Гейм-дизайнер — это режиссёр игры: он придумывает, проектирует запускает и промоутирует игру. Если вы — фанат компьютерных игр и хотели бы в своей работе совместить творчество и менеджмент, эта профессия для вас! Разбираемся, как стать гейм-дизайнером, и какие знания и навыки для этого нужны.
Кто такой гейм-дизайнер и чем занимается
Гейм-дизайнер создаёт и запускает игры. Большую часть времени он уделяет дизайну и юзабилити, но при этом участвует во всех этапах разработки игры — от идеи и концепта до финального релиза и постпродакшена.
Главная задача гейм-дизайнера — проектирование пользовательского опыта
Игровой дизайнер продумывает структуру игры таким образом, чтобы игрок нигде не «споткнулся» и получил удовольствие от процесса.
Другая важная задача этого специалиста — разработка концепции игры: сюжета, баланса, графики, персонажей, механик взаимодействия, сеттинга и геймплея. Именно гейм-дизайнер решает, в каком жанре будет игра — RPG, квест, шутер или стратегия. А ещё он следит, чтобы игра была выпущена качественно и в срок: ставит задачи разработчикам, контролирует исполнение и оценивает результат.
Гейм-дизайнер — полноценный управленец, это дизайнер и продакт-менеджер в одном флаконе
Что нужно знать, чтобы стать гейм-дизайнером
Дизайнер в игровой индустрии — междисциплинарная профессия, требующая знаний и навыков во многих областях. Вот, что нужно освоить и прокачать, чтобы стать успешным специалистом.
Матчасть
Гейм-дизайнер — это всегда геймер, и никогда не наоборот. Но геймер продвинутый — он не только играет, а разбирается во всех «внутренностях»: жанрах, механиках, платформах, особенностях построения игровых миров, основах производства, нарративном дизайне и сторителлинге.
Невозможно создать игру, не понимая, как она «живёт»
Игровые движки
Игровые движки сильно облегчают процесс разработки — они содержат шаблоны игровой логики, визуальный редактор сцен и инструменты дизайна игрового окружения. Основа есть — бери и дополняй. Наиболее популярные — Unity и Unreal Engine 4.
Языки программирования
Часто игровой дизайнер работает в содружестве с программистом, поэтому самому писать код не надо. Тем не менее, освоить некоторые языки программирования не помешает, вот почему:
- Гейм-дизайнер должен понимать, почему именно этот язык программирования был выбран для разработки, какая у него скорость и легко ли будет его поддерживать.
- Гейм-дизайнер должен уметь самостоятельно поправить код в случае необходимости.
- Гейм-дизайнер разрабатывает дизайн-документ, из которого программисту должно быть предельно ясно, какой код писать. Не разбираясь в особенностях языков, этого попросту не объяснишь.
Дизайн-документ — это один из промежуточных итогов работы дизайнера игр. В нём он подробно описывает всё, что касается игры и её разработки. Из документа каждый участник команды понимает, чем занимается он, а чем — другие специалисты
«Начинку» игр пишут на разных языках: PHP, Java, Python, C# или С++, используя фреймворки ASP.NET, Node.JS и др. Для разработки интерфейсов применяют языки HTML5, CSS3 и JavaScript. Определённые движки требуют знания определённых языков. В случае с Unity — это C# (Си шарп), а для Unreal Engine 4 понадобится С++.
Освоить этих и другие языки программирования вы можете на наших курсах для начинающих
Игровые интерфейсы
Интерфейс — это, всё, что видит и с чем непосредственно взаимодействует игрок во время игры. Игровой дизайнер создаёт пользовательский опыт, поэтому ему важно понимать, как создаются интерфейсы — место встречи пользователя и игры. И уметь быстро разработать прототип интерфейса и протестировать его.
Вот что следует изучить:
- виды и типы интерфейсов;
- структуру и главные функциональные части интерфейса;
- функционал экранов;
- способы внедрения интерфейсов в игровой движок;
- инструментов для создания прототипов: DoozyUI, XNA FrameWork, GameMaker и TorqueGameBuilder.
Прототип будущего интерфейса игры — схема экранов. Источник: «Хабр»
Программы для 3D-моделирования
Сейчас практически ни одна игра не делается без трёхмерной графики. Даже если гейм-дизайнер не будет создавать её самостоятельно, он должен понятно объяснить 3D-моделеру, что от того требуется. Для этого необходимо разбираться в программах для 3D-моделирования и уметь ими пользоваться. 3D-редакторы бывают бесплатные — Blender и платные — ZBrush, 3ds Max и др.
Математику
Все действия в играх реализуются путём математического расчёта — от бросков снаряда до передвижений и прыжков. Поэтому специалисту надо знать математику на базовом уровне и разбираться в основных терминах и формулах.
Английский язык
Профессиональная литература, медиа, чаты и форумы, где можно найти ответы на возникающие в процессе разработки вопросы в большинстве своём англоязычные. Так что уметь хотя бы читать на английском — необходимо.
Основы бизнеса
Гейм-дизайнер — менеджер игры, поэтому он часто решает бизнес-задачи: продумывает способы монетизации, ведёт переговоры с инвесторами, управляет рекламными кампаниями и анализирует продажи после релиза .
Чтобы делать это успешно, дизайнеру игр важно разбираться в:
- Рынке игр. Частые причины провала игр — уже запущенные и популярные аналоги и непопадание в аудиторию. Чтобы верно сформировать игровой концепт новой игры, нужно отслеживать тренды и постоянно анализировать потребности потенциальных игроков. Если игра не будет никому интересна — её не купят.
- Основах маркетинга и аналитики. Чтобы проект стал коммерчески успешным, его нужно продвигать. Для этого необходимо разобраться в бизнес-моделях, понять, как продвигать игры на разных площадках, в магазинах игр и приложений, какие KPI применяют в геймдеве, как их отслеживать и интерпретировать. А чтобы оценить успешность стратегии продвижения, нужно анализировать её результаты и по ним корректировать план.
Софт-скилы
Гейм-дизайнер — это управленец и менеджер всего проекта. Поэтому организованность, пунктуальность, умение планировать, работать в режиме многозадачности, работать в команде и налаживать коммуникацию между членами проекта — необходимые «гибкие» навыки. А ещё пригодится развитый художественный вкус.
С чего начать
Вот, что можно сделать, чтобы быстрее стартовать в игровом дизайне.
Создайте тестовый мини-проект. Определитесь, что именно вы хотите изучить — программу, движок или механики, найдите подходящий туториал и вперёд. В интернете достаточно кусков кода, шаблонов и модов игр, которые вы можете использовать в своей игре. Готовый проект положите в портфолио — это поможет вам устроиться на работу в студию.
Устройтесь на стажировку или позицию младшего гейм-дизайнера в студию. Вы увидите весь процесс создания игры изнутри и будете выполнять базовые простые задачи. А ещё пообщаетесь с опытными специалистами и сможете, получить обратную связь по своим проектам, перенять их опыт и завести полезные знакомства.
Топ работодателей среди игровых студий
1C Game Studios, Banzai Games, G5, Gaijin Entertainment, Lazy Bear, My.games, NX Studio, Pixonic, Playrix, Saber, Wargaming и Zeptolab
Устройтесь в поддержку или тестировщиком игр. Если у вас совсем нулевой уровень и нет портфолио, можно пойти в ту же студию менеджером поддержки или тестировщиком. Здесь от джунов — младших специалистов обычно не ждут каких-то узких навыков, зато благодаря этой работе вы получите представление об индустрии и познакомитесь с проектами компании. Если хорошо себя покажете, сможете претендовать на стажировку или сразу должность младшего гейм-дизайнера.
Читайте статьи на профильных сайтах. Тематические медиа и блоги известных специалистов и студий помогут лучше понять, что делает гейм-дизайнер и как развиваться в профессии. И, конечно, оставаться в тренде — там часто публикуют последние новости и информацию о «горячих» событиях в игровой сфере.
«Игромания» — известный русскоязычный портал, посвящённый компьютерным играм
Читайте профильную литературу. Практика в гейм-дизайне — это основа основ, но чтобы окончательно уложить всё в голове, её следует постоянно подкреплять теорией. Здесь на помощь придут книги и учебники.
«Геймдизайн. Как создать игру, в которую будут играть все» от известного гейм-дизайнера Джесси Шелла, который работал на на Walt Disney Company, считается одной из лучших книг по гейм-дизайну
На курсе по геймдизайну от Нетологии вы за 6 месяцев детально разберётесь в основах профессии и научитесь исследовать рынок и конкурентов для продвижения продукта
За сколько можно стать гейм-дизайнером
Освоить гейм-дизайн можно тремя способами: в вузах, на онлайн-курсах или своими силами.
Для начала определитесь, где именно вы хотите работать, и на основе этого уже подбирайте программу обучения. Можно не ограничиваться одним вариантом, а совмещать сразу несколько способов.
Университет
Если вы твёрдо решили стать гейм-дизайнером, можно получить базу в вузе. Вы научитесь придумывать идею, геймплей и вселенную проекта и сможете разрабатывать качественные и увлекательные игры.
Вот несколько подходящих программ, которые предлагают российские вузы:
- «Гейм-дизайн и виртуальная реальность», Школа дизайна НИУ ВШЭ.
- «Анимация и графика компьютерных игр», Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.
- «Художник анимации и компьютерной графики», Уральский государственный архитектурно-художественный университет.
- «Информационные технологии в медиаиндустрии и дизайне», Московский Политех.
Этих программ будет достаточно, чтобы стать геймдизайнером и начать работать по профессии — вы освоите технический рисунок, дизайн интерфейса в игровой графике, режиссуру, колористику, композицию, пластическую анатомию, анимацию, основы операторского мастерства и историю культуры и дизайна.
Длительность обучения: 4–6 лет
Стоимость: 250–300 тыс. руб. в год
Онлайн-курсы
Такой формат обучения позволит всего за год полностью освоить профессию геймдизайнера в России, познакомиться с ведущими практикующими специалистами отрасли, получить актуальные знания и доступ к комьюнити.
Многие курсы предлагают в качестве дипломной работы попробовать себя в «бою» и собрать свою собственную игру. А тем, кто особенно хорошо зарекомендовал себя, — и помощь с трудоустройством.
Длительность обучения: 1–12 месяцев
Стоимость: 8–200 тыс. рублей за курс
Мы подобрали 3 популярных курса от ведущих онлайн-школ:
- Курс «Гейм-дизайнер для начинающих» от Нетологии — вы с нуля освоите весь цикл работы над игровым продуктом: от поиска идеи до создания прототипа и разработки стратегии продвижения. Вы научитесь разрабатывать концепции, персонажей, игровые механики и дизайн уровней. Вы узнаете, как грамотно составить документацию проекта, презентовать его инвесторам, монетизировать и запустить на рынок.
- Курс «Game design» от XYZ School — вы разберётесь в тонкостях индустрии и получите необходимые навыки для работы с крупными проектами в геймдеве. Вы научитесь генерировать идеи для игр, разрабатывать концепт-арт, создавать прототипы, работать с документацией игры и рассчитывать бюджет. Вы положите в портфолио несколько готовых проектов: прототип оружия, сборку боя и др. После диплома вы сможете работать гейм-дизайнером в игровых студиях или создать собственную игру.
- Профессия «Гейм-дизайнер» от Skillbox — вы узнаете, как разработать игру — от концепции до релиза, и сможете создавать игры на движке Unity. Вы разберётесь, как анализировать рынок, искать идеи, формулировать и проверять гипотезы и выбирать актуальные идеи для игр. Вы поймёте, как выстроить взаимодействие с командой проекта, сможете говорить с техническими специалистами на одном языке и грамотно ставить задачи. Вы разработаете модель монетизации игрового проекта и поймёте, как его продвигать.
Как я стал гейм-дизайнером
Мы поговорили с Александром Клапцовым, начинающим разработчиком игр и саунд-дизайнером, студентом профессии «Геймдизайнер с 0 до PRO» в Skillbox и узнали, как он попал в профессию.
«В гейм-дизайн меня привело многолетнее увлечение компьютерными и консольными играми. При этом я всегда питал искренний интерес к индустрии не только как игрок: мне был любопытен процесс создания игр изнутри. Так как я музыкант, занимаюсь звукорежиссурой и студийной звукозаписью, то я всегда мечтал писать музыку для видеоигр
Свои первые шаги в игровой индустрии я сделал на курсе по гейм-дизайну в Skillbox. До этого я девять лет работал в IT-компании. А после курса продолжил практиковаться в лаборатории Gamebox
Gamebox — это профессиональное комьюнити лучших студентов направления „Игры“.
Я на отлично сдал тестовое задание по саунд-дизайну, прошёл конкурс и уже больше трёх месяцев работаю в Gamebox: в командах Vanaheim и Log of Memory. Под руководством наставников мы работаем над реальными игровыми проектами заказчиков и партнёров и делаем собственные инди-игры
Как и многие другие новички, на момент начала занятий я имел очень искажённое представление о границах гейм-дизайна и необходимых профессиональных навыках. Оказалось, что это непаханое поле возможностей для роста в программировании, дизайне, анимации, музыке и прочих областях. Можно выбрать что-то одно по душе. Но я стараюсь вовлекаться во все процессы разработки»
Александр Клапцов
Коротко о главном
- Ключевые задачи дизайнера игр — проектирование пользовательского опыта, разработка концепта игры и контроль разработки и выпуска продукта.
- Игровому дизайнеру нужно разбираться в технической начинке игры, знать жанры и платформы, игровые движки, языки программирования, математику на базовом уровне, редакторы для 3D-моделирования и английский язык.
- Гейм-дизайнер — управленец, поэтому важно разбираться в основах маркетинга, аналитики и бизнеса, знать рынок игр и развивать софт-скилы для управления командой.
- Стартовать в гейм-дизайне можно со стажировки в игровой студии или позиции тестировщик или младшего дизайнером игр. Небольшое портфолио собственных тестовых проектов поможет в трудоустройстве.