С февраля 2022 многие российские отрасли переживают перестройку. В мае изменения коснулись и сферы образования: Минобрнауки заявило о необходимости отмены Болонской системы в стране. По мнению министра В. Фалькова, в РФ необходимо развивать собственную «уникальную» систему высшего образования. Высказывания чиновников породили в обществе множество вопросов и тревог: что будет с бакалавриатом, вернут ли специалитет, останется ли в школах ЕГЭ, будут ли признавать российские дипломы за границей и др.
В этой статье мы разберёмся, как работает Болонская система, что в России изменилось после внедрения европейских стандартов образования и как отразится на абитуриентах, студентах и выпускниках выход страны из Болонской системы.
Суть Болонской системы
Болонская система, или Болонский процесс — это международная декларация о создании единого образовательного пространства между европейскими странами. В 1999 году на собрании в Болонском университете в Италии 29 государств договорились о создании глобальной образовательной системы в Европе. Россия, Казахстан, Беларусь и ряд других стран присоединились к процессу позднее.
Суть Болонской системы заключается в том, чтобы студенты и выпускники одной страны могли свободно поступить на учёбу, пройти стажировку или трудоустроиться в другой стране. Чтобы это реализовать, участники Болонского процесса вводят единые стандарты обучения и двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат и магистратуру.
Таким образом в Европе появляются два уровня подготовки специалистов и уравнивается качество образовательных программ. Это позволяет признавать дипломы зарубежных студентов и без проблем принимать их на учёбу и работу.
Так, студент чешского университета может проучиться семестр по обмену в Италии, а бакалавр французского вуза — поступить в магистратуру, например, в Германии
На данный момент Болонская система образования включает 49 государств, но в России от неё планируют отказаться. С чего всё начиналось и к чему привело в нашей стране — рассказываем дальше.
Болонская реформа в России
Разберёмся, когда и зачем Россия присоединилась к Болонской системе, и проследим, как изменилось высшее образование в процессе европейской интеграции.
Что было до. Основной формой высшего образования в России до участия в Болонском процессе был советский специалитет. Срок обучения на специалиста составлял 5–6 лет, образование было бесплатным, но по окончании студенты должны были три года отработать на государство. После распада Союза от этих принципов отказались, на специалитете появились коммерческие места, а работой выпускников уже не обеспечивали.
Что изменилось. Россия взяла курс на сближение с европейским образовательным пространством в 2003 году. Как отмечали депутаты Госдумы в интервью «РИА Новости», цель интеграции в Болонскую систему — повышение качества отечественного образования и выход российских вузов на международную арену.
Внедрение Болонской системы позволяло:
- сделать молодёжь мобильнее — студенты могли учиться по программам двойного диплома, стажироваться или работать в Европе;
- улучшить качество образования — появилась возможность обмениваться передовыми знаниями, культурными ценностями и опытом с представителями развитых стран;
- увеличить доходы — чем больше иностранных студентов приезжает в страну, тем больше денег они тратят на обучение и развлечения.
В отдельных вузах готовить бакалавров начали ещё в 90-х, но официально две ступени вышки вместо одного специалитета ввели в 2007 году. Срок обучения бакалавров составил 4 года, а магистров — 2.
Примечательно, что и после 2007 в стране не отказались от специалитета полностью: по ряду технических, медицинских и творческих направлений, перечень которых установлен Правительством РФ, специалистов готовят по сей день. Внутри страны специалитет фактически приравнивается к уровню магистра, но в Европе такую степень не признают и считают её бакалавриатом.
Сравнить бакалавриат и специалитет поможет наша таблица:
Бакалавриат | Специалитет |
|
|
Почему Болонскую систему критикуют в России
Сегодня с момента принятия Россией принципов Болонской системы прошло почти 20 лет, но на протяжении всего этого времени в обществе и профессиональных кругах не утихают споры и пересуды.
Европейскую систему высшего образования критикуют по ряду причин — рассмотрим некоторые подробнее.
Снижение качества образования. Уместить в 4-летней программе бакалавриата всю необходимую теорию и достаточное количество практики весьма сложно. При этом далеко не все студенты идут «добирать» знания в магистратуру. Да и те, кто решает продолжить обучение, зачастую выбирают совершенно другое направление подготовки и осваивают новую специальность всего за 2 года. Иногда в магистратуру поступают только ради «корочки».
Отток молодых профессионалов. Основная идея Болонской декларации — дать студентам и выпускникам больше свободы и мобильности для профессиональной самореализации. Для стран ЕС с единым экономическим пространством — это удобно и выгодно, но Россия туда не входит. Поэтому отток инициативных молодых специалистов приводит лишь к недостатку кадров внутри страны.
Недоверие к бакалаврам. Бытует мнение, что диплом бакалавра — это неполное высшее. Некоторые работодатели до сих пор не считают бакалавров профессионалами и при найме отдают предпочтение магистрам и специалистам.
Отсутствие результата. За 20 лет Россия не стала полноценным членом европейского образовательного пространства, считает спикер Совета Федерации В. Матвиенко. В интервью «Известиям» она отметила, что российские дипломы и научные степени так и не были в должной мере признаны в Европе. Россия, по её мнению, больше потеряла, чем выиграла от подобной интеграции, поэтому нет ничего критичного в том, что Болонскую систему отменят.
Мы связались с деканом и преподавателем Финансовой академии при Правительстве РФ Екатериной Безсмертной и попросили её поделиться своим взглядом на ситуацию вокруг Болонской системы.
Отказ от Болонской системы
В апреле 2022 года на встрече Наблюдательной группы Болонского процесса страны решили приостановить членство России и Беларуси в Болонской системе. В ответ на это в мае российские власти объявили, что Россия выходит из Болонской системы, отказывается от европейских образовательных стандартов и будет проводить внутреннюю реформу высшего образования.
В июне депутаты подготовили законопроект, который позволяет вузам вводить форму специалитета по всем специальностям и направлениям подготовки. Однако допускается, что по своему желанию вуз может оставить двухступенчатую систему образования и по-прежнему готовить бакалавров и магистров. На данный момент документ находится на рассмотрении в Госдуме.
Мы поговорили с опытным специалистом в сфере образования Екатериной Безсмертной о последствиях отказа от Болонской системы для нашей страны. Ниже приводим её комментарий.
Отказ России от Болонской системы — в большей степени демонстрация позиции страны из-за отсутствия в нынешних условиях оснований считать себя полноправным участником этой европейской системы.
Это отнюдь не значит, что нужно отказаться от всех положительных результатов, которых страна достигла за последние годы. Переход к европейским стандартам позволил унифицировать учебные программы вузов, активизировать международный обмен студентами и в определённой мере сформировать собственную образовательную траекторию.
Сегодня у нас появился мощный стимул для пересмотра принципов организации образования с целью повышения его престижа и качества. Но строить национальную систему нужно на симбиозе всего лучшего и уникального, что определяло высокое качество образования в разные периоды истории нашей страны
Вопрос-ответ: что изменится в системе высшего образования
Мы проанализировали, какие изменения ждут нынешних и будущих студентов в России, и собрали ответы на главные вопросы в одном месте.
В вузах отменят бакалавриат и магистратуру?
Не отменят — дал однозначный ответ глава министерства образования и науки В. Фальков. В интервью «Коммерсанту» министр объяснил, что программы бакалавриата и магистратуры останутся, но их количество сократится, а вот специалитета точно станет больше.
В первую очередь на 5–6 летнее обучение переведут студентов сложных технических специальностей: врачей, микробиологов, инженеров и др. Минпросвещения, как пишут «РИА Новости», готово в короткие сроки внедрить специалитет в педагогических университетах.
Можно ли будет с российским дипломом поехать учиться за границу?
В целом, если двусторонние договоры о признании образования продолжать действовать, то вы сможете учиться за рубежом даже после отмены Болонской системы образования в России. Однако никто не застрахован от проволочек и сложностей. Например, может затрудниться процесс признания уровня квалификации студента или пересчёт академических часов в кредиты.
Вот что говорит наш эксперт Екатерина Безсмертная.
Несмотря на антироссийские санкции, зарубежные партнёры продолжают сотрудничество с институтами в России: лишь немногие вузы официально расторгли соглашения, большинство же — предпочли поставить их «на паузу»
Обратите внимание, что российские дипломы требуется переводить на иностранный язык и заверять в консульствах или уполномоченных органах в большинстве зарубежных стран. Это не имеет отношения к участию или неучастию в Болонском процессе.
Признание диплома не потребуется только в государствах, с которыми у РФ есть соответствующие договоры. Среди них: Азербайджан, Албания, Беларусь, Греция, Грузия и др. Полный список стран опубликован на сайте «Главэкспертцентра».
Что будет с ЕГЭ?
Единый государственный экзамен никак не связан с Болонским процессом, поэтому отказываться от него не планируется. В интервью «Интерфаксу» глава Рособрнадзора А. Музаев отметил, что ЕГЭ — российский экзамен, который основан на отечественных образовательных стандартах и учитывает особенности национальной системы образования. Поэтому оснований для его отмены сейчас нет.
Что делать нынешним студентам и абитуриентам? Есть ли смысл учиться на бакалавриате?
Реформы — не молниеносный процесс: на разработку новых стандартов и доработку образовательных программ потребуются годы. Что касается студентов этого и следующего годов — переживать не о чем. Все программы продолжат действовать, заверил В. Фальков.
Уже выданные дипломы бакалавров и магистров продолжат действовать? Не нужно переучиваться?
Документы продолжат действовать, переучиваться не придётся. При желании вы сможете пойти работать с дипломом бакалавриата или поступить в магистратуру, чтобы получить более высокую академическую степень и продвинуться по карьерной лестнице.
Однако, как отмечает В. Фальков, критерии поступления в магистратуру вскоре могут измениться. Дело в том, что в соответствии с болонскими принципами бакалавр может учиться в магистратуре по любому направлению подготовки, вне зависимости от полученной ранее специальности. Так, всего за 2 года актёр может получить диплом юриста, а журналист — стать психологом.
Министр подчеркнул, что такой подход приводит к снижению качества профессиональной подготовки, поэтому его необходимо реформировать. Какие-то специальности, вероятно, можно будет освоить и за 2 года, но для поступления на более сложные магистерские программы абитуриенту потребуется окончить профильный бакалавриат.
Альтернативные пути для студентов
Специалитет или бакалавриат — не единственный путь для абитуриента. Многие современные профессии можно освоить онлайн и гораздо быстрее, чем в вузе. Поэтому, если не хотите морочиться со всеми этими реформами вышки, приходите учиться на курсы.
В блоге Checkroi рассказали о самых востребованных специальностях:
- профессии будущего: что будет востребовано и где этому учиться
- востребованные профессии, которые можно легко и быстро освоить
- лучшие онлайн-курсы с трудоустройством 2022 года
Если вам всё-таки нужен диплом бакалавра или магистра, обратите внимание на дистанционные программы высшего образования. Рассказываем о них подробно в статье: высшее образование онлайн — какие профессии можно освоить.
Подведём итог
Новость о выходе РФ из Болонского процесса прогремела весной на весь интернет. Отношение к европейским стандартам образования в России все 20 лет было двояким. Одни открыто критиковали двухуровневую систему, считали бакалавриат незаконченным высшим и ратовали за возвращение старого доброго специалитета. Другие поддерживали интеграцию России в международное образовательное пространство и развитие межкультурной коммуникации и мобильности.
Так или иначе, решение об отказе от болонских принципов было принято. В статье мы рассказали, что уже планируют изменить в российской образовательной системе, а что будет дальше — покажет время.
Изначально профессиональное сообщество приняло переход на Болонскую систему с недоверием, перестройка образования шла не без трудностей. Тем не менее сегодня наличие диплома бакалавра нормально воспринимается работодателями и позволяет талантливым и энергичным выпускникам активно продвигаться вверх по карьерной лестнице. Кстати, двухуровневая система образования прижилась и в странах, которые никогда не участвовали в Болонском процессе: Китае, Южной Корее, Сингапуре, Индии, Бразилии и др.
При этом и от программ специалитета за прошедшие годы не отказались многие вузы России, в особенности — готовящие выпускников по техническим специальностям. Не следует также забывать, что и в советское время, в 50–60-е годы, срок обучения по некоторым специальностям, например, экономическим, составлял 4 года, а не 5. Но многие эксперты в области образования считали и продолжают считать, что четырёх лет недостаточно и переход на бакалавриат снизил качество подготовки.
Поэтому сегодня у нас есть прекрасная возможность пересмотреть целесообразность возвращения к 5-летним программам специалитета по некоторым направлениями