Психологическое выгорание есть в любой профессии, и копирайтинг не исключение. Эмоциональное напряжение, сжатые сроки, трудности в работе иногда могут привести к плачевным результатам. Как понять, что у вас произошло профессиональное выгорание, что с этим можно сделать и как не допустить, я расскажу в статье.
Причины и симптомы профессионального выгорания
Желание выполнить работу в самом лучшем виде и страх неудачи — это большой стресс. В дополнение к этому есть целый ряд факторов, которые увеличивают психологическую нагрузку:
- Окружение. Многие люди относятся к работе, которую можно выполнять на фрилансе, с большим недоверием. Особенно это касается старшего поколения. Если копирайтер постоянно слышит в свой адрес, что он бездельник и занимается непонятно чем — это прямой путь к выгоранию.
- Непосильная ноша. Если у специалиста недостаточно навыков, а он берётся за очень сложное задание, это может иметь негативные последствия. Будет желание сделать работу отлично, а при небольшом опыте сразу это не получится. Как результат постоянное эмоциональное напряжение и желание всё бросить.
- Критика. Заказчик обращается к копирайтеру за качественным материалом. Если клиент не получил его в первом варианте, он хочет получить такой текст во второй или хотя бы в третьей редакции. Чтобы достичь своей цели заказчик честно говорит автору, над чем нужно работать. Некоторые копирайтеры болезненно реагируют на критику и впадают в уныние.
- Жизнь — работа. Посвящать полностью всё своё время работе не стоит, так как это может иметь негативные последствия. Даже если эта деятельность приносит радость. Однажды неминуемо наступит ужасная усталость, и захочется резко бросить такую работу.
- Вечная погоня. Даже если вы успешный копирайтер, вы находитесь в постоянном поиске заказчиков, новых заданий. В итоге берётесь за всё, ничего не успеваете, устаёте и не высыпаетесь.
- Сравнение. Вы читаете работы успешных авторов, постоянно сравниваете себя с другими и испытываете разочарование, понимая, что пишете хуже них.
- Отсутствие прогресса. Бывают моменты, когда в работе наступает сложный, переломный период. Кажется, что делаешь одно и то же, а успех не наступает. Становится только хуже, труднее.
- Наоборот, большой успех. Когда копирайтер достигает определенных высот, он начинает «буксовать» и не чувствует развития. Работа превращается в рутину и перестаёт радовать и приносить удовольствие.
Основной симптом профессионального выгорания — нежелание работать, усталость от своего дела. Когда от одной мысли о текстах хочется выбросить ноутбук в окно, а заказчику высказать всё, что вы о нём думаете. Такое настроение конечно же не способствует продуктивности, вы делаете всё ещё хуже и ещё больше впадаете в депрессию. Бывает, что такой работник «делится» своим настроением с окружающими, начинает болеть физически (бессонница, головная боль и т.д.).
Как избавиться от симптомов профессионального выгорания
Первое, что нужно сделать — это «забить» на работу. Доделать срочные текущие дела, чтобы не подводить заказчика, и сделать перерыв. Далее, в зависимости от причин и степени выгорания, можно сделать следующее:
- Взять отпуск. Дайте себе несколько дней на то, чтобы хорошенько отдохнуть от работы. Обязательно выйдите за пределы квартиры, даже если это будет парк недалеко от дома. Пообщайтесь с друзьями, особенно с теми, кого давно не видели. Постарайтесь в это время не общаться с коллегами и не обсуждать ни с кем рабочие вопросы.
- Зарядиться новыми эмоциями. Отвлекитесь от работы и сделайте что-то, что даст вам новые впечатления. Это может быть экстремальный спорт, новый фильм (сериал), выставка современного искусства или поход туда, где вы раньше не были (театр, необычный ресторан, парк аттракционов и т.д.).
- Сменить деятельность. Для некоторых это может стать лучшим решением. Вспомните то, что любите делать больше всего: готовить, читать, шить или ремонтировать машину. Уйдите в хобби с головой и отвлекитесь на какое-то время.
- Пообщаться с коллегами. В одном из пунктов я советовал обратное, но кому-то помогает именно этот вариант. Пообщайтесь с успешными коллегами и спросите, как они преодолевают трудные моменты. Расскажите смело о наболевших вопросах и рабочих проблемах и спросите, что делают они в таких случаях или что бы они вам посоветовали.
- Обратиться за помощью к профессионалу. Консультация психолога — это не только не стыдно, но и в какой-то степени «модно». Времена, когда ты «обратился к психологу — значит псих» давно в прошлом. Этот человек существует именно для того, чтобы помочь вам в сложной ситуации.
Даже после того, как удалось избавиться от симптомов профвыгорания, нет гарантий, что они не вернутся снова. Для этого предлагаю время от времени проводить профилактику.
Профилактика эмоционального выгорания в копирайтинге
Чтобы избежать выгорания, достаточно придерживаться некоторых простых правил:
- Заранее настройтесь на то, что в любой профессии есть и минусы, и плюсы. Будьте готовым к неудачам, критике (которая, кстати, способствует профессиональному росту) и застою в работе. При должном трудолюбии и упорстве успех обязательно придёт.
- Отвлекайтесь на посторонние вещи. Не во время работы, конечно. Но не стоит сводить всю свою жизнь к работе. Даже если нет желания и настроения, смотрите фильмы, сериалы, выходите из дома, встречайтесь с друзьями и общайтесь вживую.
- Дайте себе время для достижения успеха. Не сравнивайте себя с теми, кто «достиг успеха всего за…». Вы не знаете наверняка всех нюансов таких историй. Не берите сразу слишком сложные заказы. Не стыдитесь своей неопытности, со временем это всё уйдёт. Переходите постепенно от простых заданий к более сложным. Если чувствуете, что не готовы взять сложное — не берите. При должном упорстве вы точно в скором времени сможете выполнять заказы с любыми требованиями.
- Найдите еще одну работу. Если вы думаете, что копирайтинг это «несерьёзное занятие», и вы пока не можете с его помощью оплатить ипотеку, кормить семью или летать на Бали — найдите другую работу, которая на время станет для вас основной. Работайте копирайтером в свободное время и продвигайтесь в этой профессии в комфортном для вас режиме.
- Не зацикливайтесь на неудачах. Если что-то не получается — это временно. Нужно пережить этот этап, и успех придет. Находите в себе силы «перешагивать» через негативные моменты и легко их отпускать.
- Не воспринимайте комментарии от заказчиков на личный счёт. Клиент критикует вас не для того, чтобы высмеять или опозорить. Для хорошего результата нужно уметь работать над своими ошибками. Отключите злость и постарайтесь сконцентрироваться на том, как переписать и улучшить текст в соответствии с пожеланиями заказчика.
Разбавляйте свою жизнь интересными моментами, не ограничивайтесь только написанием текстов и сидением дома. Посещайте выставки, музеи, кинотеатры или концерты. Общайтесь с друзьями, путешествуйте и читайте книги не только на профессиональные темы. Это будет отличной профилактикой профессионального выгорания и эмоционально обогатит вас как автора.
1 коммент
Хорошая статья. Конкретная. Вроде всё обо одном и том же, но хорошо написано.