Сегментация целевой аудитории — это разделение потенциальных покупателей на определённые группы, где они объединяются в похожих запросах. В зависимости от понимания интересов этих групп продавец сможет сформировать предложение, которое отлично продаст его товар или услугу. О самых крутых методиках сегментирования целевой аудитории я расскажу в статье.
Метод сегментации №1. Классика
Существует множество принципов разделения ЦА, в том числе и те, что вы сами себе определите. Основные:
Локация — или география целевой аудитории. В зависимости от масштабов бизнеса делится на районы, города, страны. Например, если у вас магазин в спальном районе нет надобности делать рекламу на всех билбордах города или страны. Другое дело, если у вас магазин интернет-товаров с доставкой по всей России. Или у вас магазин досок для сёрфинга и вы рекламируете его в северных регионах. Основные критерии деления по географическому принципу:
- регион;
- населённый пункт и его тип;
- плотность и численность населения;
- климат, погодные условия.
Демографические данные — их можно хорошо проследить на примере бьюти-сферы: спа-салоны, парикмахерские, барбершопы, детские парикмахерские. Можно отталкиваться от определённого сегмента и формировать УТП целенаправленно.
Критерии для сегментации:
- пол;
- возраст;
- семейное положение;
- уровень дохода;
- образование;
- занятость;
- род деятельности;
- религия;
- национальность.
Психография — самое сложное направление. Здесь происходит деление по образу жизни, ценностям, хобби и другим. В результате последовательной сегментации вы получите чёткую и понятную вам целевую аудиторию, для которой проще будет создать предложение. Критерии:
- выгоды для покупателя;
- приверженность бренду;
- насколько клиент лоялен к марке;
- для чего покупается товар;
- как часто используется клиентом услуга или товар;
- степень готовности к покупке;
- объём;
- бюджет;
- лицо, принимающее решение;
- экспертность.
Метод сегментирования №2. «5W» Марка Шеррингтона
Суть методики заключается в том, что нужно ответить на пять вопросов:
- What — что продаём, какие товары или услуги?
- Who — кто ваш идеальный покупатель?
- Why — почему нужно купить именно ваш товар? Какую проблему он решит?
- When — когда или в какой ситуации покупается товар?
- Where — где происходит покупка?
Эта методика очень проста и не требует специальных навыков. Например, танцевальная студия. Берём всю возможную целевую аудиторию по направлениям танца в студии и делим её на возможное количество частей.
Для удобства можно сделать такую таблицу:
Что? | Фитнес на пилоне | Свадебный вальс | Детские танцы |
Кто? | Девушки 25-35 лет | Пары, готовящиеся к свадьбе 20-30 лет | Родители детей 6-10 лет |
Почему? | Желание хорошо выглядеть | Чтобы научиться танцевать на свадьбе «вальс жениха и невесты» | Физическое развитие ребёнка |
Когда? | Круглый год | Круглый год | Преимущественно в учебное время (сентябрь-май) |
Где? | Тематические сообщества в соцсетях, салоны красоты, фитнес-залы | Тематические сообщества в соцсетях, салоны свадебной одежды, банкетные залы | Тематические мамские сообщества в соцсетях, поликлиники, школы, секции |
С этими данными получилось более детальное сегментирование. Если и этого недостаточно можно воспользоваться следующей методикой.
Уникальное предложение — -50% на ВСЕ курсы Skillbox. Получите современную онлайн-профессию, раскройте свой потенциал.
Метод поиска ЦА №3. Khramatrix
Это расширенный вариант предыдущего способа. Он дополняет 5 вопросов из предыдущего абзаца и состоит из следующих пунктов:
- описание ЦА по географическим и демографическим критериям;
- поведенческие особенности;
- готовность к покупке (готов приобрести, собирает информацию, сравнивает варианты, хочет попробовать);
- целевое действие, которое подталкивает к покупке.
Что? | Фитнес на пилоне | Свадебный вальс | Детские танцы |
Кто? | Девушки 25-35 лет | Пары, готовящиеся к свадьбе 20-30 лет | Родители детей 6-10 лет |
Почему? | Желание хорошо выглядеть | Чтобы научиться танцевать на свадьбе «вальс жениха и невесты» | Физическое развитие ребёнка |
Когда? | Круглый год | Круглый год | Преимущественно в учебное время (сентябрь-май) |
Где? | Тематические сообщества в соцсетях, салоны красоты, фитнес-залы | Тематические сообщества в соцсетях, салоны свадебной одежды, банкетные залы | Тематические мамские сообщества в соцсетях, поликлиники, школы, секции |
Описание ЦА | Девушки, которые много времени проводят в соцсетях. Часто посещают салоны красоты, следят за питанием и фигурой. Или просто эти интересуются, но не могут решиться. Уровень дохода средний | Пара, которая готовится к свадьбе. Уровень дохода средний и выше. | Работающие родители. Уровень дохода средний. |
Поведенческие особенности | Посещает разные места для молодежи: кафе, бары. | Пара в отношениях, посещают соответствующие места. Рестораны, кинотеатры, парки и т.д. | Жизнь в быстром темпе: дом-работа-школа-ребёнок. |
Готовность купить | Сравнивает разные студии | Готовы к покупке | Анализируют данные, сравнивают |
Целевое действие | Пригласить вступить в сообщество в соцсети. | Совершить продажу и предложить скидку друзьям. | Пригласить на пробное занятие |
Метод №4. LTV
LTV (Lifetime Value) – это уровень пожизненной ценности клиента или какой доход он принесёт. Деление происходит на эконом, средний класс и VIP. Учитывается уровень дохода клиента, объёмы покупок, приверженность марке, лояльность в целом.
Этот метод позволяет планировать финансирование рекламных кампаний. При планировании рекламного бюджета отталкиваемся от того, сколько денег принесёт клиент и будет ли это выгодно. Например, на привлечение VIP-клиентов можно потратить больше финансов, чем на эконом.
Методика рассчитывается по следующим показателям:
- LTV = (доход за год — затраты на рекламу) / количество клиентов.
- LTV = средний чек (количество покупок за определённое время).
- LTV = средний чек (число покупок клиента за месяц) время удержания клиента (в месяцах).
В конце все данные перемножаются. Берём средние показатели за год и рассчитываем на человека, усреднённо.
Для наглядности данные можно рассмотреть в таблице:
Показатели | Сегмент 1 | Сегмент 2 | Сегмент 3 |
Средний чек | 4000 | 1000 | 2500 |
Число продаж клиенту на месяц | 2 | 3 | 2 |
Время удержания клиента (в месяцах) | 12 | 6 | 3 |
Группа 1. 4 000 * 2 * 12 = 96 000 руб.
Группа 2. 1 000 * 3 * 6 = 18 000 руб.
Группа 3. 2 500 * 2 * 3 = 15 000 руб.
После обработки данных видно, что первая группа наиболее интересна для бизнеса. Именно в этот сегмент нужно вкладывать максимум усилий. Подробнее о пожизненной ценности клиента, я писал тут.
Вы освоите новую профессию, научитесь применять Agile и Scrum и сможете претендовать на позицию руководителя проектов.
Суть подхода в том, что на каждом этапе развития бизнеса бывает разная степень осведомлённости (проблемы, детали). Например, мама новорождённого ребёнка не знает о том, с какими проблемами может столкнуться школьник. На этом примере видно две ступени, а у Ханта их пять.
Если давать описание каждой ступени, это выглядит так:
- Отсутствие осведомлённости. Целевая аудитория никогда не слышала о вашем продукте и не знает какую проблему он может решить. Они не станут покупать продукт сразу же. Игнорировать и сразу отметать эту ЦА тоже не стоит. Для знакомства с продуктом можно предложить подписаться на страницу товара в соцсети, сделать интересную рассылку. Или, например есть крутые курсы копирайтинга, а о преимуществах мало кто знает. Или вообще человек не предполагает, что они ему нужны. Тогда можно сделать гостевой пост там, где обитают, например, блогеры и выделить для них преимущества.
- Интерес. Человек заинтересовался продуктом, но ещё чувствует потребность в информации. Далее, он ищет способ удовлетворить потребность. На этом этапе важно правильно познакомить ЦА с товаром: комментарии, отзывы и истории покупателей.
- Поиск решения. ЦА сравнивает разные способы решения своего вопроса. Здесь важно дать по максимуму информации о том, как товар решит проблемы покупателя. Полезна будет экспертная информация — видео с производства, статьи с хорошим текстом, обзоры.
- Сравнение — выбор. На этой стадии человек уже определился со способом решения проблемы и делает выбор компании. Здесь важно показать почему именно ваш продукт самый лучший по сравнению с конкурентами. Например, как это сделал Twist. Они определили, что их клиенты либо уже пользуются Slack, либо выбирают между ними и этим конкурентом. Сделали прямо у себя на сайте сравнение и таким образом подталкивают к выбору своего продукта.
- Уверенность в выборе — покупка. Этап, на котором нужно «притормозить» и не мешать клиенту совершить заказ (навязчивая реклама). Можно предложить как бонус небольшую скидку. Слишком большой размер скидки насторожит клиента и отпугнёт.
Помимо всего прочего, ЦА важно не только сегментировать, привлечь и продать ей. Нужно удержать клиента. И не только удержать, а сделать так, чтобы они рекомендовали вас друзьям и знакомым. Для максимального результата нужно работать над качеством продукта, уровнем сервиса, повышением лояльности. Если нет опыта в работе непосредственно с продуктом — этому можно легко научиться на курсах продакт-менеджмента!