UTM-метки помогают маркетологам определять, откуда приходит трафик и оценивать эффективность сайта, рекламных объявлений, промопостов, статей или рассылок. Подробно рассказываем, как сделать и настроить utm-метку, каких избежать ошибок и как анализировать информацию, чтобы постоянно наращивать трафик и экономить бюджет.
Что такое UTM-метки
Это параметры или теги, которые передают счётчикам веб-аналитики подробные сведения об источнике трафика. Они добавляются в url сайта или страницы, их можно увидеть в адресной строке браузера после перехода. Выглядят они примерно так ↓↓↓
Зачем нужен этот инструмент
Такую ссылку можно «зашить» в сайт, рекламное объявление, email-рассылку или отдельную статью. Они объединяют статистику из разных рекламных площадок в любой независимой аналитической системе.
Самые популярные на сегодня системы аналитики – Яндекс.Метрика и Google Analytics. Благодаря ссылкам с метками, эти системы могут видеть, откуда пришли пользователи и какие действия они совершали с тем или иным контентом.
UTM-метки — важный инструмент в веб-аналитике, который помогает маркетологам решать сразу несколько задач:
- Отслеживать с каких источников идёт трафик. Посмотреть, откуда именно пришёл посетитель на ваш сайт или страницу: увидел ли он рекламу в соцсети, перешёл по поисковому запросу или кликнул на баннер.
- Оценивать успешность рекламных кампаний. Определить более востребованные объявления, отключать неэффективные и оптимизировать таким образом бюджет.
- Вычислять эффективность почтовой рассылки. Узнать, сколько человек открыли ваше письмо.
- Убирать каналы, которые не дают трафик. Анализируя посещения по таким ссылкам маркетологи могут отказываться от неэффективных каналов и вкладывать средства только туда, откуда приходит целевая аудитория.
Структура UTM-метки
Сама UTM-метка — это набор параметров, которые отслеживаем система аналитики, их значения разделяются знаком «=». У всех этих параметров и значений есть универсальные названия, которые позволяют системам корректно воспринимать информацию.
Виды UTM-меток
UTM-метки делятся на две группы: статические и динамические. Статические параметры задают сами пользователи и вводят их вручную. Динамические параметры передают рекламные системы: Яндекс.Директ и Google Ads и др.
Статические параметры
Статические параметры можно разделить на два вида: обязательные и необязательные. Всего существует пять параметров, три из них обязательные, а два нет. В одну ссылку можно добавить все пять параметров. Если пропустить один из обязательных, то следующие за этим параметром метки не будут учитываться.
Обязательные | |||
Параметр | Что показывает параметр | Виды значений | Пример |
utm_source | Наименование источника трафика или рекламной площадки |
| utm_source=vk |
utm_medium | Тип рекламы или канала перехода |
| utm_medium=cpc |
utm_campaign | Название или номер рекламной кампании | Это значение задаётся рекламодателем произвольно. Оно вводится на английском языке, можно транскриптом: project_poisk, prima_blog, coffee-sea | utm_campaign=coffee-sea |
Не обязательные | |||
utm_content | ID или номер рекламного объявления | Это значение также задаётся произвольно, можно рассказать о содержании объявления или месте размещения ссылки: vacancy_manager | utm_content=vacancy_manager |
utm_term | Ключевой запрос | Это значение — ключ, по которому показывали рекламу: kupit_dom, remont-avto | utm_term=kupit_dom |
Чаще всего динамические параметры используют в больших рекламных кампаниях. Если в вашей рекламной кампании 20–30 ключевых слов и объявлений, используйте только статические параметры, тогда сервис выдаст более точные данные. Если объявлений много, эффективнее использовать динамические параметры.
Динамические параметры меток
Динамические параметры задают и передают не пользователи, а сами рекламные системы. Они автоматически подставляют нужные данные после каждого клика по объявлению и помогают выделить конкретные ключевые фразы и источники, с которых поступает больше всего трафика. У каждой платформы свои правила передачи данных, но любой динамический параметр передаётся в фигурных скобках.
Существует много видов динамических параметров, полный список можно найти в справочном центре конкретной рекламной системы. Мы расскажем про основные динамические параметры в популярных рекламных системах.
Рекламная сеть | Динамические параметры |
Яндекс.Директ |
|
Google Ads |
|
ВКонтакте |
|
Как сделать ссылку с UTM-метками
Процесс создания таких ссылок состоит из нескольких шагов.
Шаг 1. Создайте метки
Можно использовать любой текстовый редактор или блокнот. Принцип создания одной метки довольно прост и состоит из трёх этапов:
- Вводите параметр.
- Ставите знак равенства без пробелов.
- Присваиваете этому параметру значение.
Допустим, вы хотите отследить трафик из вконтакте. Тогда у вас получится вот такая utm-метка:
«utm_source=vkontakte»
Однако от одной метки результата не будет. После этого вам нужно создать ещё как минимум две обязательных utm-метки с параметрами «utm_medium» и «utm_campaign» по тому же принципу.
Допустим, нам нужно не только отследить трафик из вконтакте, но и понять, какое количество человек кликнули контекстную рекламу, при этом не забыть указать название нашей рекламной кампании, тогда получим такие ссылки:
«utm_medium=cpc» и «utm_campaign=buket»
Шаг 2. Внедрите UTM-метки в ссылку
Далее начинается самое сложное — без ошибок вставить utm-метки в основную ссылку. Сложность в синтаксисе, нужно отделить параметр от основной ссылки знаком вопроса «?», а друг от друга — знаком «&». Выглядит это примерно так:
http://buketflowers.ru/?utm_source=vkontakte&utm_medium=cpc&utm_campaign=buket
Порядок расположения меток не важен для Google Analytics, но крайне важен для Яндекс.Метрики. Поэтому обязательно ставьте метки последовательно:
utm_source → utm_medium → utm_campaign → utm_content → utm_term
Если вы хотите создать свою ссылку с разными параметрами, лучше не делать этого вручную. Вы можете случайно пропустить знак, это вызовет ошибку и помешает передать данные. Для создания ссылки с utm-метками воспользуйтесь специальными генераторами.
Топовые генераторы
В сети можно найти различные сервисы-генераторы, мы расскажем про самые популярные.
Генератор от Tilda
Один из самых простых и удобных сервисов. Вам нужно просто ввести сайт, указать источник трафика и выбрать нужные значения либо ввести свои. Сервис поддерживает Яндекс.Директ, Google Adwords, вконтакте и TargetMy.com. Помимо основной ссылки, в генераторе от Tilda можно создать короткую ссылку.
Создание ссылки в генераторе Tilda
Компоновщик UTM-меток
Этот компоновщик поддерживает оптимизацию только под Яндекс.Директ и Google Adwords. Параметры и значения для других рекламных сетей нужно вводить вручную. Финальная ссылка также выдаётся как в полноценном, так и в укороченном виде.
Создание ссылки в компоновщике utm-меток
Компоновщик от Google
В генераторе от Google нет автоматической подстановки, поэтому все значения нужно вводить вручную. Сайт на английском языке, перед началом работы с генератором ознакомьтесь с инструкциями, чтобы не допустить ошибок.
Создание ссылки в компоновщике меток от Google
Как использовать ссылку с UTM-метками дальше
После того как вы создали ссылку с параметрами, вставьте её в тот сайт, рекламную систему, кампанию, объявление, баннер или статью, для которых она и создавалась. Рассмотрим наиболее популярные варианты использования ссылок.
UTM-метки для рекламных кампаний в Яндекс.Директ
Сгенерированную ссылку с маркерами вставьте в поле «Ссылка на сайт» в окне создания и редактирования объявления в Яндекс.Директ.
Добавление ссылки с utm-метками в Яндекс.Директе
UTM-метки для рекламных кампаний в Google Adwords
Установить метки для всех объявлений в Google Adwords поможет шаблон отслеживания. Для этого вам нужно:
- Зайти в кабинет Google Adwords в раздел «Настройки».
- В самом низу раздела в расширенных настройках найти шаблон отслеживания.
- Рядом с шаблоном отслеживания нажать кнопку «Изменить».
- Вставить сгенерированную ссылку.
Добавление ссылки с параметрами в Google Adwords
UTM-метки для рекламных объявлений вконтакте
Чтобы вставить ссылку в одно из объявлений вконтакте, сделайте следующее:
- Нажмите кнопку «Создать объявление» в вашей рекламной кампании ВК.
- Выберите формат записи: «Создать запись».
- Нажмите на поле «Введите адрес страницы».
- Вставьте ссылку с вашими параметрами.
Добавление ссылки с параметрами в объявлении вконтакте
Где отслеживать результаты работы UTM-меток
Статистику и переходы пользователей по вашим ссылкам с utm-метками вы можете посмотреть в той системе аналитики, которой пользуетесь, Google Analytics или Яндекс.Метрике.
Отследить UTM-метки в Яндекс.Метрике
Чтобы отследить результаты, собранные utm-метками, нужно:
- Зайти в Яндекс.Метрику.
- Открыть раздел «Отчёты».
- Выбрать вкладку «Стандартные отчёты», а в ней нажать на «Источники».
- Перейти во вкладку «Метки utm».
Так можно найти аналитику, собранную вашими ссылочными параметрами, в Яндекс.Метрике
Отследить UTM-метки в Google Analytics
Чтобы просмотреть отчёты, основанные на данных utm-меток, в Google Analytic нужно:
- Зайти в личный кабинет.
- Найти в разделе «Источники трафика» кнопку «Весь трафик».
- Затем нажать на вкладку «Источник и канал», тогда откроется информация по параметрам utm_source и utm_medium.
- Если хотите получить информацию по параметрам utm_campaign, utm_term и utm_content кликните на раздел «Другое» и выберите: «Кампания», «Ключевое слово» и «Содержание объявления».
Так можно найти аналитику, собранную utm-метками, в Google Analytics
UTM-метки — важный инструмент веб-аналитики, благодаря ему Яндекс.Метрика и Google Analytics могут видеть, откуда пришли пользователи и какие действия они совершали с тем или иным контентом. Создавать utm-метки лучше всего с помощью сервисов-генераторов, это позволит не допустить ошибок и сделать правильную ссылку. Узнать все нюансы настройки рекламных кампаний и грамотно собирать аналитику помогут онлайн-курсы.