Любому продукту, независимо от его вида и назначения, нужно продвижение. Просто вывести «что-то» на рынок недостаточно: нужно рассказать аудитории о том, что это «что-то» есть, показать выгоды этого что-то и помочь покупателю понять, что «что-то» ему нужно. Все перечисленное – задачи маркетолога.
Ниже рассмотрим под микроскопом эту профессию.
Вот что вы узнаете:
Кто такой маркетолог
Маркетолог – специалист, который выводит продукт на рынок, рассказывает о нем аудитории, продвигает и позиционирует его на рынке. Еще он выстраивает стратегии продаж продукции и помогает компаниям сохранить лицо в трудных ситуациях.
В компетенции этого человека находятся все четыре столпа маркетинга:
- Продукт – под этим может подразумеваться все: товар, услуга, идея, личность.
- Цена – маркетолог выбирает лучшее время для проведения акций, скидок или наоборот увеличения цены.
- Место – сюда входят правильная организация точек продаж и каналов поставок, обучение продавцов.
- Продвижение – реклама и пиар, выбор лучших методов стимулирования продаж и повышения сбыта продукции.
Виды специализаций и чем занимаются маркетологи
Маркетолог — это боец-универсал. В его задачах числится все, что касается продвижения продукта и бренда. Этот специалист способен совмещать сразу несколько должностей. И четких границ в определении специализаций нет, но выделить некоторые особенные направления профессии все же можно.
Вот список наиболее распространенных направлений работы:
Бренд-маркетологи
Это специалисты, отвечающие за популяризацию торговых марок. Все знают что такое Coca Cola, Procter & Gamble, Harley-Davidson – когда-то для их развития бренд-маркетологи очень постарались и стараются по сей день, чтобы эти компании оставались на коне: чтобы потребитель о них помнил и их предложения оставались актуальными для целевой аудитории.
Цель специалиста – развитие компании через различные инструменты. Для ее реализации используется:
- анализ рынка: конкурентов, ценообразования, целевой аудитории;
- анализ продукта: выявление слабых сторон в сравнении с конкурентной продукцией;
- вынесение ТЗ для разных специалистов на доработки;
- выбор инструментов рекламирования компании;
- общение со СМИ;
- контроль денежных средств и расходов на рекламу.
Если бренд-маркетологи отвечают за формирование «лица компании»: ее внешний вид, то вторая группа специалистов отвечает за внутреннюю составляющую работы компании и всех ее отделов.
Трейд-маркетологи
Товарные маркетологи следят за продажами непосредственно в торговых точках. В их задачи входит:
- построение стратегий продаж продукта;
- проведение промо акций и контроля их результатов;
- реализация разных неценовых способов продвижения: розыгрыши, конкурсы и другое;
- анализ динамики продаж, фиксирование изменений, зависимости для дальнейшей работы;
- обучение продавцов, работа с дистрибьюторами;
- коммуникация с поставщиками и потенциальными клиентами.
В команде трейд-маркетолога работают мерчандайзеры, аналитики, бренд-менеджеры, промоутеры.
Продукт-маркетологи
Этот специалист больше сосредоточен на новшествах в компании. Он разрабатывает инновационные продукты, придумывает как усовершенствовать те, что уже есть в линейке продукции, расширяет ассортимент. В идеале, в крупной компании должен быть специалист, который отвечает за развитие отдельного вида реализуемой продукции.
Для понимания, рассмотрим на классическом примере Coca Cola. У этой компании огромный ассортимент продукции: соки, газированные напитки, питьевая вода, чай, энергетические напитки, напитки на растительной основе. У каждого из этих продуктов есть свой дизайн и качества. И каждым из них занимается отдельный продуктовый маркетолог или несколько специалистов.
Чем занимается продуктовый маркетолог:
- разработка новых для рынка продуктов и усовершенствование уже присутствующих в ассортименте;
- продвижение отдельных категорий продукции;
- планирование бюджетов на продвижение;
- отслеживание ценообразования;
- анализ целевой аудитории, создание пользовательских сценариев;
- аналитика рынка: конкуренции и похожих товаров;
- разработка рекламных материалов;
- коммуникация с партнерами и потенциальными клиентами.
Круг обязанностей может варьироваться, зависит от вида компании, в которой работает специалист.
Интернет-маркетологи
Интернет-маркетолог – специалист, который отвечает только за продвижение бренда в интернете. Кажется, что у этого парня меньше опыта и влияния, чем у всех вышеперечисленных: там тебе и продукт, и обучение, и бренд, и точки продаж, а здесь всего лишь интернет. На деле же, в обязанности интернет-маркетолога входит огромный пул задач, в том числе работа с брендом и продуктом.
У интернет-маркетолога может быть много специализаций:
- SMM-менеджер, таргетолог – продвигает бренд и продукт в социальных сетях;
- Специалист по контекстной рекламе – настраивает рекламу в поисковиках;
- SEO-специалист – продвигает сайты в органической выдаче поисковых систем;
- Email-маркетолог – делает рассылки, продает продукт через письма.
В некоторых случаях, один человек совмещает работу в 2 или во всех этих направлениях. Full Stack маркетологи могут зарабатывать неограниченные суммы: больше скиллов = больше денег.
В его работу входят следующие задачи:
- Анализ рынка: конкурентов, целевой аудитории, продукта.
- Сегментирование рынка.
- Разработка плана продвижения в интернете.
- Работа с целевой аудиторией: промо акции, розыгрыши, конкурсы.
- Настройка рекламных кампаний.
- Подбор специалистов: дизайнеров, копирайтеров, контент-менеджеров, а также разработка ТЗ для них.
Этот специалист востребован в разных областях: электронная коммерция, игры, веб-порталы, различные медиа-ресурсы.
Вы можете познакомиться с подборкой курсов по маркетингу разных направлений и специализаций: все курсы по маркетингу
Что нужно знать и уметь чтобы стать маркетологом
Чтобы стать маркетологом, нужно знания:
- современных методов маркетинга и управления брендом;
- техник и методов продаж;
- основ экономики для управления ценами и бюджетами рекламных кампаний;
- основ дизайна, для правильного оформления визуального контента и контроля дизайнеров.
Нужно уметь:
- анализировать рынок, прогнозировать и оценивать уровни продаж;
- выбирать лучшие средства для эффективного продвижения, управлять рекламными бюджетами;
- ставить ТЗ для сторонних специалистов, например, дизайнеров или веб-аналитиков
- искать причинно-следственные связи и делать выводы только основываясь на них;
- грамотно вести коммуникации: писать письма, разговаривать, выступать публично.
Еще, чтобы стать занять должность этого специалиста нужно иметь следующие качества:
- Уметь работать с большими объемами информации. Кажется, основное, что нужно маркетологу – это креативность. Но на самом деле, это не так. Креатив – это хорошо, но креатив без анализа – плохо. Поэтому первое, что должен уметь маркетолог – собирать и анализировать получаемую информацию, выбирать на основе данных максимально правильные решения.
- Стрессоустойчивость. Приходится совмещать множество задач: специалист по маркетингу координирует работу разных специалистов, следит за эффективностью рекламных кампаний, согласовывает макеты, составляет отчеты для начальства. Главное в таком рабочем ритме не перегореть.
- Навыки общения с людьми. Нужно уметь договариваться, находить компромиссы, работать в команде и руководить.
Где работают и сколько получают маркетологи на разных должностях
Маркетолог – востребованный специалист. Его услуги могут потребоваться отдельной компании для брендинга и увеличения продаж. Также его нанимают маркетинговые агентства, которые забирают все задачи по продвижению на аутсорс. Если речь идет об интернет-маркетологе, то он может работать дистанционно или на фрилансе.
Зарплата по России от hh.ru
- бренд-маркетолог: от 30 до 210 тыс. рублей в зависимости от уровня специалиста;
- трейд-маркетолог: от 45 до 135 тыс. рублей;
- продукт-маркетолог: от 30 до 190 тыс. рублей;
- интернет-маркетолог: от 40 до 190 тыс. рублей.
Сколько платят – зависит от самой деятельности компании, пула задач, возлагаемых на специалиста и, для маркетинговых агентств – количества проектов на одновременном ведении.
Карьерный рост
Маркетолог чаще всего растет по вертикальной карьере. Обычно сотрудник приходит работать в должности младшего специалиста: младший бренд-, продукт-, интернет-маркетолог. Затем он становится обычным маркетологом. Следующая ступенька – старший специалист, а за ней тимлид – уровни зависят от особенностей компании.
Как стать и где учиться
Учиться на маркетолога можно несколькими способами:
- Осваивать профессию самостоятельно. Проще всего будет стать интернет-маркетологом. Для этого нужно освоить основные способы рекламирования сайтов и компаний в интернете, по крайней мере, контекстную рекламу и таргетинг. Также нужно изучить основные аналитические средства, для начала: Яндекс Метрику и Google Analytics. Проще всего учиться на практике, поэтому сразу после получения базы, нужно искать работу или устроиться стажером.
- Получить высшее образование. Это самый сложный путь. Если вы решите пойти по нему придется потратить до пять лет на обучение. Учиться можно на любую категорию специалистов. Итогом такого решения станет получение диплома, но полезных знаний вы много не получите, в университетской программе много воды и устаревших материалов.
- Пойти на курсы. Самый простой путь: легче чем учиться самому и не нужно тратить 5 лет на получение корки. При этом, на курсах вы будете учиться у практиков (а не как в ВУЗах – у теоретиков), получите актуальную информацию и диплом о завершении в конце курса.
Можно пойти любым путем и таки освоить специальность. Главное – это интерес и рвение к освоению чего-то нового, а профессия – это дополнение к удовольствию.
Пишите в комментарии, почему вы хотите стать именно маркетологом. Что так привлекает в этой профессии?