак, вот сам список:
- Adwords.
- B2B.
- B2C.
- CAC.
- LTV.
- CMS.
- CPS (PPS).
- CTR.
- CPM.
- CPC.
- CPA.
- CTA.
- CPL.
- CPM
- CRO.
- CRM.
- Landing.
- Leads.
- Upsell.
- Usability.
Например, если вы слышали про 15 из этих терминов, а знаете точное значение 5 из них, то можно написать «15/5» и при желании добавить что-то от себя. Возможно, вы считаете, что среди перечисленных обязательно должны были быть другие популярные термины, тогда обязательно укажите это.
2 комментария
а вы не слышали, что Google Adwords больше не существует?
Слышали)
Теперь Google Ads вместо этого) Убрали лишние буквы, но суть осталась той же)