Как эксперту выйти на стабильные 100 000 ₽/мес?

Получить план
Агрегатор онлайн-курсов Checkroi.ru Блог Образование Методы обучения сотрудников: выбираем лучшие формы повышения квалификации

Методы обучения сотрудников: выбираем лучшие формы повышения квалификации

от Роман Савин
Опубликовано: Страница обновлена: 1075 просмотров Время прочтения: 17 минут

Обучение сотрудников своей организации некоторым предпринимателям кажется чем-то лишним — вроде работники сами должны этим заниматься. Но корпоративное обучение поможет вам улучшить профессиональные и личные навыки сотрудников, а потом увидеть результаты в работе.

Владельцу бизнеса хочется иметь сотрудников, которые не ошибаются, эффективно работают, быстро адаптируются и используют новые инструменты. Но к сожалению, нет такого института, куда можно отвести за ручку условного маркетолога или аккаунт-менеджера, чтобы он вышел оттуда просветлённым и более эффективным. В этой статье мы поможем разобраться, как можно обучать своих работников и какие методы обучения выбрать.

Для чего нужно обучать сотрудников

Обучение влияет и на процесс работы, и на результат. Вот какой «выхлоп» получит бизнес с денег, вложенных в обучение сотрудников.

  • Больше выручки. От квалификации сотрудников зависит качество и виды производимых товаров и оказываемых услуг. Чем выше качество, тем выше добавленная стоимость, а значит и ваша выручка. Чем больше услуг, тем больше возможностей для кросс-селла.
  • Интересные кейсы. Чем лучше ваши сотрудники справляются с поставленными задачами, тем более интересные кейсы получает компания. Интересные кейсы привлекают в клиенты крупные компании.
  • Быстрое согласование проектов. Чем компетентнее сотрудники, тем меньше разногласий и конфликтных ситуаций с клиентами. Это влияет на цикл сделки. Лучше получить одобрение с первого раза и подписать акт, чем долго вносить правки.
  • Быстрая адаптация новичков. Когда в компанию приходит новый специалист или менеджер, он приступает к работе на 100%. На адаптацию потребуется один или два месяца. Чем быстрее сотрудник сориентируется, тем быстрее сможет приносить пользу компании.
  • Лояльность сотрудников. Сотрудники, которым предлагают обучение, реже уходят из компании. Берите пример с IT-контор: им тяжело найти нового специалиста, поэтому они мотивируют команду постоянными обучениями за счёт компании.
  • Сильная команда. Работники, которые лояльны компании и постоянно наращивают скилы, будут сами предлагать идеи для расширения компании с перспективой стать руководителями направлений.

Если вы хотите, чтобы у вас росла прибыль и оптимизировался рабочий процесс, займитесь регулярным обучением в своей компании.

Для обучения сотрудников может быть три цели:

  1. Адаптация новичков. Адаптация нужна для того, чтобы новые сотрудники как можно быстрее влились в работу. В это время важно делать упор на принципы работы компании, специфику клиентов и оптимальный рабочий процесс.
  2. Повышение квалификации. Это такой процесс обучения, при котором улучшаются навыки специалиста. Сотрудники обучаются у более компетентных людей, оптимизируют свою работу или учатся выдавать более качественный результат.
  3. Горизонтальный рост. Так называют освоение смежных навыков, которые не относятся напрямую к профессии. Если у вас есть маркетолог, который перегорел на своей позиции, но готов немного сменить сферу и стать аналитиком. На курсах он расширяет свои базовые знания и получает нужные для работы новые навыки.
Пошаговый план
«Как эксперту выйти на стабильные 100 000 ₽/мес»
На продаже своих услуг без всякого «наставничества»
Получить план

Эффективные методы обучения сотрудников

Разберём популярные методы и форматы, посмотрим, какой цели они служат, как проходит процесс обучения и какие у него достоинства и недостатки.

Вводное обучение

Вводное обучение — это важная часть адаптации нового сотрудника. Обычно у него много вопросов в начале работы: к какому времени приходить, где принимать задачи, есть ли обязательные встречи с руководителем отдела. На все организационные вопросы необходимо ответить в самом начале. В основном вводным обучением занимается hr-специалист или руководитель отдела.

Многие компании готовят специальный документ — руководство для новичков. Там собирают основные вопросы. Это удобно, если такой документ будет в компании — он поможет новым сотрудникам самостоятельно изучить основные принципы и форматы работы в вашей компании и не отвлекать вас на мелочи. Его можно сделать отдельно для каждого подразделения организации.

Достоинства Недостатки
  • Новички быстро встраиваются в рабочий процесс
  • У вас будет меньше проблем в рабочих процессах из-за того, что кто-то забыл о правилах
  • Подходит только для адаптации новых сотрудников
  • Не даёт никакого экономического эффекта, кроме оптимизации затрат на ФОТ

Когда использовать. Без такой формы обучения не работает ни одна организация. Но она подходит только для адаптации новых сотрудников. Скилы имеющихся работников так не прокачать.

Как сделать эффективнее. Приведите всё к одному стандарту, к современной системе. Не нужно придумывать для каждого нового сотрудника новый сценарий адаптации. В идеале у вас должен быть подробный документ с ответами на все вопросы и важными требованиями рабочего процесса.

Менторство

Когда новичок уже влился в работу, но хочется, чтобы он брал сложные проекты или работал эффективнее, обычно подключают руководителя отдела или старшего специалиста. Он смотрит, каких умений не хватает и где теряется большая часть времени, после чего сам обучает новенького.

Чтобы организовать менторство, можно использовать систему управления компетенций, которая автоматизирует этот процесс. Например, Avilar или решение от Core Competency Group. Они помогают определить уровень навыка у наставников и учеников и составить план обучения.

Менторство работает и для адаптации, и для повышения квалификации, и для горизонтального роста. Сложнее всего — найти того, кто будет обучать. Владеть навыками и уметь их передать — это две разных профессиональных области. К тому же у старшего специалиста или руководителя отдела может быть много своих задач. Если вы перекладываете на него обучение, засчитывайте сверхурочную работу или переложите часть обязанностей на другого спеца.

Достоинства Недостатки
  • Проще и интуитивнее, чем другие способы. Как правило, такой обмен знаниями уже работает во многих компаниях
  • Если у вас в фирме есть сильный ментор, он быстро поднимет весь отдел до своего уровня
  • Помогает и в адаптации, и в повышении квалификации, и в горизонтальном росте
  • Вы заранее не знаете, хороший ли ментор получится из старшего специалиста или руководителя
  • Вам нужно обсудить условия на время обучения: будет ли ментор получать дополнительные «плюшки» и кто будет делать его работу в это время

Когда использовать. Универсальный способ, для которого нужен редкий человек — и мастер, и учитель. Если ваша компания работает давно и в ваших отделах больше пяти человек, то наверняка у вас уже есть менторство в том или ином виде. Осталось его только «докрутить».

Как сделать эффективнее. Проверьте, насколько хорош ваш ментор. Попросите его провести лекцию и дайте обратную связь. Собирайте фидбек от специалистов, которые прошли обучение и сравните показатели: стали ли проекты двигаться быстрее, выросло ли качество работы и уровень удовлетворённости клиентов.

Митапы и обсуждения кейсов

В маркетинговых агентствах и IT-компаниях принято проводить митапы — небольшое самообучение среди сотрудников. Они выбирают тему и читают лекцию по ней. Как правило, специалист выбирают ту тему, в которой хорошо разбирается. У него есть свой опыт, к которому он добавляет ликбез, практику других компаний и практическую пользу для компании. Получается неглубокая, но понятная лекция. Это помогает адаптации новичков и горизонтальному росту сотрудников.

В агентствах часто внедряют защиту кейсов. Так, команда маркетинга может рассказать, как за месяц увеличила поток заявок вдвое. Они рассказывают о том, как это получилось, что было сделано и что будет масштабироваться в будущем. Команда продукта может рассказать о том, как запустили новый сервис. Команда разработки — о том, как боролись с ошибками и сдали проект вовремя. Такой анализ ещё называют «ретроспективой». Он помогает понять, что именно было сделано правильно и как в дальнейшем эти знания применять на пользу компании.

Во время митапов важно держать баланс между весельем и пользой. В какой-то момент работники будут предлагать темы, которые не принесут новых знаний и навыков. Если потребовать взять другую тему, то все митапы превратятся в «обязаловку», которая будет проводиться «ради галочки». Если разрешить всегда готовить лекции на любую тему, то митап рискует превратиться в обычную вечеринку.

Достоинства Недостатки
  • Сотрудники делают все своими силами. Вы не тратите время и деньги
  • Есть возможность отрефлексировать важные темы и кейсы
  • Вы можете найти ментора, который в дальнейшем будет персонально обучать других сотрудников
  • Без контроля такие методы обучения бесполезны
  • Если вы упустите мотивацию и сам процесс перестанет нравиться сотрудникам, они сами начнут пропускать лекции и отказываться от них

Когда использовать. Митапы и защита кейсов — полезные практики в коллективах, где к работе относятся ответственно и хотят отрефлексировать свои навыки. Следите за списком тем и сотрудники будут обучать себя сами.

Как сделать эффективнее. Ищите баланс между свободой и контролем. Например, дайте большой список тем, которые стоит послушать всем. Пусть каждый выберет себе тему и разберёт её. С одной стороны, вы оставляете выбор, с другой — контролируете содержание.

Корпоративные тренинги

Это наиболее дорогой вариант из представленных. Такие курсы часто завязаны на конкретной личности. Компания приглашает эксперта отрасли, он готовит программу обучения и проводит тренинг для сотрудников. Кроме имиджевой составляющей — «да у меня в компании сам Игорь Манн маркетологов учил», появляется уверенность, что работники получат эксклюзивные и полезные знания.

Ещё один положительный эффект от таких мероприятий — это тимбилдинг. Ваших сотрудники собираются в одном месте, учатся работать в команде, решать вместе задачи или конкурировать друг с другом. Такие виды взаимодействия помогают наладить отношения в коллективе, «перезагрузить» мозг и заставить по-новому посмотреть на работу.

Есть только два серьёзных минуса: это дорого и это отрывает от работы. Представьте, что вы вытаскиваете весь отдел маркетинга, чтобы послушать двухдневную лекцию про омниканальность и ассоциированные конверсии. Но кто-то в это время должен будет следить за бюджетами в рекламных кампаниях и притоком заявок. Поэтому стоит заранее продумать, как организовать работу на время обучения.

Достоинства Недостатки
  • Можно найти тренинги от признанных профессионалов в отрасли
  • Вы сплачиваете команду, даёте возможность перезагрузиться и взглянуть на работу по-новому
  • Высокая цена
  • Обучение проходит в отрыве от производства

Когда использовать. Такие виды обучения проводят только крупные компании, которые могут себе позволить дорогие тренинги. Убедитесь, что они того стоят — и заказывайте.

Как сделать эффективнее. Убедитесь, что обучение действительно необходимо вашим сотрудникам и заранее представьте спикера. Пусть каждый поймёт, как именно в его работе поможет это обучение.

Онлайн-курсы для корпоративного обучения

Онлайн-курсы — это обучение через интернет. Они могут быть в формате видео или онлайн-семинара. Сотрудники вашей организации могут сами выбирать, какие курсы им интересны, и запрашивать обучение от компании. Вы можете оплачивать их полностью или частично, чтобы работник тоже ощущал ответственность за своё решение.

Такие формы обучения больше подходят для углубления и расширения навыков. Например, вы ведёте социальные сети клиентов. У клиента появляется запрос на то, чтобы вести аккаунт в тиктоке. Вы можете нанять нового специалиста, который в нём разбирается или отправить своего smm-специалиста на курс. Второй вариант гораздо дешевле. Или маркетолог захочет научиться анализировать большие данные. Есть смысл отправить его на курс по аналитике.

Достоинства Недостатки
  • Специалист или менеджер сам выбирает курсы, которым доверяет
  • Он получает информацию того уровня, который сейчас необходим: «с нуля», новичок или углублённое изучение
  • В дальнейшем работник может обучать по той же программе всех остальных
  • Индивидуальные курсы довольно дорогие

Когда использовать. Это один из лучших способов поднять навыки или научиться новому. Причём как в индивидуальном порядке, так и всему отделу. Следите, чтобы курсы были полезными, качественными и имели хорошие отзывы.

Как сделать эффективнее. Попросите у сотрудника собрать несколько вариантов интересных для него курсов. Пусть к каждому он напишет сопровождение, почему этот курс лучше, чем другие. Иногда кажется, что нужен именно этот курс от этого специалиста, и цена до конца дня такая хорошая. А на самом деле есть куда более интересные альтернативы.

Определиться и выбрать подходящие онлайн-курсы поможет каталог курсов на нашем сайте

Запомнить главное

Подытожим, какие методы обучения персонала бывают, и как они помогут вам.

  • Если вы владелец бизнеса, то обучения вам нужны для того, чтобы повысить эффективность работы вашей компании, получить интересные кейсы, дорогих клиентов и высокую прибыль.
  • Вводное обучение помогает провести адаптацию новичка и как можно быстрее погрузить его в рабочий процесс. Хорошо, если для новичков у вас будут заранее приготовлены полезные инструкции.
  • Менторство нужно для того, чтобы адаптировать нового сотрудника и улучшить навыки у работающих специалистов и менеджеров. Для этого нужен сотрудник, который сам владеет навыками и умеет их передавать другим.
  • Митапы и защита кейсов — это формы обучения, которые помогают закрепить успешные практики. Требуют хорошей организации и внимания со стороны руководителя.
  • Корпоративные тренинги — дорогой вид обучения. Они заинтересуют тех, кто хочет учиться у топовых спикеров.
  • Онлайн-курсы — наиболее универсальный метод. Курсов много, они разные, проходить их можно без отрыва от основной работы и работник сможет подобрать то, что ему необходимо.

Организовать корпоративное обучение помогут специальные платформы, через которые можно геймифицировать процесс, выдавать сертификаты, собирать и анализировать статистику. О том, как работают наиболее популярные из них, читайте в обзоре: 11 популярных платформ для обучения сотрудников

0 Коментариев
1

Почитаем еще?

Оставьте комментарий

Мы иногда используем cookie-файлы, чтобы получше узнать вас и персонализировать контент :) Замечательно!